• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Магистратура 2018/2019

Научно-исследовательский семинар “Лаборатория историка: профессиональные конвенции и практики

Статус: Курс обязательный (Историческое знание)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Историческое знание
Язык: английский
Кредиты: 11

Course Syllabus

Abstract

Данный семинар актуализирует и адаптирует к исследовательской практике комплекс теоретических знаний, полученных студентами в бакалавриате и магистратуре. На первом году обучения участники семинара узнают, как устроена историческая профессия: как в ней создаются и работают репутации, как происходит оценивание коллег, как можно пройти процедуру издания результатов исследования, как правильно найти журнал или издательство, фонд и коллег для сотрудничества. Студенты пишут и публикуют рецензии на книги, статьи, создают аннотации, делают заявки и готовят доклады и визуальные презентации на международные конференции. В семинар встроен мини-курс по англоязычной историографии истории Советской России, позволяющий продемонстрировать искусство науковедческого анализа историографии. НИС ведет команда исследователей-практиков, каждый из которых публикует статьи в журналах мирового топ-уровня (Е.А. Вишленкова, П.Ю. Уваров, С.Ф. Бернстейн)
Learning Objectives

Learning Objectives

  • Знать нормы, договоренности, правила исторической профессии, конвенции научного оценивания
  • Овладеть современными технологиями исторического исследования (определение значимости научной проблемы, выработка алгоритма поиска для нее исторических источников, овладение широким спектром методов их анализа)
  • Отработать формы презентации результатов исследовательской работы
  • Познакомиться с научными открытиями ведущих специалистов Школы исторических наук НИУ ВШЭ
Expected Learning Outcomes

Expected Learning Outcomes

  • Усовершенствовать умения анализировать, конспектировать и реферировать научную литературу
  • Развить навыки самостоятельной исследовательской работы
  • Апробировать результаты индивидуальной исследовательской деятельности
  • Развить навыки коллективной научной работы в рамках проектов и коллективных дискуссий
  • Развить навыки научной дискуссии и публичной защиты
  • Представить аудитории курсовую работу и главы магистерского проекта
Course Contents

