• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Научно-исследовательский семинар "Основы русского жестового языка"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Цель курса - овладение студентами базовым уровнем владения русского жестового языка, формирование у них умений и практических навыков анализа видеозаписей на русском жестовом языке; ознакомление студентов с лингвистическими структурами русского жестового языка, а также с существующими инструментами его исследования и изучения – словарями, корпусами, компьютерными программными обеспечениями; уяснение места жестовых языков в мировой лингвистике; ознакомление студентов с культурой глухих и с особенностями глухого сообщества; установление связей с обществом глухих.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: системы морфологических и синтаксических правил русского жестового языка; лексику в объёме, необходимом для реализации компетенций лингвиста-бакалавра. Уметь: практически применять теоретические знания грамматики и лексики, т.е. умения распознавать грамматические формы при переводе и воспроизводить их в активной практике в ходе коммуникации на русском жестовом языке; применять полученные знания и навыки в собственной научно-исследовательской деятельности; пользоваться различными словарями и корпусами РЖЯ работать с аутентичными видеозаписями на РЖЯ общегуманитарного содержания и/или профильного характера (лингвистического, публицистического), включая возможность его анализа, аннотирования и реферирования; переводить бытовые сообщения как с РЖЯ на русский, так и с русского на РЖЯ; навыков коммуникации на РЖЯ на темы бытового характера. участвовать в последовательной реализации индивидуального или коллективного проекта на РЖЯ. Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин по выбору (научно-исследовательский семинар). Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: лингвистическая типология, социолингвистика, языки мира, фонетика и фонология, морфология, синтаксис, семантика, дискурс, языковые контакты, вариационная социолингвистика, язык и политика, иностранные языки.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • умеет обозначать предметы одежды, обувь, описывать сбор в путешествие, описывать внешний вид человека.
  • умеет обозначать электронные кухонные приборы, телевизор, компьютер и пр. Умеет описывать поломку и ремонт бытовой техники.
  • умеет обозначать времена года, месяцы, температуру, осадки, сообщать о климате.
  • умеет обозначать материки и страны, города, описывать поездки за границу
  • знает пространственные обозначения, умеет описывать план местности
  • умеет передать содержание увиденного как связный текст на РЖЯ
  • умеет обозначать улицы, дома, магазины и другие учреждения города, умеет сообщать городские ориентиры
  • знает обозначения времени и даты рождения.
  • знает обозначения транспорта, умеет описать передвижение на транспорте, передать на РЖЯ названия остановок и станций, вести диалог о покупке билета
  • умеет обозначать эмоции на РЖЯ
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Одежда, обувь
    Летняя и зимняя одежда. Верхняя и нижняя одежда. Домашняя одежда и обувь. Сбор в путешествие. Женская и мужская обувь. Описание внешнего вида человека.
  • Бытовая техника
    Электронные кухонные приборы. Телевизор и компьютер. Поломка и починка бытовой техники.
  • Погода
    Времена года, месяца. Климат. Температура и осадки.
  • Страны, города
    Материки. Страны Америки, Африки, Азии, Европы. Острова, полуострова. Столицы. Поездка за границу.
  • Лингвистика пространства
    Особенности обозначения пространства в жестовых языках. Ориентирование на местности. Расположение вещей относительно друг друга. План местности. Согласующиеся глаголы.
  • Фольклор
    Просмотр и пересказ сказок на РЖЯ.
  • Город
    Улицы, дома, магазины, образовательные и развлекательные центры. Ориентирование в городе
  • Время
    Секунды, минуты, часы, год. Определение времени. Дата рождения
  • Транспорт
    Общественный и личный транспорт. Водный и воздушный транспорт. Передвижение на транспорте. Остановки и станции. Покупка билета.
  • Чувства и эмоции
    Отрицательные и положительные эмоции. Чувства любви и ненависти
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий самостоятельная работа
  • неблокирующий коллоквиум
  • неблокирующий аудиторная работа
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * аудиторная работа + 0.25 * коллоквиум + 0.25 * самостоятельная работа + 0.25 * экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Мандель, Б. Р. Современный русский язык: лексика, словообразование, морфология [Электронный ресурс] : Учеб. пособие / Б. Р. Мандель. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2013. - 374 с. - ISBN 978-5-9558-0300-5 (Вузовский учебник), 978-5-16-006528-1 (ИНФРА-М). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/403676

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Синтаксис современного русского языка: Учебное пособие / М.Ю. Федосюк. - М.: НИЦ Инфра-М, 2012. - 245 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-004872-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/303968