• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Проблемы историографии искусства стран Востока

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 50.04.03. История искусств
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: История художественной культуры и рынок искусства
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 68

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина относится к блоку дисциплин вариативной части 1 года обучения и тесно связана с дисциплинами как базовой части («Теория и история культуры», «История европейской цивилизации. XVІ – XX века»), так и вариативной части образовательной программы («Экспертиза произведений изобразительного искусства»). Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория и история культуры» и «История европейской цивилизации XVІ – XX веков». В результате освоения дисциплины «Проблемы историографии искусства и истории стран Востока» студент должен знать хронологию, основные периоды; географию распространения культур в регионе; основные исторические этапы развития в истории и истории искусства стран Индийского региона и стран Дальнего Востока; знать фундаментальные работы по истории и истории искусства региона; понимать эволюцию подходов к исследованию и особенности формирования исследовательских школ; понимать особенности употребления специальной терминологии; освоить методы основных научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствоведения; уметь ориентироваться и работать с основными трудами, научными журнала, каталогами и базами данных по искусству и истории стран Востока и использовать данные при решении самостоятельно поставленных задач в искусствоведческом исследовании. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Научно-исследовательский семинар «Анализ и атрибуция памятников художественной культуры»; подготовка выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов общих представлений о предмете, задачах, методологии исследований в области истории искусства стран Востока
  • развитие навыков работы с памятниками культуры и искусства стран Востока
  • овладение приемами изучения культур разных исторических эпох и социумов и методикой культурологических исследований
  • сформирование у студентов представления о потенциальных возможностях различных подходов к изучению культуры и искусства стран Востока
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать основные подходы к изучению памятников искусств стран Востока
  • знать основные периоды; географию распространения культур в регионе; основные исторические этапы развития в истории и истории искусства стран Индийского региона и стран Дальнего Востока
  • знать фундаментальные работы по истории и истории искусства региона
  • понимать эволюцию подходов к исследованию и особенности формирования исследовательских школ
  • понимать особенности употребления специальной терминологии
  • освоить методы основных научных подходов, выработанных на современной стадии развития искусствоведения
  • иметь навыки использования сравнительно-исторического метода, историко-антропологических подходов при работе с источниками по истории художественной культуры
  • уметь использовать данные историко-культурного характера при решении самостоятельно поставленных задач в исследованиях по направлению магистерской программы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Проблемы историографии искусства стран Востока. Проблемы изучения искусства Индии и сопредельных стран периода древности и средневековья.
    1) Искусство древнейшей цивилизации Индии. История открытия и изучения. 2) Основные открытия памятников буддийского искусства древней Индии в XIX в. Деятельность А. Каннигэма. Роль письменных источников в изучении памятников древнеиндийского искусства. 3) Интерпретация изобразительного материала буддийских памятников в ранний период изучения. А. Фуше. 4) Ступы в Бхархуте, Гайе, Санчи и Амаравати. История изучения и музеефикации, сложности интерпретации изображений. Деятельность Дж. Маршалла. Современная историография. 5) Проблемы изучения буддийского искусства Центральной Азии: пути проникновения индийской культуры. 6) Буддийские пещерные храмы Западной Индии. Проблемы иконографии. Охрана памятников пещерного искусства. 7) Индуистский храм периода раннего средневековья: Тамилнад. Современные тенденции в историографии. 8) Буддийское искусство Шри Ланки в период средневековья. Основные направления его развития, освещение в историографии.
  • Проблемы историографии искусства стран Востока. Культура и искусство Индии эпохи Великих Моголов: история и историография.
