• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

НИС: Работа с научной литературой

Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 2

Программа дисциплины

Аннотация

В процессе работы студентам предстоит много работать с электронными базами данных научного цитирования и другими источниками научной литературы. Работа предусмотрена как индивидуальная так и групповая. Весь практикум строится как подготовка к финальному заданию - составлению аннотированного списка литературы по выбранной теме изучения. Каждый элемент отрабатывается в виде короткого практического задания. Изучение данной дисциплины базируется на общих школьных знаниях. Для освоения учебной дисциплины, студентам необходимо владеть следующими знаниями и компетенциями: 1. общие знания по философским, естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам; 2. знание биологии, обществознания на уровне программы средней общеобразовательной школы; 3. способность учиться, приобретать новые знания, умения, навыки в области, отличной от профессиональной. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: • Экспериментальная психология, • Все дисциплины, где подразумевается самостоятельный поиск релевантной научной литературы по заданным темам, написание эссе и рефератов, • Подготовка курсовых работ и выпускной квалификационной работы.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • обучение студента одному из этапов научного исследования, а именно, поиску научной литературы, написанию научного обзора и составлению библиографии по заданной теме.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умение идентифицировать источники и идентифицировать научные тексты, на основе критериев.
  • Умение находить литературу по запросу в электронных базах данных научного цитирования. Умение использовать различные критерии поиска.
  • Умение выделять в научном тексте его структуру; предмет исследования, проблему, научные факты и т.д.
  • Умение выделять в научном тексте его структуру; предмет исследования, проблему, научные факты и т.д. Умение выделять альтернативные позиции, представленные в тексте.
  • Написание аннотации для полнотекстовой статьи
  • Умение подобрать список релевантных научных источников по теме исследования, отражающих классические представления и современное состояние проблемы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Научный и научно-популярный тексты
    Понятие науки, критерии научности Формирование у студентов представления о критериях научности знания. Научный факт vs. миф. Понятие научного факта. Отличие академического жанра от научно-популярного. Структура научного текста.
  • Поиск литературы в электронных источниках
    Электронный каталог библиотеки, заказ книг. Оформление удалённого доступа к электронным ресурсам, правила использования электронной подписки, лицензии. Обзор электронной подписки НИУ ВШЭ: книги, журналы, диссертации. Сервис поиска полного текста статьи по всей электронной подписке Full Text Finder. - Ресурсы по психологическим наукам: базы данных JSTOR и ScienceDirect. Ведущая психологическая ассоциация и ее издания: поиск по ресурсу APA PsycARTICLES. Использование ментальных связей при поиске литературы - принцип работы баз данных научного цитирования. Ведущие базы научного цитирования Web of Science и Scopus. Где публиковать научные статьи? Главные акдемические журналы в области психологии. Библиометрические индикаторы.
  • Стратегии чтения научной литературы.
    Как правильно читать научные статьи? Стратегии чтения научной литературы. Групповая и индивидуальная работа с научными текстами
  • Критический анализ литературных источников
    Критический анализ литературных источников. Практикум по чтению и критическому анализу литературных источников.
  • Аннотирование текста
    Основы написания аналитического текста. Аннотация. Практикум по написанию аннотированного текста. Понятие аргумента, факта, доказательства. Принципы аргументации.
  • Литературный обзор: теория и практика
    Отчет об исследовании в формате статьи в научном журнале. Литературный обзор. Классификации литературного обзора: Таксономия Купера. Оценивающий, поисковый, методический обзоры. Систематический обзор. Мета-анализ. Критический литературный обзор и критическое мышление. Литературный обзор в структуре научного отчета. Подготовка литературного обзора: практические рекомендации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание
  • неблокирующий самостоятельная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * домашнее задание + 0.3 * самостоятельная работа + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • I. Korotkina B., & И. Короткина Б. (2017). Academic Literacy and Methods of Global Scientific Communication ; Академическая грамотность и методы глобальной научной коммуникации. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.8C60FBE4

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Дружинин В. Н.-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 2-е изд. Учебное пособие для бакалавриата, специалитета и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-386-Авторский учебник-978-5-534-09236-3: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/eksperimentalnaya-psihologiya-427494