• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Социальная ответственность бизнеса и этика бизнеса

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Социология публичной и деловой сферы
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина посвящена неэкономическим регуляторам действия в деловой сфере. Основной акцент будет сделан на социологическом анализе социально-нравственных мотиваторов, которые ориентированы не на критерии дохода или прибыли и другие экономические измерения, а в центре которых лежат социокультурная и не правовая стороны взаимодействий в бизнесе. Курс состоит из двух частей. Первая часть касается вопросов ответственности бизнеса по отношению к широкому кругу партнеров: обществу, региону, окружающей среде. Здесь основными становятся понятия легитимности и открытости, которые определяют внешний имидж, репутацию бизнеса в политической и социокультурной среде. Помимо этого, обсуждаются вопросы ответственности перед своими работниками, выражающиеся в результате в виде внутреннего бренда, приверженности и имиджа работодателя. В этом отношении будут рассмотрены не столько теоретические подходы, сколько практика социальной ответственности в российском бизнесе и слушатели получат опыт полноценного социологического изучения реалий деловой сферы в данном контексте. Вторая часть курса обращается к пространству этических норм и установок современного бизнеса как предмету социологического анализа. Наряду с общечеловеческими нравственными представлениями о должном и допустимом стоит профессиональная этика, отражающая специфику деятельности и выражающая общепринятые нормы в более конкретном измерении. Большое внимание в этом разделе уделяется институциональным и социокультурным механизмам формирования этики в деловой сфере. Слушатели познакомятся с теоретическими подходами к определению этичного и неэтичного поведения, к формированию нравственного поведения индивидов в организации, изучат практику применения этого знания в анализе социального действия индивидов. В курсе будут использованы результаты современных социологических исследований по вопросам норм в деловой сфере, в том числе те исследования, которые были проведены в рамках исследовательских проектов Центра исследований социальной организации бизнеса НИУ ВШЭ. Междисциплинарный характер изучаемых исследовательских проектов позволит слушателям освоить принципы работы с разнородными по качеству данными, полученными из источников на разных уровнях, узнают особенности интерпретации результатов подобных исследований.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Планировать и проводить экспертизу проектов в деловой сфере с точки зрения их этичности, ответственности перед обществом
  • Участвовать в разработке программ и проектов, ориентированных на создание устойчивых взаимодействий всех заинтересованных сторон деловой среды
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Разрабатывает и аргументирует рекомендации, связанные с согласованием экономических и социальных интересов, прогнозировать последствия этого типа решений для широкого круга участников
  • Предлагает программу диагностического или исследовательского опроса сотрудников в заданных условиях для решения поставленных задач
  • Оценивает ситуации этического выбора и прогнозирует последствия и эффекты данных решений по отношению к социальной организации деловой сферы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социальная ответственность бизнеса: концепции, программы, исследования
    Выбор между экономической эффективностью и общественным благом. Современные концепции корпоративной социальной ответственности. Институциональные основы социальной ответственности. Социальная ответственность как составляющая устойчивого развития. Практики социальной ответственности в современной России.
  • Этические нормы как регулятор взаимодействий в деловой среде
    Этика как регулятор взаимодействий. Нормативная регуляция: соотношение и конфликт социокультурных норм, профессиональной этики, организационной культуры, правовых норм, общественной морали. Истоки этики деловых взаимодействий: религия, право, институты, культура. Современные концепции деловой этики. Институциональные основы этики. Индивидуальное этическое и нравственное поведение. Этические проблемы и дилеммы в деловой среде. Понятие этически правильного решения и поведения личности. Ключевые факторы этического поведения и условия предотвращения этических нарушений. Ключевые проблемы и исследования этики в деловой среде.Основы профессиональной этики. Профессиональные стандарты деятельности. Роль профессиональных норм в регуляции индивидуального поведения. Кодексы профессиональной этики.
  • Работа с заинтересованными сторонами в деловой среде
    Типологии заинтересованных сторон. Сотрудники компании как заинтересованная сторона. Принципы выстраивания отношений с заинтересованными сторонами в современной деловой сфере. Коммуникации с заинтересованными сторонами. Конфликты интересов и проблемы взаимодействия с заинтересованными сторонами. Программы и проекты согласования интересов заинтересованных сторон в практике российских организаций. Мировые тенденции в развитии и применении подходов социальной ответственности: результаты исследований, опыт в России и за рубежом. Ключевые проблемы исследования.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий эссе
  • неблокирующий работа на семинарах
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * работа на семинарах + 0.4 * экзамен + 0.3 * эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • CSR and the legitimacy of business in transition economies: the case of Russia. (2009). https://doi.org/10.1016/j.scaman.2008.11.008
  • Oil Extraction and Benefit Sharing in an Illiberal Context:The Nenets and Komi-Izhemtsi Indigenous Peoples in the Russian Arctic. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.38CC918E
  • Treviño, L. K., & Nelson, K. A. (2014). Managing Business Ethics : Straight Talk About How to Do It Right (Vol. 6th ed). Hoboken, NJ: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1639358
  • Леевик Юлия Сергеевна. (n.d.). Earnings Management in Russian Companies: Professional Ethics of Operating Decisions. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fearnings-management-in-russian-companies-professional-ethics-of-operating-decisions

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Andrew Spicer, Thomas W. Dunfee, & Wendy J. Bailey. (2004). Does national context matter in ethical decision making? An empirical test of integrative social contracts theory. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.11D9CC14
  • David Hess. (2009). Catalyzing Corporate Commitment to Combating Corruption. Journal of Business Ethics, (4), 781. https://doi.org/10.1007/s10551-009-0322-7
  • Meng Zhao. (2012). CSR-Based Political Legitimacy Strategy: Managing the State by Doing Good in China and Russia. Journal of Business Ethics, (4), 439. https://doi.org/10.1007/s10551-012-1209-6
  • Porter, M. E., & Kramer, M. R. (2006). Strategy & Society: The Link Between Competitive Advantage and Corporate Social Responsibility. Harvard Business Review, 84(12), 78–92. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=23081414
  • Potepkin Maxim, & Firsanova Olga. (2017). Customer Perception of CSR Activities: A Comparative Study of Finnish and Russian Consumers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C57871DB