• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Социология

Статус: Курс обязательный (Управление бизнесом)
Направление: 38.03.02. Менеджмент
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

К началу ХХI века ценообразующие рынки стали основной формой интеграции хозяйства в развитых странах. При этом характерные для такого формата хозяйства массовое производство и демократизация потребления способствовали серьезным преобразованиям на уровне социальной структуры и культурного производства социальной идентичности человека. Изначально процесс экспансии ценообразующих рынков в различные сферы социальной жизни вызывал у социологов опасения и критику. Казалось, что распространение денежных отношений превратит мир в арифметическую задачу, где люди окажутся друг для друга не целью взаимодействия, а средством удовлетворения личных эгоистических интересов, что приведет к взаимной эксплуатации и кризису социального порядка. Однако накопление эмпирических данных о функционировании потребительских рынков позволили убедиться, что рынок и общество, рынок и культура не являются враждебными мирами. Логика прибылеориентированного рыночного обмена влияет на социальные отношения, но и испытывают гуманизирующее обратное влияние. Рынки не могут функционировать в социальном вакууме, рыночные обмены всегда вписаны в социальный порядок, согласуются с ним и стабилизирующими его культурными ценностями. Курс «Социология» демонстрирует студентам эмпирически выявленные социальные механизмы, которые позволяют рынкам и культуре находить жизнеспособный компромисс, а также способствует развитию у студентов навыков самостоятельного эмпирического исследования социальных проблем и потребительских рынков. Ценность дисциплины состоит в том, что она развивает у студентов комплексное видиние потребительских рынков как социальных единиц, понимание которых требует идентификации политического, культурного, институционального и социального контекстов. В курсе студенты знакомятся с новешими социологическими исследованиями потребительских рынков, осваивают навыки работы с рыночной аналитикой, в том числе первичной эмпирикой, собранной в качественной методологии. Важное место в курсе отводится обсуждению моральной укорененности потребительских рынков, значимости для их функционирования социальных отношений и качества институциональной среды.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью курса «Социология» является знакомство студентов с теорией и методологией эмпирического социологического анализа потребительских рынков. По итогам изучения дисциплины студент должен: 1. знать основные принципы формирования программы эмпирического социологического исследования, различать специфику качественной и количественной парадигм 2. знать основные принципы и понятия социологического анализа потребительских рынков; 3. уметь анализировать противоречивые события и факты экономической жизни с позиций социологии; 4. иметь навыки: ориентироваться в социологической литературе, анализировать с опорой на социологические знания конкретные ситуации, усовершенствовать навыки публичных выступлений и работы в группе.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Демонстрирует знание структуры и понимание субстантивного смысла и методологических требований к программе количественного эмпирического исследования
  • Демонстрирует знание методологических посылок социологических проектов Э.Дюркгейма и М. Вебера (объективизм и понимающая социология)
  • Понимает отличие социальных наук от естественных
  • Демонстрирует знание структуры и понимание субстантивного смысла и методологических требований к программе эмпирического исследования, выполняемого в качественной парадигме
  • Демонстрирует знание основных элементов рыночной формы обмена в сопоставлении с прочими формами движения благ в обществе
  • Демонстрирует знание основных исследовательских вопросов, развиваемых в рамках различных подходов к социологическому анализу рынков
  • Понимает отличие социологического подхода к анализу рынков от экономического и маркетингового; может перечислить основные механизмы становления социального порядка на потребительских рынках
  • Демонстрирует знание основных этапов коммодификации благ в рыночном обществе
  • Демонстрирует способность реконструировать основные механизмы социального порядка рынка на примере предложенного кейса
  • Демонстрирует понимание проблемы соизмерения, конструирования массовых товаров на основе уникальных благ
  • Демонстрирует понимание социологического подхода к интерпретации рыночных ценовых механизмов со стороны предложения, спроса и взаимоотношений граждане-государство
  • Демонстрирует понимание социальных ограничений экономических законов функционирования рыночных цен
  • Демонстрирует знание современных социологических подходов к механизмам формирования социальной идентичности
  • Демонстрирует знание основных социальных особенностей общества консьюмеризма и его проблем
  • Имеет представление о динамике социальной структуры и «мы-я» в структуре социальной идентичности, сложившейся под влиянием индустриализации, урбанизации, развития массового производства, демократизации потребления, современной зависимости выживания человека от рынка труда
  • Демонстрирует понимание медикализации как культурного процесса
  • Демонстрирует знание основных моральных дилемм, сопряженных с превращением жизненно-важных благ в рыночные товары
  • Демонстрирует знание эволюции социальных установок в отношении смерти и её причин в ХХ веке
  • Демонстрирует знание ключевых черт социологического определения государства
  • Демонстрирует знание старой и новой парадигмы анализа взаимоотношений государства и рынка
  • Демонстрирует знание определения различных сегментов неформальной экономики (теневого, криминального, внелегального)
  • Демонстрирует знание различий между понятиями нелегальности и нелегитимности и способность применять это знание для анализа предложенных рыночных кейсов
  • Понимает историчность современного государства как организации, осознает разницу легитимностью и легальностью, видит аналитическую разницу между стигматизирующим и конструктивистским подходам к пониманию нелегальности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Рынки, государство и границы нелегальности
    Ключевые признаки государства. Силовое предпринимательство и его альтернативы. Роли государства в хозяйстве. Легальность и легитимность. Государственный порядок и дискурс о неформальной экономике. Сегментация неформальной экономики: теневая, криминальная, домашняя, внелегальная. Социальная динамика нелегальных рынков.
