• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Научно-исследовательский семинар "Искусственные языки"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Направление: 45.03.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 2

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины «Искусственные языки» являются ознакомление сту-дентов с идеологией и философией искусственных языков и их типологическими особен-ностями на фоне естественных языков. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: - «Введение в лингвистику» (Профессиональный цикл, базовая часть) - «Языковое разнообразие» (Профессиональный цикл, базовая часть) Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знания-ми и компетенциями: - обладать навыками базовых методов лингвистических исследований; - знать основы теоретического языкознания; Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин: - Теория языка - Социолингвистика
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Рассказать студентам историю создания искусственных языков, перечень основных искусственных языков
  • Научить студентов типологическим особенностям искусственных языков и их принципиальным отличиям от естественных языков. Объяснить студентам философию и идеологию создателей искусственных языков, отношение современной лингвистики к искусственным языкам, природу искусственных элементов в естественных языках, разницу между искусственными языками вообще и искусственными языками в научной лингвистике
  • Научить студентов критически воспринимать лингвофилософские идеи создателей искусственных языков, описывать различия между искусственными и естественными языками, выделять основные особенности искусственных языков различных типов, решать и составлять самодостаточные лингвистические задачи на материале искусственных языков
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает философию, историю и типологию искусственных языков.
  • Имеет представление о Lingua Ignota, философском языке Джона Уилкинса, языке ро.
  • Знает про универсальный язык и теорию знака, язык дорожных знаков.
  • Знает про разные языки межнационального общения
  • Знаком с разными искусственными языками в литературе и кино
  • Знает про разные искусственные элементы в естественных языках
  • Знает про искусственные языки в научной лингвистике, про экспериментальное лингвоконструирование.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Философия, история и типология искусственных языков
    Зачем изобретаются искусственные языки. Как современная лингвистика относится к искусственным языкам. Философия искусственных языков. История искусственных языков. Типология искусственных языков.
  • Философские и логические языки
    Философские и логические языки. Lingua Ignota. Философский язык Джона Уилкинса. Язык ро. Токипона, Логлан и ложбан. Ифкуиль.
  • Универсальные системы письма
    Универсальный язык и теория знака. Язык дорожных знаков. Трансцендентная алгебра. Блиссимволика. Паланео.
  • Искусственные языки для межнационального общения
    Языки межнационального общения. Языки простые и сложные. Сольресоль. Волапюк. Эс-перанто. Наследники эсперанто. Latino sine flexion. Междусловjански.
  • Искусственные языки в литературе и кино
    Артланги как понятие. Псевдоестественные языки и языки с необычными свойствами. Язык для новой реальности. Языки Толкина. Языки «Игры престолов». Клингонский. На’ви. Новояз. Хо-рукор и птидепе. Звездный язык. Язык ангелов на Венере. Бальбута.
  • Искусственные элементы в естественных языках
    Нормирование языка как лингвоконструирование. Немецкий язык. Нюнорск. Иврит.
  • Искусственные языки в научной лингвистике
    Вымышленные языки и наука. Реконструкция как лингвоконструирование. Экспериментальное лингвоконструирование. Естественный семантический метаязык.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Домашнее задание
    оценка - среднее арифметическое оценок за все домашние задания
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * Домашнее задание + 0.4 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Введение в языковедение : учебник для филол. специальностей высш. пед. учеб. заведений, Реформатский, А. А., Виноградов, В. А., 2018
  • Введение в языкознание : для востоковедных вузов, Поливанов, Е. Д., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Введение в лингвистику : учеб. пособие для вузов, Шайкевич, А. Я., 2010
  • Дискретная математика. Формально - логические системы и языки, Авдошин, С. М., Набебин, А. А., 2018