• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2018/2019

Россия между Востоком и Западом: драма двух путей

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

В данном курсе «Россия между Востоком и Западом» студенты знакомятся со спецификой исторического развития России с момента образования государства и до настоящего времени, изучаются основные этапы российского исторического пути, с механизмами воздействия Востока и Запада на социальную, экономическую, политическую и культурную системы Русского (Российского) государства, с доминированием в различные эпохи тех или иных черт «восточности» и «западности» в указанных политических системах. В рамках курса предполагается знакомство с ролью географического фактора в определении специфического пути России, с ролью кочевников в сложении «восточной» экономической, социальной и политической системы России, с механизмами модернизации российского государства и общества, со спецификой модернизации в виде вестернизации, с различными отечественными и зарубежными теориями об историческом пути развития российского общества. Предполагается формирование у студентов умения пользоваться основными категориями и понятиями, с методами прогнозирования возможного пути развития этих обществ в краткосрочной, среднесрочной и дальнесрочной перспективах.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов со спецификой исторического развития России с момента образования государства и до настоящего времени, с основными этапами российского исторического пути, с механизмами воздействия Востока и Запада на социальную, экономическую, политическую и культурную системы Русского (Российского) государства, с доминированием в различные эпохи тех или иных черт «восточности» и «западности» в указанных политических системах, с ролью географического фактора в определении специфического пути России, с ролью кочевников в сложении «восточной» экономической, социальной и политической системы России, с механизмами модернизации российского государства и общества, со спецификой модернизации в виде вестернизации, с различными отечественны- ми и зарубежными теориями об историческом пути развития российского общества.
  • Формирование у студентов умения пользоваться основными категориями и понятиями, относящимися к теории и практике исторического развития «восточных», «западных» и «разнокачественных» обществ, с методами прогнозирования возможного пути развития этих обществ в краткосрочной, среднесрочной и дальнесрочной перспективах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет аргументировать тот факт, что до I тыс. до н.э. разделения на Восток и Запад не существовало.
  • Умеет объяснять роль географического фактора в создании древних деспотий.
  • Умеет анализировать роль первых кочевников в мобилизационном устройстве средневековых восточных обществ.
  • Анализирует факт отсутствия феномена «личности» на Востоке в Средние века и в начале Нового времени.
  • Воспроизводит основные закономерности исторического развития государств и обществ Запада и Востока с V в. до х.э. и до наших дней.
  • Иллюстрирует основные закономерности исторического развития «разнокачественных» (смешанных) восточноевропейских обществ.
  • Объясняет: что представляют собой «разнокачественные» (смешанные) восточноевропейские общества.
  • Интерперетирует положение России между Востоком и Западном в период Киевской Руси.
  • Объясняет положение России между Востоком и Западном в период монгольского господства.
  • Описывает положение России между Востоком и Западном во второй половине XV – XVI вв.
  • Умеет описать положение России между Востоком и Западом в XVII в.
  • Интерпретирует изменение механизма созыва Земских соборов в начале XVII в, Собор 1648 -1649 гг. – укрепление самодержавия и окончательное закрепление крепостного права.
  • Объясняет положение России между Востоком и Западом в XVIIIв.
  • Описывает реформы Петра I, период женских правлений середины XVIII века, правление Екатерины II.
  • Описывает положение России между Востоком и Западом в XIX в.
  • Интерпретирует либерализацию в начале правления Александра I,великие либеральные реформы Александра II, политическую ориентализацию и экономическую вестернизацию при Александре III.
  • Описывает положение России во время Первой русской революции1905 г. и в межреволюционный период (1906-1916).
  • Объясняет положение России в советский период: 1920 – 1991 г, основные события,технико-технологическую и научную модернизацию.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Основные закономерности развития восточных обществ.
    До I тыс. до н.э. разделения на Восток и Запад не существовало. Магистральный путь развития общества – этатизм, при котором социум контролируется властью. Месопотамский, древнеегипетский, малоазиатский и древнекитайский варианты развития государства и общества. Роль географического фактора в создании древних деспотий. Роль первых кочевников в мобилизационном устройстве средневековых восточных обществ. Соединение светской и религиозной власти на Во- стоке в лице деспотических правителей. Отсутствие частной собственности, муниципального самоуправления и представительных органов в восточных деспотиях в Средние века. Отсутствие феномена «личности» на Востоке в Средние века и в начале Нового времени
  • Основные закономерности развития западных обществ.
