• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Научно-исследовательский семинар "Русская малая проза 19-20 веков: комментарий и интерпретация"

Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Лекманов Олег Андершанович, Лямина Екатерина Эдуардовна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 48

Программа дисциплины

Аннотация

НИС посвящен изучению русской малой прозы соответствующего периода. Цель изучения дисциплины — приобретение первичных знаний о специфике исследовательской работы в рамках филологической науки и освоение первичных академических навыков на материале русской малой прозы конца XIX – первой трети ХХ вв. Настоящая дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин базового учебного плана. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:  Ключевые тексты русской литературы;  Академическое письмо;  Введение в филологию. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:  История русской литературы;  Правила чтения: русская проза  Ряда курсов в рамках основной концентрации «Русская литература и культура».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • укрепление и углубление у студентов полученных в школе знаний об истории русской прозы конца XIX – первой трети XX вв.
  • овладение студентами основными методами академического исследования на материале прозаических текстов XIX – первой трети XX вв.
  • освоение навыков историко-литературного комментирования художественного текста
  • формирование у студентов представлений о закономерностях литературного процесса и их неразрывной связи с историческим контекстом и социокультурной ситуацией
  • выработка основных технических навыков литературоведческого исследования: библиографических и иных разысканий, цитирования, работы с источниками, справочниками, оформления работы и др.
  • освоение базовых принципов создания текста академического характера (в данном случае – курсовой работы).
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает основные принципы комментирования художественного текста.
  • Знает основные методики анализа прозаического текста (историко-литературное комментирование, анализ поэтики и стилистики).
  • Знает базовые этапы развития и основные имена русской прозы XIX – первой трети XX вв.
  • Делает публичные презентации и обсуждает работу на семинаре, участвует в научной дискуссии.
  • Умеет самостоятельно конспектировать и реферировать научные статьи, связанные с основной темой курсовой работы. Владеет навыками написания текста академического характера.
  • Умеет составлять библиографические описания, искать библиографическую информацию, ориентироваться в библиографической информации.
  • Умеет выявлять в художественном тексте фрагменты, подлежащие комментированию.
  • Знает основной круг библиографических источников.
  • Знает основные структурные элементы письменного научного исследования, основные принципы создания письменного текста академического характера (или научного исследования).
  • Умеет создавать самостоятельное научное исследование.
  • Умеет прокомментировать жанровые особенности и ключевые образы рассказа Ф.М. Достоевского "Мальчик у Христа на елке".
  • Грамотно комментирует особенности начала романа И. Ильфа и Е. Петрова "Двенадцать стульев" с учетом дихотомии "старое"/"новое".
  • Делает литературоведческий комментарий и интерпретирует рассказ А.П, Чехова "Сирена" с учетом историко-культурного контекста.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Русская малая проза Русская малая проза XIX – первой трети ХХ вв. в контексте отечественной литературы.
    Место малой прозы в контексте «большой». Основные имена, тенденции, направления. Специфика прозы советского периода в сопоставлении с дореволюционной прозой. Писатель и государство.
  • Практика комментария.
    Рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»: комментарий и интерпретация. Разбор комментария к рассказу, имеющегося в собрании сочинений Достоевского. Жанровое своеобразие рассказа. Между физиологическим очерком и рождественским рассказом. Образ большого города в рассказе. Первые страницы романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев»: опыт комментария. Разбор комментария Ю.К. Щеглова к первым страницам «Двенадцати стульев». Традиционалистское начало романа. Образ «старого» и «нового» на первых страницах романа. Комментарий к именам и фамилиям, встречающимся на первых страницах романа. Комментарий и интерпретация рассказа А.П. Чехова «Сирена». Чехов – юморист и Чехов – «серьезный писатель». Устройство судебной системы в России того времени. Кулинарный пласт рассказа. Рассказ Чехова в контексте его творчества и юмористики его времени.
  • История текста и основные текстологические понятия. Комментарий и интерпретация.
    Что такое комментарий? Типы комментария. Разные комментаторские подходы к анализу текста. Цели и задачи комментария, его основные функции. Основные вопросы комментария (что в тексте непонятного? есть ли в тексте культурные отсылки? что в тексте интересного?). Типы комментария. Особенности историко-литературного комментария. Реальный и биографический комментарий. Соотношение комментирования и интерпретации. Разные подходы к комментарию. История текста и основные текстологические понятия. История текста и ее роль для комментирования и интерпретирования классических текстов. Основные понятия текстологии (основной текст, автограф, копия, черновик/беловик, датировка и проблемы датировок; прижизненные издания) и критики текста. Понятие конъектуры. Комментарий и интерпретация: черты сходства и различия. Комментарий как подсобный и необходимый жанр для интерпретации текста. Шаткость границы между комментарием и интерпретацией. Различные виды комментария. Визуальный комментарий.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Доклады
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Аудиторная работа + 0.35 * Доклады + 0.5 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Акимова Н.Н. под ред. и др. - Русская литература и культура XIX века (для бакалавров) - КноРус - 2018 - 398с. - ISBN: 978-5-406-06137-4 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/926341
  • Анализ художественного текста. Русская литература XX века: 20-е годы: Учебное пособие / Рогова К.А. - СПб:СПбГУ, 2018. - 286 с.: ISBN 978-5-288-05820-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1001187
  • Русская литература ХХ в.: после раскола : учеб. пособие для вузов, Голубков, М. М., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Голубков М. М. - РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 238с. - ISBN: 978-5-534-07240-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/russkaya-literatura-xx-veka-434278