Магистратура
2018/2019
Введение в компаративистику
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Русская литература и компаративистика)
Направление:
45.04.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Земскова Елена Евгеньевна
Прогр. обучения:
Русская литература и компаративистика
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Курс «Введение в компаративистику» призван познакомить студентов первого курса магистратуры с основными вехами развития компаративистики в западной и российской традиции, помочь понять основные принципы сопоставления явлений западноевропейской и русской литературы, узнать о существующих компаративистких практиках.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Введение в компаративистику» являются: знакомство с основными этапами развития компаративистики (comparative literatures) в западной и российской традиции; формирование у студентов умений и практических навыков полифокусного сопоставительного анализа феноменов русской литературы в проекции на их западноевропейский и, шире, мировой контекст; развитие у студентов критического мышления и способности осмыслять различные подходы в компаративистике, использовать понятийный аппарат современных исследований в области сравнительного изучения литератур
Планируемые результаты обучения
- Студент называет и характеризует основные этапы развития компаративистики
- Студент описывает научный и эволюционный подходы к истории литературы, различает этапы создания компаративистики в России
- Студент иллюстрирует подходы марксистской компаративистики
- Студент называет и сравнивает основные универсалистские концепции истории европейской литературы немецких романистов 1930-1940-х годов
- Студент интерпретирует «ориентализм» в рамках проблематики литературной компаративистики
- Студент различает культурные механизмы литературных взаимодействий, дает характеристику понятиям «культурный трасфер» и «транс-национальная история»
- Студент формулирует основные концепции истории литературы в эпоху глобализации.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение. История и современное состояние компаративистикиОсновные вехи развития компаративистики. Позитивизм конца 19 века и становление литературной компаративистики. Франсуа Брюнетьер во Франции. Истоки сравнительного изучения литератур в идеях раннего немецкого романтизма. Гердер как фигура «пограничной идентичности». Идеи о своеобразии (немецкой) нации и конструирование «национальных литературных традиций». Универсализм Просвещения и релятивизм Романтизма как отправной пункт для компаративистики. Гете и идея «мировой литературы».
- Тема 2. Развитие компаративистики в Европе последней трети 19 века: Веселовский, Мелтц, ПоснеттРоль А.Н. Веселовского в создании компаративистики в России, его основные идеи, история литературы поверх национальных границ. Книга Х. Поснетта «Сравнительная литература» как выражение научного и эволюционного подхода к истории литературы. Хуго Мельц и его журнал „Acta Comparationis Literarum Universarum“ (1877). Институционализация и компаративистики в конце 19- начале 20 века.
- Тема 3. Компаративистика 1930-х-50х годов: В.М. Жирмунский и история советской науки /Поль ван ТигемКомпаративистика В.М. Жирмунского в контексте развития европейской компаративистики. Жирмунский – читатель Поля Ван Тигема. Создание марксистской компаративистики. Судьба компаративистики в СССР и роль антисемитской компании («по борьбе с космополитизмом») в ее развитии.
- Тема 4. Компаративистика 1930-х -1950-х Эрнст Роберт Курциус и Эрих АуэрбахУниверсалистские концепции истории европейской литературы немецких романистов 1930-1940-х годов в историческом контексте. Научная биография Э. Р. Курциуса как пример адаптации и мимикрии в немецкой академии периода национал-социализма. Изгнанничество Ауэрбаха как Эрих Ауэрбах (и немецкая романистика 1930-50х).
- Тема 5. «Ориентализм» Эдварда Саида в современной компаративистикеОтношения «Восток – Запад» как проблема литературной компаративистики. Роль литературы и писателей в создании «ориенталистализма» по Эварду Саиду. Продуктивность концепции и ее критика. Саид и постколониальное литературоведение. Применимость теории Саида к Российской империи и СССР.
- Тема 6. Теория культурного трансфера во французской компаративистикеКомпаративистика во Франции. Культурные механизмы литературных взаимодействий как предмет изучения. Группа по изучению франко-германского культурного трансфера в Сорбонне под руководством Мишеля Эспаня. Культурный трасфер и транс-национальная история. Сотрудничество российских компративистов (ИМЛИ) с группой Эспаня.
- Тема 7. Дискуссии о «мировой литературе» в современной компаративистикеКонцепции истории литературы в эпоху глобализации. Социологический подход Паскаль Казановы: глобальный рынок и символический капитал Парижа как мировой литературной столицы. Институациональные и содержательные изменения в академическом курикулуме компаративистики: от сравнения к «мировой литературе». Деятельность и подходы Дэвида Дармроша и его оппоненты.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.3 * Устное сообщение на семинаре + 0.4 * Участие в дискуссиях на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Erich Auerbach and his mimesis. (1999). Poetics Today, 20(1), 3–10. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.rug.nl.publications.c449185a.6242.4317.92dd.12f076af1e3b
- Pizer, J. (2000). Goethe’s “World Literature” Paradigm and Contemporary Cultural Globalization. Comparative Literature, 52(3), 213. https://doi.org/10.1215/-52-3-213
- Said, E. W. (1979). Orientalism (Vol. First Vintage books edition). New York: Vintage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=842875
Рекомендуемая дополнительная литература
- Behdad, A., & Thomas, D. R. D. (2011). A Companion to Comparative Literature (Vol. 1st ed). Chichester, West Sussex: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=391356
- Moretti, F. (2013). Distant Reading. London [England]: Verso. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=729748