    Запад на «Западе» возник не сразу. Минойская и микенская цивилизации как деспотическо- бюрократические общества восточного типа. Появление Запада – архаическая Греция (VIII – V вв. до х.э.). Развитие частной собственности, муниципального самоуправления и зачатков разделения властей в классической Греции (V-IV вв. до х.э.). Сочетание авторитарной монархической власти и гражданского общества в эпоху эллинизма (конец IV – I в. до х.э.). Муниципальное самоуправле- ние, частная собственность и разделение властей в Римской республике (конец VI – I вв. до х. э.). Деспотизация власти в Римской империи при переходе от принципата к доминату. Рост роли хри- стианской церкви в период поздней античности: принятие церковью светских функций во время распада римского государства. Усиление политического влияния церкви в период «варварских» королевств. «Роскошь» европейского феодализма – уникальное историческое явление, существу- ющее в «тепличных условиях» защищенной от нападения кочевников Западной Европе. Первое разделение властей в Средние века: отделение религиозной власти Папы Римского от светской вла- сти Императора/Короля. Создание представительных органов в различных странах Западной Евро- пы: испанские Кортесы, английский Парламент, французские Генеральные штаты и т.д. Рост эко- номического и политического влияния самоуправляющихся городов. Фактор внешней угрозы (монголы и турки-османы) и создание централизованных государств. Образование мир-системы с последовательно сменяющими друг друга экономическими центрами: Португалия, Испания, Ни- дерланды, Великобритания. Буржуазные революции и Нидерландах, Англии, Франции и т.д. Обра- зование протестантских общин в Северной Америке – прочных очагов демократии и политической свободы. Освободительная война Северо-американских Соединенных Штатов и создание амери- канской Конституции. Наполеоновские войны и создание национальных государств в Западной Европе. Промышленная революция в Великобритании и экспансия западного колониализма. Кон- ституционные реформы в странах Западной Европы и создание современных политических систем. Первая мировая война и «откат» к тоталитаризму стран западноевропейского «слабого звена»: Италии, Германии, Испании, Португалии и т.д. Вторая мировая война и помощь США в экономи- ческой, социальной и политической демократизации стран Западной Европы: программа Маршалла и создание НАТО. Внутриевропейские кризисы и их преодоление во второй половине XX в. От Общего рынка к Евросоюзу. Расширение Евросоюза и проблемы, связанные с массовой миграцией (вторым «переселением народов»). Останется ли Европа демократической в связи с резким изме- нением ее демографического состава?
  • Основные закономерности исторического развития «разнокачественных» (смешанных) восточноевропейских обществ.
    Что представляют собой «разнокачественные» (смешанные) восточноевропейские общества? Классификация «разнокачественных» (смешанных) восточноевропейских обществ по степени воздействия на них прямого или опосредованного влияния античных или византийских традиций. Ранние восточноевропейские монархии и их «промежуточное» положение между Востоком и За падом. Раздел части восточноевропейских народов между Габсбургами и Османами. Государство и гражданское общество в Польше и Литве. Создание Речи Посполитой. Магдебургское право и крепостничество. Государственное устройство Речи Посполитой и ее первая в Европе конституция. Раздел Речи Посполитой между Россией, Пруссией и Священной Римской империей германской нации. Национальные движения в Восточной Европе в XIX в. Создание восточноевропейских национальных государств после развала Австро-Венгрии и Османской империи. Авторитаризм во- сточноевропейских государств в период между двумя мировыми войнами как следствие неустой- чивости и слабости институтов гражданского общества. Вхождение основной части восточноевропейских государств после Второй мировой войны в зону влияния СССР и создание в них тоталитарных режимов разной степени жесткости. Демократические революции в странах Восточной Ев- ропы в период советской Перестройки и после распада СССР. Вхождение стран Восточной Европы в Евросоюз и связанные с этим проблемы. Сопротивление в странах Восточной Европы общеевро- пейским ценностям. Тенденция к национальному обособлению и оппозиция Евросоюзу в Венгрии, Чехии и Польше.
  • Россия между Востоком и Западном в период Киевской Руси.
    Киевская Русь как периферия европейской цивилизации. Княжеская власть и городское вече. Нов- город и Псков – русские боярские республики. Андрей Боголюбский – первый «самовластец» и первый великоросс на Руси. (В.О. Ключевский). Готовность Северо-Восточной Руси воспринять модель деспотического управления.
  • Россия между Востоком и Западном в период монгольского господства.
