• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Третий иностранный язык (древнегреческий)

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 7
Контактные часы: 122

Программа дисциплины

Аннотация

Данный курс призван познакомить студентов с историей греческого языка постклассического периода, с особенностями нелитературных текстов на греческом языке, основными принципами палеографических и кодикологических исследований. Курс предполагает развитие у студентов навыков аналитического чтения и перевода литературных текстов эпохи эллинизма и поздней античности, применение широкого спектра текстологического инструментария.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Древнегреческий язык» являются: знакомство с историей греческого языка постклассического периода; овладение навыками аналитического чтения и перевода прозаических и поэтических литературных текстов эпохи эллинизма и поздней античности; знакомство со спецификой нелитературных текстов на греческом языке; овладение современным текстологическим инструментарием, базовыми понятиями и принципами палеографических и кодикологических исследований, методами корпусной лингвистики в применении к древнегреческому языку.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент формулирует и иллюстрирует основные этапы эволюции представлений о личности и творчестве Гомера в античности и в современной науке. Студент характеризует грамматику гомеровского языка и специфику гомеровского гекзаметра.
  • Студент распознает и описывает основные фонетические, синтаксические и морфологические особенности эллинистического койне, называет представителей позднеантичной литературы, характеризует специфику их творчества.
  • Студент называет основные принципы работы с эпиграфическим материалом и объясняет значение этого материала для текстологических исследований.
  • Студент формулирует основные античные теории языка и стиля, распознает греческую и латинскую лингвистическую терминологию, объясняет роль греческой эмиграции в Италии после падения Византии, характеризует древнегреческую лексикографию
  • Студенты называет основные принципы классической текстологии, выделяет особенности работы с критическими и дипломатические изданиями, характеризует специфику публикации классических текстов, описывает материальные носители и средства письма, определяет возможности корпусных технологий в классической филологии.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Гомеровский язык.
    Гомеровский вопрос: как эволюционировали представления о личности и творчестве Гомера в античности и в современной науке. Лорд и теория малых песен. Политический контекст бытования и кодификации гомеровского эпоса. Мифология и эпос. Грамматика гомеровского языка: фонетика, лексика, морфология, синтаксис. Роль дигаммы. Характер гомеровского гекзаметра. Дактили и спондеи. Роль линейного письма в понимании гомеровского языка. Различия Илиады и Одиссеи. Гомеровские гимны. Поздние подражания Гомеру. Изучение Гомера в античности и в Византии: Аристарх, Аристофан Византийский, Евстафий Солунский.
  • Раздел 2 Постклассический греческий.
    Эллинистическое койне. Исчезновение диалектов и формирование единого литературного языка. Его фонетическое, синтаксическое и морфологическое своеобразие. Новая комедия (Менандр). Эпос (Аполлоний Родосский). Историки (Полибий). Язык Ветхого Завета. Новозаветное койне. Язык позднеантичной литературы. Аттикизм. Вторая софистика: роман (Ахилл Татий, Гелиодор), Лукиан. Плутарх. Риторика (Либаний). Освоение достижений античной риторики отцами церкви (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст).
  • Раздел 3. Нелитературный греческий
    Эпиграфика. Специфика работы с эпиграфическим материалом: материальные носители, инструменты письма, особенности начертания. Официальная и неофициальная эпиграфика. Эпиграфика и диалектология. Папирусы. История обнаружения Оксиринхских папирусов. Специфика работы с папирологическим материалом. Литературные папирусы: значение для текстологии. Магические папирусы: значение для реконструкции народной религиозности.
  • Раздел 4. История изучения греческого языка
    Античные теории языка и стиля. Александрийские грамматики: зарождение текстологии. Дионисий Фракийский. Дионисий Галикарнасский. Греческая и латинская лингвистическая терминология. Ренессансные ученые о древнегреческом языке. Книгопечатание на греческом языке (типография Альда Мануция, первые печатные книги на греческом). Роль греческой эмиграции в Италии после падения Византии. Грамматики Константина Ласкариса и Феодора Газиса. Эразм Роттердамский. Иоганн Рейхлин. Древнегреческая лексикография. Специальные словари: LBG, словарь Э. Криараса, словари гомеровского языка, патристический словарь, словари языка Нового Завета, конкордансы. Словари в электронной базе данных TLG.
  • Раздел 5. Инструменты и методы
    Основы текстологии. Принципы классической текстологии: Карл Лахманн. Построение и чтение стеммы кодексов. Критические и дипломатические издания: принципы, особенности работы. Работа с критическим аппаратом. Технические особенности публикации классических текстов: шрифты, программы верстки. Эдиционные принципы. Типы письма: унциал и минускул. Материальные носители и средства письма: папирус, пергамен, бумага. Форма книги: свиток и кодекс. Иллюминированные рукописи. Библиотеки в античности и в Византиии. Проблема отождествления почерков византийских копиистов. Значение маргиналй, библиотечных и владельческих помет. Корпусные технологии. TLG, Perseus project: история создания, объем и состав корпуса, принципы работы, возможности лексикографических исследовании. Digital humanities и классическая филология
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная контрольная работа
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.5 * Письменная контрольная работа + 0.5 * Экзамен
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.5 * Письменная контрольная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Древнегреческий язык. Ч.1: ., , 2004
  • Древнегреческий язык. Ч.2: ., , 2004
  • Древнегреческий язык. Ч.3: ., , 2004
  • Учебник древнегреческого языка. Ч.1: Основы грамматики, Янзина, Э. В., 2017

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Life and letters in the ancient Greek world, Muir, J., 2009