• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Научно-исследовательский семинар "Время петровских реформ глазами современников и потомков"

Статус: Курс по выбору (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 2-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 54

Программа дисциплины

Аннотация

Главной целью научно-исследовательского семинара «Время петровских реформ глазами современников и потомков» является формирование у студентов тех профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для того, чтобы вести самостоятельную научную деятельность, а также представлять результаты этой деятельности устно и письменно в различных жанрах (будь то курсовая работа, научная статья или доклад на конференции). Как правильно сформулировать актуальную проблему научного исследования? Как осуществить самостоятельный поиск литературы и источников по теме в библиотеках и архивах? Как правильно работать с научной литературой, используя при этом современные библиографические программы? Как писать рецензии и делать историографические обзоры? Как анализировать исторические источники и создавать базы данных? Как представить результаты научного исследования в курсовой работе? Как подготовиться к докладу? Всему этому и учатся студенты, работая с материалами о времени Петра I. Выбор данного периода определен не только личными интересами преподавателя, но также и тем, что петровское время аккумулирует большое количество сложных и по сей день неразрешенных проблем, которые ждут молодых исследователей, новых подходов, свежих и нестандартных решений.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Овладение первичными навыками академической работы и научной деятельности.
  • Знакомство с принятыми в академическом сообществе практиками письменного и устного общения.
  • Знакомство с основными принципами научной этики.
  • Знакомство с принципами самостоятельной постановки исследовательских задач.
  • Овладение навыками поиска научной литературы с использованием библиотечных каталогов и электронных ресурсов.
  • Знакомство с различными жанрами исторического письма.
  • Освоение технологии работы с научной литературой; овладение навыками конспектирования научной литературы и написания историографических обзоров.
  • Овладение навыками библиографического описания и правилами цитирования.
  • Знакомство с основами архивной эвристики.
  • Знакомство с принципами качественного и количественного анализа исторических источников.
  • Знакомство с отдельными методами и методиками исторических исследований.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает принципы классификации источники о России петровского времени
  • Знает основные виды письменных источников о России петровского времени, характеризует их особенности
  • Дает характеристику основных "проблемных полей" современной историографии, характеризует их перспективы для изучения истории России петровского времени
  • Владеет навыками представления результатов собственного исследования в устном виде.
  • Знает правила цитирования и оформления библиографических ссылок, умеет применять эти правила на практике
  • Владеет первичными навыками качественного и количественного анализа исторических источников.
  • Знает, как определяется "объект", "предмет" , "цель" и "актуальность" исторического исследования.
  • Знает правила построения введения, основной части и заключения исторического исследования
  • Владеет первичными навыками представления результатов собственного исследования в письменном виде
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Источники по истории петровского времени и особенности их анализа
    Понятие «исторический источник». Основные принципы классификации исторических источников. Типы и виды исторических источников по истории петровской России. Проблемы изучения петровского законодательства. Корпус писем Петра I и его приближенных. Дневники и мемуары современников Петра как исторический источник. Исторические произведение петровского царствования и их информационный потенциал. Особенности работы с публицистическими источниками петровского времени. Эволюция корпуса делопроизводственных материалов в конце XVII-первой трети XVIII в. Политические процессы Преображенского приказа и Тайной канцелярии как исторический источник. Актовые источники петровского времени. Источники фискального и административного учета петровского времени. Визуальные источники по истории петровской России (портреты, гравюры, изображение на монетах и др.). Этапы источниковедческого анализа. «Внешняя» и «внутренняя» критика источника. «Достоверный» и «недостоверный» источник. Количественные и качественные методы анализа источников.
  • Петровская Россия в свете современных методологических подходов
    Томас Кун и понятие парадигмы. Научные революции в естественных и гуманитарных науках. Социальные причины изменения парадигм в исторической науке. Причины и сущность «коперниканской» революции «Анналов». «Лингвистический поворот» и кризис исторической науки. Итальянская школа микроистории: теория и практика. Французская программа «другой социальной истории». Немецкая история повседневности (Alltagsgeschichte). Исследовательская программа «персональной истории». Комбинация микро- и макро- подходов в локальной истории. Петровская эпоха в трудах историков XIX в. Петр I и его время в советской и американской историографии. Современные подходы к изучению петровской России.
  • Предзащита курсовых работ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выполнение домашних задание, работа на семинарах
  • неблокирующий Предзащиты курсовых работ
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Выполнение домашних задание, работа на семинарах + 0.3 * Предзащиты курсовых работ + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Источниковедение : учеб. пособие, , 2019
  • Как написать дипломную работу : гуманитарные науки : учеб.-метод. пособие, Эко, У., 2001
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
  • Риторика, или Ораторское искусство: Учеб. пособие для студентов вузов / Автор-составитель И.Н. Кузнецов. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 431 с. - (Серия «Cogito ergo sum»). - ISBN 978-5-238-00696-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1028578

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Иконников В.С. - Опыт русской историографии - Издательство "Лань" - 2013 - 549с. - ISBN: 978-5-507-12790-0 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/10775
  • Лаппо-Данилевский А. С. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 239с. - ISBN: 978-5-534-07070-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istorii-v-2-ch-chast-1-teoriya-istoricheskogo-znaniya-420751
  • Лаппо-Данилевский А.С. - МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 315с. - ISBN: 978-5-534-07072-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/metodologiya-istorii-v-2-ch-chast-2-metody-istoricheskogo-izucheniya-420752
  • Лепешко Б.М. - Методология истории. Краткая энциклопедия - Русайнс - 2018 - 175с. - ISBN: 978-5-4365-2477-1 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/929545
  • Под ред. Филюшкина А.И. - ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. Учебник и практикум для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 323с. - ISBN: 978-5-9916-1820-5 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-432123
  • Соколова М. В. - ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 113с. - ISBN: 978-5-534-10089-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/teoriya-i-metodologiya-istorii-istoricheskaya-pamyat-437272
  • Структура научных революций, Кун, Т., 2003
  • Теория и методология истории: Учебное пособие / Потемкина М.Н., - 2-е изд. - М.:РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 200 с.: 60x90 1/16 (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-369-01351-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/460120
  • Теория исторического знания : учеб. пособие, Савельева, И. М., 2008