    Монгольское нашествие и трансформация политической системы «улуса Джучиева». Царь - монгольский хан. Царь – верховный судья русских князей. Баскаки - сборщики подати, которым долж- ны содействовать русские князья. Регламентация монголами управления Русью: действия князей в рамках ограничений, предписываемых монголами. Помощь со стороны монгол русским князьям в борьбе с городским населением. Разрушение вечевой системы к середине XIV в. с упразднением должности земского тысяцкого: вече оставалось только в Новгороде и Пскове. Помощь со стороны монгол князьям в борьбе с боярами. Закладка механизмов постепенного огосударствления всех русских социальных слоев от бояр до горожан и крестьян. Москва - оплот монгольской власти на Руси. «Шапка Мономаха» - монгольское отличие московских князей. Применение московскими князьями жестких «монгольских» методов управления поданными. Постепенный переход бояр иных княжеств «под руку» Москвы. Иван Калита – «собиратель» налогов в пользу монгольского хана. Дмитрий Донской – победитель темника Мамая, взбунтовавшегося против Тохтамыша. Сожжение Тохтамышем Москвы в качестве наказания Дмитрия за неуплату налогов.
  • Россия между Востоком и Западном во второй половине XV – XVI вв.
    Технико-технологическое заимствование строительных навыков с Запада и усиление деспотиче- ской власти при Иване III: Аристотель Фиорованти, поход на Новгород и лишение независимости Новгородской республики. Два периода правления Ивана Грозного: до 1560 и после этого времени. Опричнина при Иване Грозном и удар по остаткам вотчинного боярства. Созыв русских Земских соборов по инициативе власти и для помощи власти. Земские Соборы в Московском государстве – инструмент укрепления, а не ограничения власти. Подконтрольность первых русских соборов мос- ковскому государству. Иван Пересветов и его проект превращения Московии в подобие Османской империи. Смутное время - результат кризиса деспотизации власти и «ориентализации» общества.
  • Россия между Востоком и Западом в XVII в.
    Самозванец Дмитрий Первый и попытка вестернизации Московского государства. Конституция Михаила Евграфовича Салтыкова – «основной закон конституционной монархии, устанавливаю- щий как устройство верховной власти, так и основные права поданных» (В.О. Ключевский), «до- кумент, содержащий значительные ограничения царской власти» (Б.Н. Чичерин). Изменение меха- низма созыва Земских соборов в начале XVII в.: выборы дворян от уездов и расширение социаль- ного состава выборных. Собор 1648 -1649 гг. – укрепление самодержавия и окончательное закреп- ление крепостного права.
  • Тема 2. Россия между Востоком и Западом в XVIIIв.
    Реформы Петра I: вестернизация в виде заимствования западных технико-технологических достижение, бюрократического аппарата и современной армии. Деспотизация государственной власти, привлечение всех дворян к службе и приравнение вотчин к поместьям. Специализация государственного аппарата. Судебная реформа: от земских до надворных судов. Отсутствие независимой судебной власти. Формальное отделение судебной системы от административной, но подчинение суда высших провинциальным и столичным чиновникам. Военная реформа. Административная реформа. Укрепление государственной (восточной системы) управления частной собственности. Период женских правления середины XVIII века. Неудачная попытка превращения деспотического устройства власти в олигархическую: разрыв Анной Иоанновной «Кондиций» в 1730 г. Укрепление социальной роли дворянства. Скачок социальной и политической вестернизации: Закон Петра III «О вольности дворянской»: освобождение дворян от государственной службы. Правление Екате- рины II. Укрепление роли дворянства и вестернизированные реформы: приоритет и нерушимость закона для всех (Салтычиха), городская реформа.
  • Россия между Востоком и Западом в XIX в.
    Либерализация в начале правления Александра I. Ориентализация при Николае I. Великие либе- ральные реформы Александра II: отмена крепостного права, военная реформа, судебная реформа, организация земства. Политическая ориентализация и экономическая вестернизация при Александре III.
  • Россия во время Первой русской революции1905 г. и в межреволюционный период (1906-1916).
    Экономическая, социальная и политическая вестернизация: рост экспорта, приток иностранных инвестиций, концентрация труда и капитала, конституционная реформа. Законосовещательная ду- ма как высшее политическое достижение царской России. Первая мировая война как причина срыва русской эволюционной модернизации (вестернизации). Февральская буржуазная революция – 9 месяцев жизни российского буржуазно-демократического государства. Политическая ориетализация – большевистский переворот ноября 1917. Гражданская война 1918-1920 годов - экономиче- ская, социальная ориентализация российского общества.
  • Россия в советский период: 1920 – 1991 гг.
