• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Социология

Статус: Курс обязательный (Культурология)
Направление: 51.03.01. Культурология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Основной целью курса «Социология» является формирование у студентов представления о социологии как академической и прикладной дисциплине – освоении системы базовых социологических понятий, овладении основными методами эмпирической социологии, ознакомлении с применением социологических подходов к исследованию общественных явлений и процессов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов представления о социологии как академической и прикладной дисциплине
  • освоении системы базовых социологических понятий,
  • овладении основными методами эмпирической социологии,
  • ознакомлении с применением социологических подходов к исследованию общественных явлений и процессов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные социологические понятия, иметь представление об особенностях социологиче-ских теоретических подходов к изучению общественных явлений и поведения людей
  • Знать методы сбора данных, применяющихся в социологических эмпирических исследованиях, их основные достоинства и недостатки, общие принципы интерпретации данных социологических исследований
  • Уметь применять базовые принципы проведения социологических исследований и интерпрета-ции данных в учебной и профессиональной деятельности
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социологический анализ социальных изменений и культурных трансформаций
    Понятие социальных изменений. Изменения и историческое развитие. Теории социальных изменений, ведущие факторы социальных изменений. Концепция модернизации. Традиционные, модернизированные, постмодернизированные общества. Переход от «традиционного» к «современному» типу общественного устройства. Основные аспекты модернизации: индустриализация и урбанизация, культурное влияние Запада. Неоэволюционистское понимание модернизации. Релятивистский подход к изучению социокультурной динамики. «Катализаторы» и «ингибиторы» мо-дернизации (Э. Де Вре). Цена модернизации. Проблемы переходных обществ. Характер ценностных ориентаций и типы личности в традиционной и модернизированной культуре. Информационное / постмодернизированное общество. Критерии определения и параметры описания информационного общества. Социокультурные трансформации в эпоху постмодерна. Личность в культуре постмодернизированного общества. Ценности в эпоху постмодерна (Р.Инглхарт). Судьба локальных и этнических культур в эпоху глобализации. «Реактивное сопротивление» глобализационным процессам. Глобализация и угроза терроризма. Социальные трансформации на постсоветском пространстве: направления, факторы, социальные последствия. Травма социальных изменений (П. Штомпка).
  • Социология как наука, социологическое знание.
    Специфика социологического знания. Место социологии в современной системе социальных и гуманитарных наук. Соотношение субъективного и объективного в социальном познании. Социальные и социологические проблемы. Макро- и микро- социология, теоретическая и эмпирическая социология. Зачем нужна социология, функции социологии. Социологическое воображение.
  • Культура и общество.
    Биологическое, социальное и культурное в человеке. Понимание культуры в социологии. Антропология и исследование культур. Знак, символическое поведение. Компоненты культуры (ценности, верования, формальные и неформальные нормы, материальные носители, язык). Воспроизводство культурных образцов. Обычаи и традиции. Понятия доминирующей культуры, субкультуры и контр-культуры.
  • Социализация и социальный контроль.
    Человек и личность. Теории социализации в социальных науках. Чарльз Кули и Джордж Герберт Мид: структура Я. Социализация личности: стадии, формы, агенты. Инструменты социализации (семья, группа, школа, средства массовой информации). Соотношение воспитания и социализации. Социальные роли личности. Ролевая напряженность и ролевой конфликт. Особенности социализации в традиционном и современном обществе. Социальные нормы и ценности. «Нормальное» и девиантное (отклоняющееся) поведение. Конформность. Понятие аномии (Э.Дюркгейм, Р.Мертон). Механизмы социального контроля. Формальный и неформальный социальный контроль. Социальные санкции. Роль девиации в развитии общества. Концепция стигматизации.
  • Социальная стратификация и мобильность
    Понятие стратификации. Теоретический смысл социальной стратификации (М.Вебер, функционалистский подход, теория конфликта, П.Бурдье). Исторические типы стратификационных систем: рабовладельческая, кастовая, сословная, классовая системы. Социоэкономический статус (доход, социальный престиж, образование, богатство). Социальная мобильность: вертикальная и горизонтальная мобильность. «Предписанный» и «достигаемый» статус. Групповая и индивидуальная мобильность. Скорость мобильности. Каналы вертикальной циркуляции.
  • Социальные институты
    Понятие социального института. Институты и социальные функции. Явные и латентные функции институтов. Т.Парсонс и его теория общества как системы. Социальные потребности как основа появления институтов. Семья как социальный институт. Функции семьи в обществе. Семья в традиционном и современном обществе. Гендер как социологическая категория. Религия и церковь. Основные типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ. Образование как социальный институт, воспроизводство общества. Политика, экономика, право как социальные институты.
