Бакалавриат
2018/2019
Научно-исследовательский семинар "Текстология, источниковедение и digital humanities"
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
48
Программа дисциплины
Аннотация
Целями освоения дисциплины «Текстология, источниковедение и digital humanities» является ознакомление студентов с современными подходами к изучению истории текста, текстологии, а также истории и теории стиха, освоение базового понятийного аппарата, применяющегося в отечественной и мировой науке о стихе. В частности, студенты получают представление о лингво-статистическом методе изучения метрики и ритмики стиха, а также о квантитативном, генеративном и когнитивном стиховедении, знакомятся с рядом научных работ в этой области.
Цель освоения дисциплины
- овладение студентами основными методами академического исследования, в том числе точными и количественными методами
- освоение навыков историко-литературного и текстологического комментирования художественного текста
- знакомство с основными направениями точного и количественного литературоведения, современным состоянием Digital humanities
- выработка основных технических навыков литературоведческого исследования: библиографических и иных разысканий, цитирования, работы с источниками, справочниками, оформления работы и др.;
- развитие у студентов практических навыков планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований;
- развитие навыков академического письма и презентации, подготовка текста курсовой работы
Планируемые результаты обучения
- Знает основные направления в точных и количественных исследованиях, понимает отличия между разными подходами к литературному материалу
- Знает основные понятия текстологии и истории текста, владеет методами текстологического анализа, знает основные работы по текстологии русской классической литературы
- Знает основные критерии разграничения стиха и прозы, владеет основными стиховедческими понятиями, знает основные факты из истории русского стиховедения
- Владеет методами и приемами работы с НКРЯ, в том числе с Поэтическим подкорпусом; зает принципы составления корпусов
- Владеет методами структурного анализа сюжетов; знает концепции и подходы В. Я. Проппа, В. Б. Шкловского, А. К. Жолковского - Ю. К. Щеглова
- Знает сетевые подходы к литературным текстам, владеет методиками использования программ для построения социальных сетей для разных видов филологического анализа
- Знает основные проблемы и методы атрибуции, знает как традиционные филологические, так и количественные подходы к атрибуции текстов
- владеет навыками самостоятельного конспектирования и реферирования научных статей, связанных с основной темой курсовой работы; владеет навыками публичной презентации и обсуждения работы на семинаре, участия в научной дискуссии.
Содержание учебной дисциплины
- Введение в проблематику. Точные и количественные методы в филологииТекстология как точная дисциплина. Digital humanities: совокупность дисциплин, методов и подходов. Новейшие достижения DH и история применения точных методов в отечественной и зарубежной филологии.
- Что такое комментарий? Типы комментария. Разные комментаторские подходы к анализу текста.Цели и задачи комментария, его основные функции. Основные вопросы комментария. Типы комментария. Особенности историко-литературного комментария. Реальный и биографический комментарий. Соотношение комментирования и интерпретации. Разные подходы к комментарию. Возможности Digital humanities применительно к комментаторским практикам.
- Точные методы анализа стиха и прозы: особенности анализа и «измерение» структурных параметровВведение, история применения точных методов в филологии. Параметры разделения стиха и прозы. Структурированность поэтической речи. Чтение и реферат научных статей, посвященных точным методам анализа стиха. Особенности метрической организации. Для чего нужен формальный анализ и как применяются математические методы? Современные квантитативные методы анализа структуры текста.
- Текстовые корпусы и методы работы с ними.Анализ корпусных данных по поэтическому подкорпусу НКРЯ, др. корпусам и в новой компьютерной системе анализа ритмики, разработанной Е. В. Казарцевым и его группой для разных языков. Исследование различных ритмических форм в рамках одного и того же метра. Наблюдение о распределении ритмических форм конкретных текстов (на разных языках). Изучение вопроса о соответствии и несоответствии метра и ритма. Пропуски метрических ударений, спондеи, случаи переакцентуации, иные виды перебоев (анакластическое ударение и др.).
- Количественные и структурные методы в изучении прозы.Типология сюжетов и жанров. Сюжетные функции В. Я. Проппа. Поэтика выразительности А. К. Жолковского – Ю. К. Щеглова и ее возможности для описания сюжетики прозаических произведений. Указатели сюжетов.
- Социальные сети и их применение для описания персонажной структуры прозы и драмы.Б. И. Ярхо и Ф. Моретти. «Корпус русской драмы»: идеология и методология проекта. Социальные мети прошлого как исследовательский инструмент в рамках Digital humanities.
- Проблемы электронного представления текстов в интернет-среде. Текстологические проблемы и количественные методы.Проблемы атрибуции и возможно точных методов для их решения. Казус Г. С. Батенькова: история проблемы и попыток ее разрешения. Атрибуция и стилометрия: история проблемы и актуальные возможности Digital humanities.
- Обсуждение хода работы над курсовыми проектами. Сообщения студентов, дискуссии. Доклады студентов по темам курсовых работ.Проблемы выбора материала и стратегии исследования. Инструменты работы с библиографией. Поиск по базам данных в подписке библиотеки НИУ-ВШЭ и в открытых источниках. Методы презентации. Выступление студентов с предварительной рассылкой материалов к обсуждению, участие в дискуссии научного руководителя курсовой работы и всех членов семинара.
Элементы контроля
- Доклады и презентации по общим темам курса
- Письменная домашняя работа: введение к курсовой
- Доклады по результатам курсовых работ
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.3 * Доклады и презентации по общим темам курса + 0.4 * Доклады по результатам курсовых работ + 0.3 * Письменная домашняя работа: введение к курсовой
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Moretti, F. (2013). Distant Reading. London [England]: Verso. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=729748
- Network theory, plot analysis. (2011). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.629DE0C9
- Schreibman, S., Siemens, R. G., & Unsworth, J. (2004). A Companion to Digital Humanities. Malden, MA: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=231516
- Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
- Пушкин : биография писателя; Статьи и заметки; "Евгений Онегин". Комментарий, Лотман, Ю. М., 2011
- Щеглов, Ю. К., & Жолковский, А. К. (1987). Poetics of Expressiveness : A Theory and Application. Amsterdam: John Benjamins Publishing Company. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=407387
Рекомендуемая дополнительная литература
- Vosoughi, S., Zhou, H. L., & Roy, D. K. (2015). Digital Stylometry: Linking Profiles Across Social Networks. United States, North America: Springer-Verlag. https://doi.org/10.1007/978-3-319-27433-1_12