• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Экономика

Статус: Курс обязательный (Журналистика)
Направление: 42.03.02. Журналистика
Когда читается: 3-й курс, 1 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина нацелена на формирование у студента комплексного видения средств массовой информации как агента, действующего в системе хозяйственных отношений, в условиях рынка, в условиях особенного, нетрадиционного для обычной экономики, ценообразования и потребления. Материал курса, синтезирующий дискурсы различных научных областей знания (в особенности, анализа отраслевых рынков и институциональной экономики, отчасти социологии), призван помочь студентам освоить прикладное экономическое знание, расширить их профессиональный кругозор и компетенции.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать у студента комплексное видение средств массовой информации как агента, действующего в системе хозяйственных отношений, в условиях рынка, в условиях особенного, нетрадиционного для обычной экономики, ценообразования и потребления;
  • Сформировать у студента прикладное экономическое знание.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Различает сектора экономики;
  • Может дать определение четвертичного сектора экономики;
  • Может дать определение постиндустриального общества;
  • Может перечислить рынки, на которых конкурируют различные типы средств массовой информации;
  • Может воспроизвести формулы расчета ключевых показателей в медапланировании: рейтинг, доля, охват, совокупное рейтинговое число;
  • Может описать наиболее распространенные типов организационно-правовых форм в СМИ на основе изученных в ходе курса научных публикаций;
  • Различает различные организационно-правовые формы, может перечислить ключевые и дать определение;
  • Может дать определение различным типам издержек;
  • Дает определение понятиям: трансакция, трансакционные издержки;
  • Может определить наличие эффекта масштаба на рынке в зависимости от графика издержек;
  • Может рассчитать минимальный эффективный выпуск участников рынка;
  • Определяет факторы конкурентоспособности фирмы на рынке;
  • Может дать определение понятия "X-эффективность";
  • Может привести примеры механизмов управления трансляциями (механизмов координации);
  • Может дать определение понятию "институт";
  • Может дать определение и сформулировать основные и дополнительные условия агентской проблемы;
  • Может описать процесс сбора информации о ключевых показателях аудитории различных СМИ;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Постиндустриальное общество и современная медиаэкономика.
    Модернизация; информация и знания как новый ресурс в теориях современного общества; четвертичный сектор экономики.
  • Медиа рынки и их специфика.
    Двойственный характер рынка, как рынка товаров (содержания) и услуг; множественность рынков: содержания, рекламы, свободного времени; географический рынок СМИ; медиапланирование; спрос и предложение на медиарынках.
  • Издержки, виды издержек, эффект масштаба.
    Издержки, как значимый фактор управленческих решений для менеджера компании, работающей в области медиа; основные виды издержек, структура затрат основных типов участников медиа рынков (ТВ / телеканалы / газеты / электронные медиа), возможности управления затратами; управленческий анализ издержек, использование управленческого учета для целей ценообразования; соотношение постоянных издержек у крупных и малых фирм, соотношение постоянных и переменных издержек у компаний, работающих в медиа отрасли, их связь с объемом выпуска, эффект масштаба; разбор исследований: расчет средних издержек, экономии от масштаба, минимального эффективного выпуска участников рынка мобильной связи при предоставлении услуг связи и смежных медийных и рекламных услуг.
  • Фирма на медиа рынке.
    Основные организационно-правовые формы бизнеса участников медиарынков, их преимущества и недостатки, история возникновения и формирования; распределение полномочий и ответственности, аутсорсинг в медиабизнесе, эффективность организационно-правовых форм для решения различных задач; российский и зарубежный опыт трансформации организационно-правовых форм участников медиарынков.
  • Барьеры входа, конкуренция на медиа рынках
    Теория конкурентоспособности: «5 сил М. Портера» (выход на рынок новых конкурентов, угроза со стороны субститутов (товаров-заменителей), рыночная власть покупателей, рыночная власть поставщиков, соперничество между действующими на рынке конкурентами); знание и «чувствование» своего потребителя; потребители, спрос, заменяющие товары в СМИ; барьеры входа на медиа рынок; факторы конкурентоспособности компаний на основных сегментах медиа-рынков; роль технологических инноваций и участников смежных секторов; особенности российского медиарынка.
  • Агентская проблема в экономике, управление персоналом.
    Примеры агентских издержек в медиа корпорациях, их типологизация; проблема управления поведением исполнителя (principal-agent); недобросовестность и инструменты её преодоления в отношениях между участниками медиа-рынков; экономика авторских прав, конфликты по поводу авторских прав и контента; формы контрактов, в т.ч. распространенные в России (представленность на различных профессионально-должностных позициях); стимулирующие контракты, как инструмент эффективного ведения бизнеса на медиа рынках; оплата по результату: положительные и отрицательные эффекты; поиск компромиссной модели оплаты труда.
  • Сбор и предоставление информации как сфера бизнеса.
    Рейтинговые агентства; долговое финансирование компаний; что такое долги, их значимость на микро и макро уровне; заимствование денег с долгового рынка; отличие длинных и коротких денег; взаимодействие государства и бизнеса по этому вопросу; кому и почему списываются долги в России; рейтинги – оценка кредитного качества; устройство бизнеса резиновых агентств.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарских занятиях
    Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-ти балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний осуществляется по правилам математики - методом округления к ближайшему целому числу (значение «5» после запятой округляется в большую сторону). Например, оценка «4,4» округляется до 4 баллов, оценки «4,5» и «4,6» округляются до 5 баллов.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашнее задание представляет собой работу, которая выполняется в 1 модуле во внеаудиторное время. Оно сдается преподавателю в системе ЛМС (папка "Проекты") не позднее установленного срока, после которого работа не принимается, а за домашнее задание выставляется оценка 0 баллов. Все домашние задания проверяются на наличие плагиата, при обнаружении которого в объеме равном или превышающем 20% итогового текста (без учета титульного листа и списка использованных источников) за домашнее задание выставляется оценка 0 баллов. Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-ти балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний осуществляется по правилам математики - методом округления к ближайшему целому числу (значение «5» после запятой округляется в большую сторону). Например, оценка «4,4» округляется до 4 баллов, оценки «4,5» и «4,6» округляются до 5 баллов.
  • неблокирующий Экзамен
    Оценки по всем формам контроля знаний выставляются целым числом по 10-ти балльной шкале. Округление оценок по всем формам контроля знаний осуществляется по правилам математики - методом округления к ближайшему целому числу (значение «5» после запятой округляется в большую сторону). Например, оценка «4,4» округляется до 4 баллов, оценки «4,5» и «4,6» округляются до 5 баллов.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.35 * Активность на семинарских занятиях + 0.35 * Домашнее задание + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Институциональная экономика : учеб. пособие для вузов, Олейник А. Н., 2000
  • Теория отраслевых рынков : практикум : учеб. пособие, Юсупова Г. Ф., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Институциональная экономика : новая институциональная экономическая теория: учебник для вузов, Тамбовцев В. Л., Шаститко А. Е., 2006