• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Русское искусство в контексте культуры

Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Черная Людмила Алексеевна
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Данный учебный курс относится к блоку дисциплин вариативной части 1 года обучения в магистратуре «История художественной культуры и рынок искусств». Он тесно связан с такими дисциплинами базовой части, как «Теория и история культуры», «История Европейской цивилизации. XVІ – XX века», «Реставрация и хранение художественных ценностей и предметов материальной культуры». Вариативная часть магистерской программы, представленная дисциплинами «Методы искусствознания», «Правовые основы художественного рынка», также пересекается с темами и вопросами, затрагиваемыми в данном курсе. Изучение данной дисциплины основывается на базовых дисциплинах «Теория и история культуры» и «История Европейской цивилизации. XVІ – XX века». Для освоения учебной дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями и компетенциями: способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень; способен осуществлять междисциплинарное взаимодействие и сотрудничество с представителями смежных областей знания в ходе решения научно-исследовательских и прикладных задач; способен воспринимать научные тексты и сообщения, реферировать научную литературу на русском и иностранных языках; способен осуществлять историко-культурную экспертизу и анализ в рамках экспертной деятельности информационно-аналитических центров, общественных, муниципальных учреждений и организаций, средств массовой информации; организовывать научные исследования, соблюдая принципы академической этики, с пониманием личной ответственности за цели, средства, результаты научной работы; создавать и редактировать научные и научно-популярные тексты по гуманитарным и социальным наукам; способен строить профессиональную деятельность, бизнес и делать выбор, руководствуясь принципами социальной ответственности. Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Научно-исследовательский семинар «Анализ и атрибуция памятников художественной культуры», «История коллекционирования»; подготовки выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов общего представления о предмете, задачах, методологии искусствоведческого и культурологического исследований, а также месте истории русского искусства в общей истории искусства
  • развитие навыков работы с памятниками культуры и искусства России
  • понимание методики искусствоведческих исследований в контексте культуры
  • формирование у студентов представления о потенциальных возможностях изучаемого метода
  • формирование у студентов представления о потенциальных возможностях изучаемого метода
  • формирование у студентов представления о потенциальных возможностях различных подходов к изучению культуры
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные подходы к изучению памятников искусства России
  • знать основные периодs, географию распространения и регионы и основные исторические этапы развития
  • знать фундаментальные работы по истории русского искусства
  • уметь определять школу, стиль, период создания памятника
  • уметь использовать данные историко-культурного характера при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по направлению магистерской программы
  • освоить методологию междисциплинарного изучения истории искусства и уметь применить ее самостоятельно в научно-исследовательской работе
  • понимать эволюцию подходов к исследованию русского искусства
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Функции культуры и искусства: общее и особенное.
    Внутреннее единство исторических эпох в культуре и искусстве. Функции культуры: образовательно-воспитательная, интегративная, регулирующая, транслирующая, гносеологическая, коммуникативная, аксиологическая. Развернутые характеристики функций, примеры их действия и роли в истории России и в современном обществе. Функции искусства: познавательная, воспитательная, эстетическая, гедонистическая, прогностическая, компенсаторная, коммуникативная, развлекательная. Общее и особенное функций культуры и искусства: сравнительный анализ.
  • Стадии развития русской культуры и стили искусства.
    Общеисторическая и культурологическая периодизация русской истории: Средневековье, раннее Новое время, эпоха Просвещения, XIX - начало XX вв., советский период, современность. Антропологические стадии развития культуры и искусства, в чем их особенность. Русское искусство и искусство Западной Европы: влияния, совпадения, своеобразие. Хронологические расхождения и совпадения стадий развития культуры и стилей эпохи. Российская наука о стадиях развития культуры в России: культурно-историческая школа, мифологическая школа, «Очерки русской культуры» П.Н.Милюкова («националистический» и «критический» периоды). Н.А.Бердяев В.С.Соловьев, П.Флоренский, С.Н.Трубецкой, С.Н.Булгаков, Г.П.Федотов о русской культуре. Советская концепция роли искусства в культуре. Д.С.Лихачев, М.М.Бахтин, Ю.М.Лотман, Б.А.Успенский о русской культуре и искусстве. Теория искусства в русской философской и исторической мысли XIX-XX вв. Художники-авангардисты (Кандинский, Малевич) об искусстве своего времени. Своеобразие развития стилей в русском искусстве XVIII-XX вв. Стили эпохи. Стадиальное отставание и опережение как принцип функционирования русского искусства в системе культуры.
