• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Искусство средневековой Руси в контексте книжной традиции

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Русская литература и компаративистика
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Литературное и языковое наследие допетровской Руси, традиции книжной культуры создавались и функционировали в культурном контексте эпохи, который формировался, в том числе, и памятниками древнерусского искусства. Задача курса –дать представление о путях развития зодчества, изобразительного и прикладного искусства, книжного дела Древней Руси X – XII вв., русских земель и княжеств XII-XV вв. (Галицко- Волынская Русь, Владимиро- Суздальская Русь, Новгород, Псков, Смоленск), Великих княжеств Московского, Тверского, Суздальско-Нижегородского, Рязанского XIV-XV вв., деревянным зодчеством Русского Севера и памятниками архитектуры и искусства Российского государства XVI-XVII вв., познакомить с ключевыми произведениями архитектуры, иконами и фресковыми ансамблями, памятниками книжного дела и прикладного искусства каждой из эпох прошлого, их творцами, их судьбой. Неотъемлемой частью курса станет также знакомство с техникой средневекового строительства, иконописания, ювелирного дела и искусства украшения рукописных и старопечатных книг. В ходе занятий предполагается знакомство с архитектурно-художественными памятниками Московского Кремля и экспозицией древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Усвоение студентами знаний и представлений о путях развития зодчества, изобразительного и прикладного искусства, книжного дела Древней Руси X – XII вв., русских земель и княжеств XII-XV вв., великих княжеств Московского, Тверского, Суздальско-Нижегородского, Рязанского XIV-XV вв., деревянным зодчеством Русского Севера и памятниками архитектуры и искусства Российского государства XVI-XVII вв.
  • Усвоение студентами знаний и представлений о взаимосвязи средневекового древнерусского искусства и книжности
  • Формирование у студентов умений и практических навыков первоначального анализа памятников искусства в контексте средневековой русской книжности
  • Развитие у студентов критического мышления и способности рефлексировать над различными научными методами, применяющимися в филологии, истории искусств, вспомогательных исторических и филологических дисциплинах, подходами и понятийным аппаратом таких сфер гуманитарного знания как филология, история искусств, история, этнография
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Умеет определить место памятника искусства на временной шкале и в географических рамках
  • Знает периодизацию основных этапов эволюции древнерусского искусства в связи с периодизацией древнерусской книжности
  • Знает основные памятники древнерусского искусства, их создателей, культурно-исторический фон их появления, их культурное значение и их связь с книжностью того времени
  • Умеет провести первичный анализ памятника искусства: определить течение/направление, автора/создателя, влияние на древнерусское искусство в целом, указать связь с книжностью того времени
  • Владеет навыками разностороннего анализа памятника древнерусского искусства и памятника древнерусской книжности
  • использовать и объединять в исследовании материал различного характера (памятники книжности и памятники искусства)
  • Знает общие принципы и методы современной теории кросс-культурных связей между различными памятниками искусства и письменными традициями
  • Умеет выделять образцы и элементы заимствования в создаваемых на Руси оригинальных памятниках искусства и определять функциональный статус этих заимствованных моделей
  • Владеет навыками свободного ориентирования в транснациональных концептах Средневековья, русского и европейского
  • Знает основные черты и специфику кросс-культурных контактов между Русью и инокультурными традициями в Средние века и раннее Новое время
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Памятники искусства допетровской Руси: объекты, техники, технологии. Реставрация. История исследования и историография
    Архитектура, живопись (икона, фреска, миниатюра), прикладное искусство: материалы, техника изготовления. Приемы художественной обработки. Проблемы датировки и стилистический анализ памятников. Древнерусские справочники по сюжетике и технологии художественных ремесел. Этапы, достижения и проблемы в изучении русского искусства. Русская литература XI-XVII вв. и художественное наследие Средневековья и Раннего нового времени.
  • Что известно об искусстве у славян в дохристианскую эпоху. Киевская Русь. Архитектура. Фреска. Мозаики. Иконы. Книги
    Художественное наследие восточноевропейских земель времени, предшествующего образованию государства у восточных славян. Русское народное искусство в контексте древних верований и традиций. Крещение Руси, византийский художественный опыт и его воплощение в первых памятниках христианского искусства Киева. Русь и Балканы. Произведения литературы X-XII вв. и киевское художественное наследие. Памятники археологии и этнографии и русский фольклор
  • Феодальная раздробленность. Западнорусские княжества: Галицко- Волынское, Полоцкое, Смоленское. Архитектура, фрески, книги
    Становление самостоятельных центров художественной культуры в русских землях и княжествах эпохи феодальной раздробленности в западной части Киевской Руси. Киевское наследие, региональные традиции и художественный опыт соседей в памятниках архитектуры и книжной миниатюре. Ипатьевская летопись и другие историко- литературные памятники Древней Руси в контексте художественного наследия Руси эпохи раздробленности
  • Владимиро-Суздальская Русь. XIII в. Архитектура, Прикладное искусство, книги
    Ростов-Суздаль- Владимир: политическая история становления Владимиро- Суздальского княжества в памятниках архитектуры и искусства. Владимир – центр культуры и искусства Северо-Восточной Руси. «Владимирское наследие» в художественной жизни Руси и России. Памятники владимирской литературы домонгольского времени в культурнополитическом аспекте
  • Новгород XII-XV вв. Архитектура. Икона, прикладное искусство, фрески, книги
    «Господин Великий Новгород - крупнейший центр художественной жизни Руси. Новгородское каменное зодчество- храмы и крепости. Новгородская школа иконописи. Судьба «новгородского наследия» и его роль в становлении общерусских художественных традиций после присоединения Новгорода к Москве. Культурная жизнь республики по памятникам новгородского летописания
  • Псков, Ростов, Тверь, Нижний Новгород, Рязань XIII-XV вв. Архитектура, икона, фрески, книги, иконы, прикладное искусство. Русское деревянное зодчество
    Псков, Ростов, Тверь, Нижний Новгород, Рязань XIII-XV вв. Архитектура, икона, фрески, книги, иконы, прикладное искусство. Русское деревянное зодчество
  • Москва XIV-XVI вв. Архитектура. Прикладное искусство, икона, фрески, книги
    Что известно о старейших памятниках искусства Москвы. Художественное наследие, пожары и военные испытания. Становление Москвы как политического центра Русского государства в памятниках архитектуры – кремлевские соборы и оборонительные сооружения. Великий князь Иван III и творческий вклад итальянских мастеров в становыление нового облика Москвы. Владимирское и московское наследие в формировании общерусских художественных традиций в XVI в. Литературное наследие эпохи становления единого государства и художественная жизнь Москвы
  • XVII в. Архитектура. Прикладное искусство, икона, фрески, книги. Парсуна и гравюра
    «Век перелома» в истории русского искусства: наследие и новые явления. Церковные и светские элементы в художественной культуре. Русское барокко как явление общеславянской культуры. Зодчие, живописцы, мастера художественных ремесел – биографии и судьбы. Становление светской живописи и мастера Оружейной палаты. Памятники литературы «нового периода русской истории» в контексте новых явлений в художественной культуре
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Домашняя работа
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.1 * Аудиторная работа + 0.1 * Домашняя работа + 0.6 * Устный экзамен + 0.2 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Древнерусское искусство : учебник / В.Д. Черный. — М. : Вузовский учебник : ИНФРА-М, 2018. — 656 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа: http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5a980f6311ede6.32777818.
  • Разыскания в области истории и предыстории русской культуры, Живов, В. М., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Общественная мысль славянских народов в эпоху раннего Средневековья, Иванов, С. А., 2009