Course Contents

  • Введение в замысел исследовательского семинара
    Знакомство студентов с преподавателями, ведущими семинар. Формы участия студентов в научных мероприятиях ИГИТИ, ФГН и ШИН в первом модуле. Индивидуальные задания, связанные с анализом текущих научных мероприятий. Этические принципы исследовательской работы историка: конвенции, их история и логика. Институциональное устройство исследовательской этики (этические комитеты, исследовательские документы, сайты рецензий, открытая и закрытая экспертиза). Неформальность этических конвенций и механизмов их поддержания в российском научном сообществе. Обсуждение случаев нарушения исследовательской этики – их влияние на состояние научного сообщества
  • Выбор научного руководителя. Исследовательские возможности ШИН, ФГН, ИГИТИ
    Введение в замысел учебного курса, логика заданий по НИСу, работа с программой НИСа, расписание, формы учебной активности (участие в конференциях, семинарах, походы в библиотеки, музеи, архивы). Рассказы магистров о прежнем опыте исследовательской работы. Обсуждение публикаций и исследовательских тем ведущих ученых Школы исторических наук, Института гуманитарных историко-теоретических исследований им. Полетаева, школ и отделений Факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ. Книжные коллекции Москвы. Собрания исторической периодики. Рукописные отделы музеев Москвы. Историческая библиотека. Экскурсия в Отдел редких книг и рукописей МГУ
  • История становления, национальные особенности и современная иерархия ученых степеней
    Зачем университету ученые звания? Исторические формы самоорганизации академиков. Российская система ученых степеней. Вступление России в Болонский процесс. Трехуровневая система обучения (бакалавриат, магистратура, аспирантура). Диссертация как научный жанр. Публичная защита диссертации. Тезисы, выносимые на защиту. Отзывы оппонентов. Для чего нужны разделы «научная значимость», «научная актуальность», «научная новизна» в историческом исследовании. Какие открытия делает историк? История появления этих диссертационных разделов
  • Выступление на конференции, круглом столе, научном семинаре: формы презентации результатов исследования, time management
    Устное выступление. Анализ семинара с авторским докладом. Обзор заседаний круглых столов на "Полетаевских чтениях". Обсуждение эффективности круглого стола по публичной истории. Национальные академические традиции устных презентаций. Организация выступления (регламент, структура, основные положения, гипотезы, выводы). Квалификационная работа. История жанра. Требования к форме и содержанию курсовой работы. Магистерская, кандидатская, докторская диссертации. Автореферат и рецензия. История жанра. Процедуры рецензирования (peer or blind review) статьи в научные журналы. Подготовка рецензий на работы коллег. Рецензирование и изменение статьи. Статья как форма представления результатов исследования. Различия логической организации и стилистики научных статей (в российских и англоязычных журналах, в журналах различных школ и направлений). «Трудности научного перевода» – работа со статьями-кейсами. Анализ наиболее методологически и тематически близких статей
  • Критерии оценивания научных результатов. Практики и формы рецензирования
    Оценка как профессиональная конвенция. Трудозатраты. Верификация. Литературное искусство. Логическая непротиворечивость. От «мнения» и «отзыва» к жанру рецензии. Слепое рецензирование равных. Рецензии на книги. Рекламные рецензии. О непозволительном в рецензировании. О реакции на рецензию
  • Научные журналы по истории и их редакционные советы. Принципы отбора рукописей для публикации
    Журналы «скопусовские», «ваковские», ведомственные и репутационные. Публикационная активность историка. Издательская политика редакции. Редакционный портфель. Международные системы индексирования. Индексы цитирования и самоцитирования. Квартили. Переписка с редакцией. Автоматизированные платформы журналов
  • Источники для исследования: конвенциональная ценность исторического свидетельства
    Логика поиска исторических свидетельств. Власть архива. Правила цитирования. Археографические нормы. Изменения в ценности исторических документов. Экскурсии в ГА РФ и РГАСПИ
  • Методы анализа источников, собранных для темы магистерской диссертации
    Методы устной истории. Количественные методы анализа в социологии и истории. Интерпретации текстов (работа с формой текста, герменевтика, контент-анализ, рецептивная эстетика). Качественные методы исследования (интервью, автоэтнография, исследование кейсов, «обоснованная теория») – представление и апробирование методов, поиск и обоснование областей, сюжетов, в исследовании которых они могут применяться. Digital Humanities и работа с историческими источниками (анализ проектов)
  • Принципы составления историографического обзора
    Изучение историографических обзоров в работах историков. Описание дискуссий по своей теме и выбор оппонентов. Состояние исследовательского поля. История исторической науки в историографическом обзоре. Обоснование авторских новаций на основе анализа исследований данной темы
  • Ценность историографического знания: англоязычная историография истории Советской России
    I. Before and after the Revolution. How can historians use historiographical knowledge to write successful proposals for funding boards and graduate school? How have historians assessed the 1917 revolutions in Russia? Was the Tsarist regime doomed to fail? Was the Bolshevik regime legitimate or illegitimate? How did Russia change across the revolutionary divide? What role did World War I play in the fall of the regime? Did the Bolshevik revolution fulfill its mandate in the 1920s? II. Stalinism. What was Stalinism? A cynical attempt to create a dictatorship? A real attempt to create socialism? What did it have in common with other states and what made it unique? What drove Stalinist repression and what have historians learned since Solzhenitsyn? These classes look in particular at the years 1929-1941 and topics like repression, modernity, gender, nationality and World War II. III. After Stalin. How did Stalinism live on after 1953? In what ways was the “Thaw” repressive? In what ways did it mark a departure from Stalinism? How did the death of Stalin change Soviet internationalism? Was the Brezhnev era “stagnant”?
Assessment Elements