  • Социология как эмпирическая наука. Предмет. Метод. Ключевые понятия.
    Проекты социологической науки: Э. Дюркгейм и М. Вебер. Как возможно общество? Понятие социального действия. Проблема рациональности социального действия. Виды рациональности экономического действия как разновидности социального. Основные понятия социальной стратификации: номинальные и реальные социальные группы, социальный статус, статусная(не)консистентность. Понятие социального класса. Структура социального неравенства. Пол и гендер. Политики возраста. Темпоральность социальной жизни: может ли социология прогнозировать будущее?
  • Программа количественного исследования
    Аналитические возможности количественного исследования. Различие между социальной проблемой и исследовательской проблемой. Цель, задачи, объект, предмет социологического исследования. Гипотезы в социологическом исследовании: содержательные и статистические. Выборка, её репрезентативность и обеспечение случайности. Неслучайные выборки в количественном исследовании. Статистический анализ и законы больших чисел. Измерение в социологии: номинальные, порядковые, интервальные, абсолютные шкалы. Операционализация понятий. Правила формулировки вопросов в анкете. Специфика он-лайн опросов. Критерии качества социологического исследования: проблемы валидности и надежности полученных результатов.
  • Медикализация и маркетизация человеческой жизни, тела и смерти.
    Медикализация социальной жизни. Медицина как особый субъект социального контроля. Хэлсизм как моральный дискурс. Социальность тела. Рынки человеческих органов, гамет, суррогатного материнства. Рынки сексуальных услуг. Технологизация медицины, экономические издержки и новые трактовки смерти. Рынки похоронных услуг.
  • Культурное производство рыночных благ и конструирование качества товаров
    Социальная природа человеческих потребностей. Как уникальные вещи становятся товарами. Коммодификация как социальный процесс. Объективация, сингуляризация, калькуляция. Неопределенность качества благ в сервисной экономике, креативной экономике, в условиях монополистической конкуренции на насыщенных рынках. Рыночные посредники.
  • Социологический подход к анализу потребительских рынков.
    Формальное и содержательное понятия «экономического». Что такое рынок? Рынок как форма обмена. Альтернативы рынку: реципрокность, редистрибуция, дар. Интеракционистский подход к рынку в социологии. Основные проблемы установления и поддержания социального порядка на потребительских рынках: оценивание, конкуренция, кооперация. Стандартные и статусные рынки. Социальная критика маркетизации. Рынки как калькулятивные девайсы (денежные оценки абсолютных ценностей).
  • Социальная идентичность индивида в обществе потребления
    От традиционного общества к рыночному: индивидуализация жизненного пути. От локальных сообществ к сообществам потребления. Общество потребления, макдональдизация. Потребительское поведение как якорь идентичности. Потребительское поведение как форма политического и гражданского участия. Неолиберальное self как рефлексивный менеджериальный проект. Коммодификация self в условиях рыночной экономики. Идентичность человека и перформативность экономического знания.
  • Политико-культурные основания рыночных цен
    Моральная экономика рыночных цен. Цена как форма коммуникации с государством. Цена как производная рыночной власти. Цена как предмет социального контроля на потребительских рынках. Восприятие рыночных цен потребителями. Проблема справедливости рыночной цены. Цена как индикатор качества товара. Цена как маркер социальных границ. Демонстративность высоких цен. Практики рачительного потребления.
  • Методология и программа качественного исследования
    Аналитические возможности качественного исследования. Гипотезы и выборка в качественной парадигме. Рекурсивность качественного исследования: движение между теорией, эмпирикой и обратно. Базовые принципы абдуктивного анализа текстовых данных. Форматы сбора данных: глубинное интервью, фокус-группы, кейс-стади, этнография (наблюдение), нетнография. Методологические принципы проведения глубинного интервью. Специфика критериев качества качественного исследования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Домашняя работа
    Домашняя работа представляет собой практикум по методологии социологического исследования. Цель задания – познакомить студентов с практикой сбора социологической информации. Домашняя работа состоит из трех этапов. На первом этапе каждый из студентов должен самостоятельность провести два глубинных интервью, в соответствии с полученным гайдом и характеристиками респондентов. Интервью должны быть записаны на диктофон (можно использовать соответсвующие мобильные приложения на телефоне). Время проведения каждого интервью должно быть не менее 40 минут. На втором этапе каждый студент должен транскрибировать интервью, то есть перевести аудиозапись в текстовый формат. Транскрипты обоих интервью сдаются для проверки преподавателем. На третьем этапе студент готовит методологическую справку, в которой он дает рефлексивную оценку опыту проведения интервью и качеству собранных данных. Объем методологической справки не превышает1-2 страниц, 12 Times New Roman, ординарный интервал. Примерные вопросы для методологической рефлексии: Насколько сложно было договориться с респондентом о беседе? Как человек реагировал на тему в целом? Сложно ему или легко было о ней говорить? Какие вопросы гайда побуждали респондента говорить, по каким вопросам ему было сложно ответь и почему? Что помогало разговорить респондента? Насколько искренними получились ответы респондента? Удалось ли получить данные по всем вопросам? Ваши собственные оценки проведенного интервью: успешно/неуспешно и почему? Важно: без представленных текстовых интервью, методологическая справка проверяться не будет, оценка за нее в таком случае - 0.