    Технико-технологическая и научная модернизация. Социальная и политическая ориентализация в период ленинского и сталинского тоталитаризма (1920-1953): Второе издание крепостничества: прикрепление крестьян к колхозам и создание препятствий для смены места работы трудящимися и служащими. Широкое применение труда заключенных - новых «гурушей» (государственных ра- бов или крепостных). Ослабление социальных и политических черт ориентализации в посттотали- таном обществе (1954-1991). Рост диссидентского движения и «движения за права человека» - как признаки вестернизации (модернизациии) советского общества. Влияние международного фактора на гуманизацию деятельности властей (Хельсинское совещание 1975 года) и активизацию дисси- дентского движения во второй половине 80-х годов XX в.. Воздействие факторов милитаризации и агрессивной внешней политики (вторжение в Афганистан) на новый экономический, социальный и политический откат Тема 3. Россия в периоды Перестройки и постсоветский период: вестернизация и ориентализация. Политическая модернизациия (вестернизация) в период Перестройки и после демократической ре- волюции 1991 г.: создание современной экономической и политической систем. Тяжелая транс- формация социальной системы постсоветского общества. Социальные и политические успехи и экономические трудности в период резкой вестернизации (модернизации) во время президентства Б.Н. Ельцина. Первоначальные конъюнктурные экономические успехи, последующий экономический спад, социальная и политическая деградация (ориентализация) в период президентства Пути- на (2000-2018). Милитаризация общества и война – как мнимые выходы из процесса деградации (ориентализации) российского общества.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
  • неблокирующий Эссе
    Письменная работа 3-4 тыс. слов. Срок выполнения – 2 недели. Срок сдачи – 15 декабря.
  • неблокирующий Реферат
    Письменная работа примерно 30 тыс. знаков. Срок выполнения – 1 месяц. Срок сдачи – 1 декабря.
  • неблокирующий Контрольная работа
    Письменная работа примерно 10 тыс. знаков. Срок выполнения — 1 неделя. Срок сдачи — 1 ноября.
  • неблокирующий Экзамен
    Устный опрос. Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. Округление оценки производится только при выведении итоговой оценки и производится по принципу банковского округления, т.е. округление происходит к ближайшему чётному, то есть 4,5 → 4, 5,5 → 6, 6,5 → 6, 7,5 → 8, 8,5 → 8, 9,5 → 10. Однако в случае с оценкой 3,5 округление до 4 не производится., как и в случае с оценками выше 3,5 и ниже 4. Для получения оценки «удовлетворительно» студенту необходимо получить минимум 4 балла без какого-либо округления.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.05 * Контрольная работа + 0.4 * Работа на семинарских занятиях + 0.15 * Реферат + 0.3 * Экзамен + 0.1 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Всеобщая история. Т.1: Древний Восток и Античность, Васильев, Л. С., 2013
  • Всеобщая история. Т.2: Восток и Запад в Средние века, Васильев, Л. С., 2012
  • История Великобритании, Сэлуэй, П., 2008
  • История Востока. Т.1: ., Васильев, Л. С., 2003
  • История Востока. Т.2: ., Васильев, Л. С., 2003
  • История России (IX - начало XXI в.) : учебник для вузов, Полторак, С. Н., 2010
  • История России с древнейших времен до 1861 года : учебник для вузов, Павленко, Н. И., 2010
  • История России с древнейших времен до конца ХХ века : учеб. пособие для вузов, Горинов, М. М., 2001
  • История России с древнейших времен до конца ХХ века : учеб. пособие для вузов, Горинов, М. М., 2002
  • Экономическая история Франции с XVIII века до наших дней : Пер. с фр., Асслэн, Ж.-Ш., 1995

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Всеобщая история. Т.3: От Средних веков к Новому времени (XVI-XVIII вв.), Васильев, Л. С., 2013
  • Из истории русской культуры: статьи по истории и типологии русской культуры. Т.1: (Древняя Русь) : Древняя Русь. Народ. Князья. Религия/ Петрухин В. Я.; Статьи, , 2000
  • История России : XIX - начало XX века: 9 класс: учебник, Ляшенко, Л. М., 2019
  • История России : учебник для вузов, Мунчаев, Ш. М., 2011
  • История России, 1861 - 1917 : учебник для вузов, Федоров, В. А., 2013
  • История России. 1938-2002 : учеб. пособие для вузов, Барсенков, А. С., 2003
  • Кембриджская экономическая история Европы нового и новейшего времени. Т.1: 1700-1870, Алтер, Дж., 2013