Assessment Elements

  • non-blocking активность на семинарах
  • non-blocking 1-я творческая (письменная) работа
  • non-blocking 2-я - 4-я творческие (письменные) работы
  • non-blocking экзамен в конце 4-го модуля
Interim Assessment

Interim Assessment

  • Interim assessment (1 module)
    0.4 * 1-я творческая (письменная) работа + 0.6 * активность на семинарах
  • Interim assessment (4 module)
    0.3 * 2-я - 4-я творческие (письменные) работы + 0.3 * активность на семинарах + 0.4 * экзамен в конце 4-го модуля
Bibliography

Bibliography

Recommended Core Bibliography

  • David-Fox, M. (2015). Crossing Borders : Modernity, Ideology, and Culture in Russia and the Soviet Union. Pittsburgh, Pa: University of Pittsburgh Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=993450
  • Fitzpatrick, S. (2007). Revisionism in Soviet History. History & Theory, 46(4), 77–91. https://doi.org/10.1111/j.1468-2303.2007.00429.x
  • HARRISON, M. (2017). The Soviet Economy, 1917-1991: Its Life and Afterlife. Independent Review, 22(2), 199–206. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=125003195
  • SLEZKINE, Y. (1994). The USSR as a communal apartment, or how a socialist state promoted ethnic particularism. Slavic Review, (2), 414. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsfra&AN=edsfra.3717682
  • Uhler, W. C., & Pipes, R. (2018). Russia under the Bolshevik Regime. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F1230F91
  • Wayne C. Booth et al. The Craft of Research (4th ed.). Chicago: The University of Chicago Press, 2016.
  • Лаппо-Данилевский А. С.-МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ-М.:Издательство Юрайт,2019-239-Антология мысли-978-5-534-07070-5, 978-5-534-07071-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodologiya-istorii-v-2-ch-chast-1-teoriya-istoricheskogo-znaniya-420751
  • Лаппо-Данилевский А.С.-МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ-М.:Издательство Юрайт,2019-315-Антология мысли-978-5-534-07072-9, 978-5-534-07071-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodologiya-istorii-v-2-ch-chast-2-metody-istoricheskogo-izucheniya-420752

Recommended Additional Bibliography

  • Applebaum, A. (2010). Gulag : A History. New York: Anchor. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=720010
  • Autocratic Breakdown and Regime Transitions: A New Data Set. (2014). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5EE19EF9
  • Fitzpatrick, S. (1999). Everyday Stalinism : Ordinary Life in Extraordinary Times: Soviet Russia in the 1930s. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=169117
  • Fitzpatrick, S., & Geyer, M. (2009). Beyond Totalitarianism : Stalinism and Nazism Compared. New York, N.Y.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=263477
  • Golden-Biddle, K., & Locke, K. (2007). Composing Qualitative Research (Vol. 2nd ed). Thousand Oaks, Calif: SAGE Publications, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=294624
  • Gregory, P. R., & Hoover Institution on War, R. and P. (2009). Terror by Quota : State Security From Lenin to Stalin: (an Archival Study). New Haven [Conn.]: Yale University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=278432
  • Kotkin, S. (1997). Magnetic Mountain : Stalinism As a Civilization (Vol. [Pbk. ed., 1997]). Berkeley, Calif: University of California Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=21251
  • Pipes, R. (2011). A Concise History of the Russian Revolution. New York: Vintage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=717934
  • Stalinism : new directions / ed. by Sheila Fitzpatrick. (2000). London [u.a.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.080753531
  • Svolik, M. W. (2012). The Politics of Authoritarian Rule. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=473250
  • Viola, L. (2017). Stalinist Perpetrators on Trial : Scenes From the Great Terror in Soviet Ukraine. New York, NY, United States of America: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1607801
  • Как написать дипломную работу : Гуманитарные науки: Учеб.-методическое пособие, Эко У., Костюкович Е., 2001
  • Латур, Б. (2013). Пересобирая Социальное. Введение В Акторно-Сетевую Теорию. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FF4A356