  • неблокирующий Аналитическое эссе
    Аналитическое эссе пишется на основе собранных студентом в рамках домашней работы эмпирической информации (два глубинных интервью), для осмысления и интерпретации которой он использует рекомендованные теоретические источники. Объем эссе не превышает 5 страниц, 12 Times New Roman, ординарный интервал. Навыки, отрабатываемые и демонстрируемые в ходе написания эссе: Применение экономико-социологических концепций к анализу эмпирического материала; Умение дать аргументированный, теоретически и эмпирически обоснованный ответ на поставленный вопрос
  • неблокирующий Финальный экзамен
    Итоговый экзамен проводится в форме теста, включающего набор закрытых вопросов и один открытый вопрос (микро-эссе). Продолжительность написания экзамена – 80 минут. Зачеты-«автоматы» в рамках курса не предусмотрены. Округление всех оценок происходит в соответствии с математическими правилами. Блокирующие элементы не предусмотрены.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Активность на семинарах + 0.2 * Аналитическое эссе + 0.2 * Домашняя работа + 0.4 * Финальный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Jens Beckert. (2009). The social order of markets. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D942B7AD
  • Бердышева, Е. (2012). «Здоровье Не Купишь»: О Противоречиях Маркетизации Жизненно Важных Благ На Примере Рынка Стоматологических Услуг В Москве. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.EC1AA134
  • Бердышева, Е. (2012). От Критики К Аналитике: Коммодификация Жизненно Важных Благ Как Актуальная Исследовательская Проблема В Новой Экономической Социологии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.CC3A6301
  • Бердышева, Е. (2014). Что Мы Знаем О Восприятии Цены Потребителями? Исследования В Социологии И Маркетинге. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BC12CB18
  • Блок, Ф. (2004). Роли Государства В Хозяйстве. Экономическая Социология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692676
  • Вельтус, О. (2008). Символические Значения Цены: Конструирование Ценности Современного Искусства В Галереях Амстердама И Нью-Йорка (Перевод Е.С. Бердышевой). Экономическая Социология, (3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692937
  • Волков, В. (2003). Силовое Предпринимательство. Глава 7. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.4F85FE25
  • Ионин Л. Г.-ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-341-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-08966-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/filosofiya-i-metodologiya-empiricheskoy-sociologii-433956
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев В. В., 2001
  • Михель, Д. (2011). Медикализация Как Социальный Феномен. Вестник Саратовского Государственного Технического Университета, (2с). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14974882
  • Поланьи, К. (2002). Экономика Как Институционально Оформленный Процесс. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B207D2B6
  • Портес, А. (2003). Неформальная Экономика И Ее Парадоксы. Экономическая Социология, (5). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692651
  • Слейтер, Д. (2008). Забирая Рынок У Экономистов. Экономическая Социология, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15692924

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Beckert, J., & Aspers, P. (2011). The Worth of Goods : Valuation and Pricing in the Economy. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=405922
  • Bromley, D. W. (2019). Possessive Individualism : A Crisis of Capitalism. New York, NY: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2264860
  • Lucien Karpik. (2010). Valuing the Unique: The Economics of Singularities. Princeton University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.pup.pbooks.9215
  • Meer, Z. (2011). Individualism : The Cultural Logic of Modernity. Lanham, Md: Lexington Books. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=399783
  • Musselin, C., & Beckert, J. (2013). Constructing Quality : The Classification of Goods in Markets. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=612427
  • БЕРДЫШЕВА Е.С. (2015). Даже И По Госту Оценить Непросто! Рецензия На Книгу: Beckert J., Musselin C. (Eds) 2013. Constructing Quality. The Classification of Goods in Markets. New York: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E3CA40B4
  • Зарубина Наталья Николаевна. (2015). Представления О «Нормативном Теле» Как Детерминанты Изменений В Практиках Питания Россиян. Историческая Психология и Социология Истории, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15928125
  • Новые Практики В Российском Родовспоможении: Вызовы И Перспективы (Дискуссия Между Врачами, Акушерками И Доулами). (2018). https://doi.org/10.5281/zenodo.2566485