• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Научно-исследовательский семинар "Текстология, источниковедение и digital humanities"

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Текстология, источниковедение и digital humanities» является ознакомление студентов с современными подходами к изучению истории текста, текстологии, а также истории и теории стиха, освоение базового понятийного аппарата, применяющегося в отечественной и мировой науке о стихе. В частности, студенты получают представление о лингво-статистическом методе изучения метрики и ритмики стиха, а также о квантитативном, генеративном и когнитивном стиховедении, знакомятся с рядом научных работ в этой области.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • овладение студентами основными методами академического исследования, в том числе точными и количественными методами
  • освоение навыков историко-литературного и текстологического комментирования художественного текста
  • знакомство с основными направениями точного и количественного литературоведения, современным состоянием Digital humanities
  • выработка основных технических навыков литературоведческого исследования: библиографических и иных разысканий, цитирования, работы с источниками, справочниками, оформления работы и др.;
  • развитие у студентов практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований;
  • развитие навыков академического письма и презентации, подготовка текста курсовой работы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные направления в точных и количественных исследованиях, понимает отличия между разными подходами к литературному материалу
  • Знает основные понятия текстологии и истории текста, владеет методами текстологического анализа, знает основные работы по текстологии русской классической литературы
  • Знает основные критерии разграничения стиха и прозы, владеет основными стиховедческими понятиями, знает основные факты из истории русского стиховедения
  • Владеет методами и приемами работы с НКРЯ, в том числе с Поэтическим подкорпусом; зает принципы составления корпусов
  • Владеет методами структурного анализа сюжетов; знает концепции и подходы В. Я. Проппа, В. Б. Шкловского, А. К. Жолковского - Ю. К. Щеглова
  • Знает сетевые подходы к литературным текстам, владеет методиками использования программ для построения социальных сетей для разных видов филологического анализа
  • Знает основные проблемы и методы атрибуции, знает как традиционные филологические, так и количественные подходы к атрибуции текстов
  • владеет навыками самостоятельного конспектирования и реферирования научных статей, связанных с основной темой курсовой работы; владеет навыками публичной презентации и обсуждения работы на семинаре, участия в научной дискуссии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в проблематику. Точные и количественные методы в филологии
    Текстология как точная дисциплина. Digital humanities: совокупность дисциплин, методов и подходов. Новейшие достижения DH и история применения точных методов в отечественной и зарубежной филологии.
  • Что такое комментарий? Типы комментария. Разные комментаторские подходы к анализу текста.
    Цели и задачи комментария, его основные функции. Основные вопросы комментария. Типы комментария. Особенности историко-литературного комментария. Реальный и биографический комментарий. Соотношение комментирования и интерпретации. Разные подходы к комментарию. Возможности Digital humanities применительно к комментаторским практикам.
  • Точные методы анализа стиха и прозы: особенности анализа и «измерение» структурных параметров
    Введение, история применения точных методов в филологии. Параметры разделения стиха и прозы. Структурированность поэтической речи. Чтение и реферат научных статей, посвященных точным методам анализа стиха. Особенности метрической организации. Для чего нужен формальный анализ и как применяются математические методы? Современные квантитативные методы анализа структуры текста.
  • Текстовые корпусы и методы работы с ними.
    Анализ корпусных данных по поэтическому подкорпусу НКРЯ, др. корпусам и в новой компьютерной системе анализа ритмики, разработанной Е. В. Казарцевым и его группой для разных языков. Исследование различных ритмических форм в рамках одного и того же метра. Наблюдение о распределении ритмических форм конкретных текстов (на разных языках). Изучение вопроса о соответствии и несоответствии метра и ритма. Пропуски метрических ударений, спондеи, случаи переакцентуации, иные виды перебоев (анакластическое ударение и др.).
  • Количественные и структурные методы в изучении прозы.
    Типология сюжетов и жанров. Сюжетные функции В. Я. Проппа. Поэтика выразительности А. К. Жолковского – Ю. К. Щеглова и ее возможности для описания сюжетики прозаических произведений. Указатели сюжетов.
  • Социальные сети и их применение для описания персонажной структуры прозы и драмы.
    Б. И. Ярхо и Ф. Моретти. «Корпус русской драмы»: идеология и методология проекта. Социальные мети прошлого как исследовательский инструмент в рамках Digital humanities.
  • Проблемы электронного представления текстов в интернет-среде. Текстологические проблемы и количественные методы.
    Проблемы атрибуции и возможно точных методов для их решения. Казус Г. С. Батенькова: история проблемы и попыток ее разрешения. Атрибуция и стилометрия: история проблемы и актуальные возможности Digital humanities.
  • Обсуждение хода работы над курсовыми проектами. Сообщения студентов, дискуссии. Доклады студентов по темам курсовых работ.
    Проблемы выбора материала и стратегии исследования. Инструменты работы с библиографией. Поиск по базам данных в подписке библиотеки НИУ-ВШЭ и в открытых источниках. Методы презентации. Выступление студентов с предварительной рассылкой материалов к обсуждению, участие в дискуссии научного руководителя курсовой работы и всех членов семинара.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклады и презентации по общим темам курса
  • неблокирующий Письменная домашняя работа: введение к курсовой
  • неблокирующий Доклады по результатам курсовых работ
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Доклады и презентации по общим темам курса + 0.4 * Доклады по результатам курсовых работ + 0.3 * Письменная домашняя работа: введение к курсовой
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Moretti, F. (2013). Distant Reading. London [England]: Verso. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=729748
  • Network theory, plot analysis. (2011). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.629DE0C9
  • Schreibman, S., Siemens, R. G., & Unsworth, J. (2004). A Companion to Digital Humanities. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231516
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
  • Пушкин : биография писателя; Статьи и заметки; "Евгений Онегин". Комментарий, Лотман, Ю. М., 2011
  • Щеглов, Ю. К., & Жолковский, А. К. (1987). Poetics of Expressiveness : A Theory and Application. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=407387

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Vosoughi, S., Zhou, H. L., & Roy, D. K. (2015). Digital Stylometry: Linking Profiles Across Social Networks. United States, North America: Springer-Verlag. https://doi.org/10.1007/978-3-319-27433-1_12