  • Авангардная роль искусства в русской культуре «переходных периодов».
    Опережающая роль изобразительного искусства в русской культуре переходного периода от Средневековья к Новому времени. Теоретические трактаты Иосифа Владимирова и Симона Ушакова о «живоподобии» и «принципе зеркала». Появление новых жанров в изобразительном искусстве («парсуна», «ланчафт»). Барокко в архитектуре и поэзии («нарышкинский стиль», Симеон Полоцкий, Сильвестр Медведев, Карион Истомин и др.). Авангардная роль изобразительного искусства в эпоху «Серебрянного века». Теоретические труды Василия Кандинского и Казимира Малевича. Многообразие стилей и направлений. Литературно-художественные направления.
  • Культура и синтез искусств.
    Синтез «абсолютный» и «относительный». Различное понимание сущности синтеза искусств в научной литературе. Роль «программности» в синтезе искусств. Причины чередования периодов разделения и синтеза искусств в русской культуре. Высокое развитие синтеза искусств во второй половине XVIII – начале XIX вв., в эпоху модерна.
  • Дегуманизация искусства и ее «преодоление» в постмодернизме.
    Критика «императива исключительного реализма» XIX столетия. Преемственность художественной традиции и ее неприятие. Появление тенденции к дегуманизации искусства в начале XX в. Основные черты нового искусства: искусство чуждо какой-либо трансценденции, тенденция избегать реалистических форм, понимание искусства как игры, тяготение к иронии, тенденция избегать фальши, стремление сделать произведение искусства лишь произведением искусства. Появление абстрактного искусства, модернизма, авангарда, символизма и др. направлений и стилей. Понятие «чисто художественных ценностей». Отказ от «человеческой реальности» и есть дегуманизация искусства. Вторичные эмоции, «ультраобъекты и ультраизм». Чисто эстетические переживания, воля к стилю. Средства дегуманизации: метафора, нарушение иерархии ценностей, утрата патетики, отказ от художественной традиции в пользу первобытного и наивного искусства вне традиции и др. «Преодоление» дегуманизации искусства в постмодернизме через цитирование художественной традиции.
  • Перспективы развития русского искусства в современной культуре.
    «Конец искусства» в западноевропейской концепции Дональда Каспита: («нищета воображения, институализация банальности, безрадостное теоретизирование, тяга к развлечениям»). Основные проблемы современного искусства: элитарность и институцианальность. Разброс направлений: концептуализм, постмодернизм, реализм. Новые технологии: реди-мейд, нет-арт, ретро-фото-реализм и др. Эстетика безобразного и проблема «непонимания». Провоцирующее искусство. Проблемы российского рынка современного искусства: роль искусствоведческой оценки в формировании цены произведения, вторичные факторы («раскрученность» имени художника, узнаваемость художника, статус продающей галереи, личные вкусы продавца и покупателя).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Эссе-доклад
    Эссе объемом не менее 7 стр. текста, дополненных визуальными источниками и устным докладом с презентацией на семинаре.
  • неблокирующий Эссе-рецензия
    Рецензия на монографию по одной из тем курса. Выбор монографии обсуждается с преподавателем.
  • неблокирующий Экзамен
    Устное собеседование
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе-доклад + 0.3 * Эссе-рецензия
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • История русского искусства конца XIX - начала XX века, Сарабьянов, Д. В., 2001
  • История русского искусства. Т.1: Русское искусство X-XVII веков, Алленов, М., 2007
  • История русского искусства. Т.2: Русское искусство XVIII - начала XX века, Алленов, М., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Беседы о русской культуре : быт и традиции русского дворянства (XVIII - начало XIX века), Лотман, Ю. М., 2011
  • Идея культуры : очерки по философии культуры, Межуев, В. М., 2006
  • История культуры Древней Руси : учебное пособие, Черная, Л. А., 2007
  • Русское искусство XVIII века : Учебник для вузов, Ильина, Т. В., 2001