    Династия Бабуридов, в европейской традиции именуемая Великими Моголами, правила в Индии со второй четверти XVI в. до середины XVIII в. (а номинально – ещё столетие, до 1858 г.). Время её правления – это эпоха активного взаимодействия традиций: в первую очередь индийских и мусульманских (иранских, среднеазиатских), к которым впоследствии добавились европейские. Процессы и результаты этого взаимодействия привели к сложению в искусстве субконтинента могольского стиля. На ранних порах исследования его пытались охарактеризовать как «индо-персидский», «индо-мусульманский», но такие определения не выражали синтетической природы этого стиля и обстоятельств его сложения. Если в начале изучения (II пол. XIX в.) задача заключалась в том, чтобы определить в искусстве мусульманских регионов место могольского (отличая его, скажем, от персидского), то впоследствии его рамки корректировались за счёт отделения от него менее крупных и связанных с ним, но всё же самобытных стилей деканских султанатов и раджпутских княжеств. Так, в 1916 г. вышла монография А.К.Кумарасвами, посвящённая раджпутской живописи. В 1960-х годах берёт начало обсуждение не-имперских разновидностей могольского стиля – столичных и провинциальных, особое внимание начинает уделяться роли заказчика. Вместе с тем по настоящий момент продолжается введение в научный оборот новых памятников искусства эпохи, а также уточнение атрибуции уже известных. Искусство эпохи Великих Моголов: генезис, периодизация, виды (архитектура, миниатюра, ДПИ). Раджпутское, деканское и позднемогольское искусство, «стиль Компании» (Ост-Индской). Коллекционирование и начало академического изучения. Труды В.Смита, Э.Хейвелла. А.К.Кумарасвами о могольском и раджпутском искусстве. Исследования середины и II пол. XX в. представителями искусствоведческих школ Запада и Востока. Актуальные проблемы изучения искусства данной эпохи.
  • Историография искусства Дальнего Востока. История изучения и коллекционирования искусства Китая.
    История изучения и коллекционирования искусства Китая в Европе и Америке. Основные музейные и частные коллекции. Ключевые исследователи. Что и как коллекционировали в Европе. Феномен шинуазри. Анализ состава коллекций. Дискуссия по теме с привлечением текстовых и визуальных источников. Формирование коллекций китайского искусства в ХХ веке Кураторы и исследователи. Китайское искусство в Российских собраниях.
  • Историография искусства Дальнего Востока. История и культура Японии.
    1) Доисторическая Япония. Влияние материковой культуры на жителей японского архипелага: административная модель, религиозные культы, художественная культура. Политическая история эпохи Нара (710 - 784) и Хэйан (794 - 1185) . Выход самураев на историческую арену. Становление первого сегуната. 2) Средние века: самурайская эпоха в истории Японии. Обзоритической история 13 - 18 вв. Сегунат Камакура, Муромати и Токугава: сравнение административной и властной структуры. Развитие земельной собственности, ремёсла и торговли в Японии Средних веков. Ранняя урбанизация. Япония и внешний мир в Средние века. 3) Открытие Японии. Реставрация Мэйдзи и последующие реформы. Япония на пути внешней экспансии. Япония во Второй мировой войне. Оккупация и становление современной политической, экономической и социальной системы. 4) Роль заимствований в истории и культуре Японии. Япония и Китай. Япония и Запад. Природная среда и материальная культура Японии как фактор формирования экономического уклада, социальной и художественной культуры
  • Историография искусства Дальнего Востока. Искусство Кореи и Японии: актуальные вопросы изучения.
    1) «Открытие» Японии» в XІX веке. Интернациональные выставки и павильона Японии. Феномен гравюры. Японизм. Собрания японского искусства конца XІX века. Сацума. Бронзы эпохи Мэйдзи. Клуазоне. Источники по изучению истории коллекционирования искусства Востока. 2) Японские мастера собрания за рубежом. Российские собрания XІX-XX вв. Изучение Японии в на рубеже XІX-XX вв. Западноевропейские путешественники и исследователи. Э. Фенелоза и изменения отношение к наследию. Экспонирование искусства Востока. Музейные экспозиции. Выставки. 3) Исследования и собрания Корейского искусства. Ключевые собрания. Актуальные темы и вопросы исследования. Современное искусство Дальнего Востока и его коллекционирование и репрезентация.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Доклад
    Устное выступление по одной из тем курса, сопровождаемое презентацией и дополненное тезисами выступления
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Доклад + 0.5 * Тест + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в историческое изучение искусства, Виппер, Б. Р., 2010
  • История японской культуры, Мещеряков, А. Н., 2011
  • Средневековый Восток : учеб. пособие для вузов, Коновалова, И. Г., 2008

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Индуизм. Джайнизм. Сикхизм : словарь, Алаев, Л. Б., 1996