• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Анализ качественных данных

Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Прикладные методы социального анализа рынков
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина «Качественный анализ социологических данных» направлена на выработку навыков анализа качественных данных. В рамках курса последовательно проходятся несколько стадий научного анализа: 1) анализ качественных данных с использованием рассматриваемых в курсе аналитических инструментов, 2) обобщение и теоретизация данных, 3) представление обобщений в форме синопсиса научной статьи. Курс предполагает знакомство с основными аналитическими техниками качественной социологии (обоснованная теория, дискурс-анализ, методы визуального анализа) и их апробацию в ходе семинарских занятий и домашних заданий.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Познакомить студентов с основными аналитическими инструментами качественной социологии и сформировать навыки выбора аналитического инструмента, релевантного целям исследования, умения адаптировать инструмент к специфике поля и получаемых материалов, создания теоретических обобщений на основе анализа материалов, представления полученных результатов в виде научной статьи
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знакомство с обоснованной теорией как одним из базовых аналитических инструментов качественной социологии, развитие навыков использования ее применительно к анализу данных.
  • Знакомство с дискурс-анализом как одним из базовых аналитических инструментов качественной социологии, развитие навыков использования его применительно к анализу данных.
  • Знакомство с производством и анализом визуальных данных в качественной социологии, развитие навыков создания и анализа визуальной информации
  • Создание аналитических обобщений и представление их в форме синопсиса научной статьи
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Обоснованная теория как аналитическая стратегия: методология и основные процедуры исследования
    Создание обоснованной теории как аналитической стратегии качественного исследования (Б. Глейзер, А. Стросс): аналитические предпосылки, обстоятельства создания, первые работы с использованием ОТ. Версии ОТ – базовые посылки и основные аналитические про-цедуры: Б. Глейзер и А. Стросс, А. Стросс и Дж. Корбин, Б. Глейзер, К. Чармаз, А. Кларк. ОТ в версии К. Чармаз: виды кодирования, написание мемо, теоретическая выборка и сатурация, создание теории. Виды теоретизации в ОТ. Работа с аналитическими материалами (текстами интервью), собранными студентами в результате предшествующей полевой работы (групповые или индивидуальные проекты). От-крытое кодирование, написание первичного мемо, осевое кодирование, написание аналитического мемо. Создание теоретической выборки, формулировка гипотез, постановка новых исследовательских вопросов, новый этап полевой работы. Разработка теоретической модели и ее представление. Возможности и ограничения метода.
  • Дискурс-анализ
    Предпосылки создания дискурс-анализа: лингвистический поворот в гуманитарных и социальных науках, развитие критической теории. Базовые идеи (критического) дискурс-анализа: власть в языке и дискурсе, институциональные условия производства дискурса, борьба дискурсов. Основные разновидности дискурс-анализа (Э. Лакло и Ш. Муфф; Н. Фэркло и др.). Возможности и ограничения аналитических процедур дискурс-анализа. Анализ текста с использованием процедур критического дискурс-анализа.
  • Анализ визуальных материалов
    Основные виды визуальных источников: фотографии, видео, изображения, пространство (М. Эммисон, Ф. Смит). Логики культурного производства и циркуляции визуального: материальность и дигитальность. Аналитическое производство визуального: социологиче-ская фотография (Д. Харпер). Методы анализа визуального: семиотический, жанровый, дискурс-анализ, анализ цифровых изображений. Представление результатов исследования – визуализация (фото-эссе, выставка, фильм). Создание и анализ фотографий студентами для иллюстрации базовых идей своего исследовательского проекта. Использование процедур семиотического и дискурсивного анализа.
  • Специфика написания академических текстов в различных традициях качественной социологии
    Стили написания научных статей в рамках качественной социологии: «перевернутая воронка» (Б. Глейзер), классический стиль. Проблематизация позиции автора, эксплицирование аналитических инструментов, стиль письма.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий домашнее задание "Использование обоснованной теории для анализа интервью"
  • неблокирующий домашнее задание "Анализ качественных данных с использованием критического дискурс-анализа"
  • неблокирующий домашнее задание "Создание исследовательской фотографии и анализ фотосерий"
  • неблокирующий домашнее задание "Написание синопсиса научной статьи"
  • неблокирующий Итоговое эссе, аккумулирующее различные способы качественного анализа данных выбранной темы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * домашнее задание "Анализ качественных данных с использованием критического дискурс-анализа" + 0.2 * домашнее задание "Использование обоснованной теории для анализа интервью" + 0.2 * домашнее задание "Написание синопсиса научной статьи" + 0.2 * домашнее задание "Создание исследовательской фотографии и анализ фотосерий" + 0.2 * Итоговое эссе, аккумулирующее различные способы качественного анализа данных выбранной темы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Качественные методы: введение в гуманистическую социологию : Учеб. пособие для вузов, Семенова В. В., 1998
  • Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники, Страусс А., Корбин Дж., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Charmaz, K. (2017). Constructivist grounded theory. Journal of Positive Psychology, 12(3), 299–300. https://doi.org/10.1080/17439760.2016.1262612
  • Handford, M., & Gee, J. P. (2012). The Routledge Handbook of Discourse Analysis. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=444001
  • Wodak, R., & Krzyżanowski, M. (2008). Qualitative Discourse Analysis in the Social Sciences. Houndmills, Basingstoke, Hampshire [England]: Palgrave Macmillan. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1523136