  • Социология как наука
    Проблемное поле и предмет социологии. Критерии социологического знания. Научное и вненаучное знание о человеке и обществе. Функции социологии как науки: описание, объяснение, предсказание социальных процессов, социальная технология. Место социологии в системе научного знания. Специфика социально-гуманитарного знания. Объяснение и понимание. Основные понятия социологии. Действия, явления, процессы. Социологический факт. Социологическое воображение. Структура социологического знания. Роль социологии в современном обществе.
  • Классические социологические теории
    Критерии отнесения теоретиков социологии к классикам и их влияние на современные социологические теории. Социологическая концепция Ф. Тенниса. Два типа общества и два типа воли. Принципы научной социологии, предложенные Ф. Теннисом. Исторический материализм и экономический детерминизм К. Маркса. Социальные последствия марксистской теории. Категория отчуждения. Социологическая теория Э. Дюркгейма. Теоретико-методологическая концепция «социологизма». Теория разделения общественного труда. Социологическое понимание религии. Интерпретативный подход М. Вебера. Идеальные типы и типология социального действия. Теория капитализма
  • Макросоциология: большие теории большого общества
    Макросоциология – изучение общества как единого целого. Общество как социальная система. Теории эволюции обществ. Традиционные и современные общества. Социальные институты и их функции. Структурный функционализм в социологии (Т. Парсонс, Р. Мертон). Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Социальные статусы и социальные роли. Сравнительные исследования обществ. Теории глобального общества.
  • Микросоциология: найти общество в малом
    Социальное взаимодействие в ситуации «лицом к лицу». Формирование личности через социальное взаимодействие (Дж. Г. Мид). Разделяемое знание о социальном мире как основа социального взаимодействия (А. Шюц). «Драматургическая социология» - социальное взаимодействие как театр (И. Гоффман). Социальный порядок на микро-уровне и его воспроизводство (Г. Гарфинкель)
  • Критическая социология: почему в обществе все не так, и что с этим делать?
    Социологическая и социально-философская критика современного общества. Социология и идеология. Неомарксизм и критическая теория франкфуртской школы (Г. Маркузе, Э. Фромм). Понятие отчуждения. Общество потребления и проблема свободы человека. Постмодернизм в социальной теории. Критика «тотальных» институтов (М. Фуко).
  • Методы сбора данных в социологии: как получить новое знание о социальном мире?
    Основные принципы проведения эмпирических исследований в социологии. Типология методов сбора данных в социологии. Наблюдение как метод сбора данных в социологии. Анализ документов в социологии. Виды анализа документов. Контент-анализ. Дискурс-анализ. Методы визуальной социологии. Опросный метод в социологии. Формализованное и неформализованное интервью. Базовые правила составления анкеты. Методология онлайн-исследований в социологии. Особенности онлайн-исследований. Виды онлайн-исследований. Экспериментальный метод в социологии. Основные правила организации и проведения полевых экспериментов.
  • Семья и гендер: социальное в личном
    Социология гендера. Различие понятий «пол» и «гендер». Социальная и культурная обусловленность гендера. Гендерное неравенство. Социология и феминизм. Семья как предмет социологического анализа. Роль семьи в процессе социализации. Семейные роли и отношения. Трансформации институтов семьи и брака в современном обществе.
  • Социология образования: какова роль школ и университетов в обществе?
    Специфика социологии образования как исследовательского направления. Неравенство в образовании. Концепции университета. Образовательная политика и оценочные исследования в области образования.
  • Социология моды: дизайн и общество
    Мода как объект социологического анализа. Социальные функции моды. Мода и социальные движения. Модные циклы. Социология и дизайн. Коммуникативные коды и исследования целевой аудитории дизайнерских проектов.
  • Социология как мультипарадигмальная наука: что и как изучают социологи
    Проблемное поле и предмет социологии. Критерии социологического знания. Научное и вненаучное знание о человеке и обществе. Функции социологии как науки: описание, объяснение, предсказание социальных процессов, социальная технология. Место социологии в системе научно-го знания. Специфика социально-гуманитарного знания. Объяснение и понимание. Основные понятия социологии. Действия, явления, процессы. Социологический факт. Социологическое воображение. Структура социологического знания. Роль социологии в современном обществе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    вес 0.2
  • неблокирующий Активность на семинарах
    вес 0.3
  • неблокирующий Тесты по онлайн-курсу
    вес 0.2
  • неблокирующий Поле
    вес 0.3
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Активность на семинарах + 0.2 * Домашнее задание + 0.3 * Поле + 0.2 * Тесты по онлайн-курсу
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев В. В., 2001
  • Общая социология : учеб. пособие / под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. — Москва : ИНФРА-М, 2017. — 654 с. — (Высшее образование). - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/872312

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Ионин Л. Г.-СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-333-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-07382-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sociologiya-kultury-434573
  • Социология социальных изменений, Штомпка П., Ядова В. А., 1996