• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Введение в социокультурные исследования

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс адаптационный (Прикладная культурология)
Направление: 51.04.01. Культурология
Когда читается: 1-й курс, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Преподаватели: Дмитриев Тимофей Александрович, Хитров Арсений Вячеславович
Прогр. обучения: Прикладная культурология
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Не представляя собой единого и теоретически однородного ансамбля, современные исследования культуры подвергают междисциплинарному изучению разнообразные культурные ситуации, связанные со спецификой различных стран или регионов мира. Культурно обусловлены и различные теоретические решения этих проблем. Глобализация стимулирует обмен информацией и гомогенизирует мировое культурное пространство, однако этот процесс касается только малой части культурного спектра, что является самостоятельной культурологической проблемой. Среди тем, подлежащих рассмотрению, на курсе «Введение в социокультурные исследования», можно упомянуть стиль жизни, работу и досуг, потребление и творчество, культуры господствующие и подавляемые, культурные трансферы, традиции и новации, тело и телесные практики, наследование и образование, культуру официальную и неофициальную, революции в культуре, место игры, культурную травму, коллективную идентичность, национализм, вопросы биополитики и т. д.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Введение в социокультурные исследования» являются: Формирование у студентов способности осмыслять современные социокультурные проблемы, ориентировать в проблемном поле, теоретических позициях и методологических подходах гуманитарных и социальных наук.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Обладать культурой̆ мышления, речи и письма, способен к поиску, выбору и структурированию информации, постановке целей и выбору релевантных средств ее достижения.
  • Уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, использовать в коммуникации компьютерные средства визуальной репрезентации.
  • Уметь анализировать культурные объекты и практики с использованием инструментария современный исследований культуры.
  • Быть способными находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность.
  • Владение культурой мышления, способность в письменной̆ и устной речи правильно и убедительно оформить результаты мыслительной деятельности, владение различными жанрами письменной речи.
  • Уметь использовать в социальной, познавательной и профессиональной сферах деятельности навыков работы с персональным компьютером, программным обеспечением, сетевыми ресурсами, умение пользоваться базами данных.
  • Владеть двумя иностранными языками на уровне, достаточном для разговорного общения, а также для поиска и анализа иностранных источников информации.
  • Уметь использовать современные информационные технологии визуальной презентации для решения коммуникативных задач.
  • Уметь анализировать культуры господствующие и подавляемые, культурные трансферы, традиции и новации, тело и телесные практики.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Формирование гуманитарных наук
    История формирования гуманитарных наук на Западе в XIX — первой половине XX вв. Базовые аналитические понятия в социокультурных исследованиях: коллективные представления — примитивные классификации — бинарные оппозиции —структурные детерминанты. Проблема когнитивного и социального порядка.
  • Социология культуры Макса Вебера
    Методологические принципы построения наук о культуре. Вебер о предметной и методической специфике социально-научного знания. Проблема объективности социального знания и общезначимости составляющих его суждений. Принцип свободы от оценки. Концепция социального действия. Типы социального действия. Прогрессирующая рационализация всех сторон общественной жизни как историческая судьба западного мира. Веберовская концепция происхождения современного рационального капитализма западного типа. Генезис капиталистического мировоззрения. Вебер об основных патологиях капиталистической модернизации. Вебер о феномене западного города.
  • Критическая социология культуры Франкфуртской школы
    История возникновения Франкфуртской школы. Смещение фокуса марксистских исследований к сфере культуры и искусства. Феномены «овеществления» и товарного фетишизма в условиях позднего капитализма. Теоретики Франкфуртской школы о позднем капитализме на Западе. Критика культур-индустрий как критическая теория культуры Франкфуртской школы. Голливуд 1930—1960-х гг. как образцовая модель культур- индустрии. Критическая оценка теорий Франкфуртской школы.
  • Теория цивилизационного процесса Норберта Элиаса
    Понятие фигурации. Изменение фигураций и властный баланс. Современность как цивилизационный процесс. От внешнего принуждения к самоконтролю. Борьба за власть и признание как моменты процесса цивилизации. Идентичность как процесс. Непреднамеренные и долгосрочные процессы социальных изменений. изменение властных балансов в обществе и культуре модерна.
  • Структурализм и постструктурализм в социокультурных исследованиях
    Структурный метод в гуманитарных науках. Язык как знаковая символическая система. Ф. де Соссюр и идея структурной лингвистики. Структурализм, культура и миф. Структурная антропология К. Леви-Строса. Семиология Р. Барта и стратегии критики популярной буржуазной культуры. Миф о герое в семиологии У. Эко.
  • Социология культуры Пьера Бурдье
    Борьба за объективность социально-научного знания и проект «рефлексивной социологии». Основные аналитические понятия «генетического структурализма»: поле, капитал, структуры, габитус, стратегии. Понятие поля как «поля сил», образованного структурированной совокупностью объективных отношений между позициями, занимаемыми социальными агентами в определенном поле. Капитал как фактор, определяющий позицию социального агента в поле и его основные формы. Четыре основные формы капитала: экономический, культурный, социальный и символический. Габитус как ментальные и когнитивные структуры, посредством которых люди воспринимают и оценивают социальный мир и ориентируются в нем. Понятие практики как проявление диалектической связи между структурой и действием, полем и габитусом.
  • Теория культурной современности Чарльза Тейлора
    «Культурные» и «акультурные» теории современности. Концепция культурной современности Тэйлора. Основные составляющие культурной концепции современности Тейлора. Базовые аналитические понятия теории культурной современности Чарльза Тейлора: «социальное воображаемое» и «фоновое знание». Тейлор о базовых противоречиях культурной современности.
  • Культурсоциология Дж. Александера
    Сильная программа в культурсоциологии. Культурсоциология и анализ травматических форм исторического опыта XX в. Проблема социального конструирования универсальных нравственных норм. Культурсоциология Александера о социокультурных противоречиях современности.
  • Что такое Soviet Studies?
    Проблема советского модерна в свете множественности путей к современно сти. Социальные игры советского общества и культуры. Обретение советской идентичности как процесс. Роль идеологических систем легитимации в воспроизводстве советского общества и культуры. Советская культура и ее прецедентные тексты. Логоцентризм советской культуры и роль машины террора. «Тоталитарный» язык и «тоталитарное» письмо как средство субъективации и индивидуализации советских людей. От базовой к ситуативной советской идентичности: о социокультурных причинах краха советского антропологического проекта.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Активность на семинарах + 0.4 * Экзамен + 0.3 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ионин Л. Г.-СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ 5-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-333-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-07382-9: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/sociologiya-kultury-434573

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Weber, M., & Parsons, T. (2013). The Protestant Ethic and the Spirit of Capitalism. Mineola, N.Y.: Dover Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1152478