• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Философия

Статус: Курс обязательный (Современное искусство)
Направление: 50.03.02. Изящные искусства
Кто читает: Школа дизайна
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: Blended
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Теоретическая дисциплина для художников и исследователей современного искусства, которая включает в себя эстетику и философию современного искусства, критическую теорию, изучение дискурсивного поля смежных дисциплин (социологии, антропологии, психологии, семиотики и т.д.), а также теоретические блоки, посвященные актуальным креативным практикам (фотография, кинематограф, современный театр, кураторство и др.). Дисциплина строится из блоков, являющихся авторскими курсами теоретиков современной культуры. Студенты в каждом модуле выбирают новую вариативную дисциплину.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформирование теоретической базы, необходимой художнику и исследователю современного искусства
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • знание концептуального аппарата эстетической теории и способов размышления об искусстве в XX-XXI вв.
  • умение анализировать различные модели отношения искусства к меняющемуся социальному и политическому контексту России последних десятилетий
  • Студенты развивают системное понимание роли художника и куратора в современном арт-мире
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теория и философия современного искусства: авторский курс Александры Володиной
    Теоретическая дисциплина для художников и исследователей современного искусства, которая включает в себя эстетику и философию современного искусства, критическую теорию, изучение дискурсивного поля смежных дисциплин (социологии, антропологии, психологии, семиотики и т.д.), а также теоретические блоки, посвященные актуальным креативным практикам (фотография, кинематограф, современный театр, кураторство и др.). Дисциплина строится из блоков, являющихся авторскими курсами теоретиков современной культуры. Авторский курс Александры Володиной «Ключевые понятия теории современного искусства» В рамках курса лекций студенты рассмотрят, как на протяжении XX и XXI веков менялся концептуальный аппарат эстетической теории и способы размышления об искусстве. Теория и практика современного искусства находятся в динамической взаимосвязи, а изменения в одной из них влекут за собой трансформации другой, благодаря чему мы сможем проследить, как рождаются и обретают плоть новые идеи, структуры чувства и формы опыта. На лекциях будут проанализированы теоретические установки и влияние «поворотов» («turns») в науках о культуре второй половины XX-начале XXI вв., а также отказ от традиционных эстетических категорий и искусствоведческих методологических установок и появление новых проблемных понятий в связи с переосмыслением понятия искусства и его границ и понятия произведения искусства, кризисом философии представления, появлением новых медиа и средств выразительности, новых теорий субъективности. Отталкиваясь от рассмотрения конкретных арт-практик, студенты исследуют различные подходы к концептуализации образа и знака, аффекта, ощущения, массы как множества (multitude), уделят внимание не-изобразительному искусству, проблематике травмы и памяти, технике как условии возникновения форм эстетического опыта, а также этическому и политическому измерениям искусства.
  • Теория и философия современного искусства: авторский курс Ильи Будрайтскиса
    Данная дисциплина представляет собой конструктор из коротких курсов и мастер-классов, благодаря которому сформируется теоретическая баз, необходимая художнику и исследователю современного искусства. Курс будет состоять из блоков, подобранных либо в рамках общей логики и последовательности либо феноменологически. В данную дисциплину включаются: эстетика и философия современного искусства, критическая теория, изучение дискурсивного поля смежных дисциплин (социологии, антропологии, психологии, семиотики и т.д.), а также теоретические блоки, посвященные актуальным креативным практикам (фотография, кинематограф, современный театр, кураторство и т.д.). Авторский курс Ильи Будрайтскиса «Актуальное искусство и общество: история понимания. 1970-2010-ые». В центре внимания данного курса находится последовательный анализ различных моделей отношения искусства к меняющемуся социальному и политическому контексту России последних десятилетий. Такой способ исторического рассмотрения представляется не только наиболее продуктивным, но единственно возможным для искусства, связанного с авангардистской традицией и его жизнестроительными амбициями. Обратившись к художественному нонконформизму 1970-ых или к акционистским практикам 1990-ых, можно лучше и полнее понять актуальное место искусства в российском обществе. – 1970-80-ые: концептуализм, нонконформизм, «вненаходимость». Введение. Понятия автономии и ангажированности искусства. Кризис позднесоветского общества. Дискуссии о «двоемыслии» советского человека. Диссиденты и проблема этического выбора. Московский концептуализм и его художественные стратегии. — 1990-ые: акционизм, восстание против консенсуса и «тоска по государству». Начало постсоветского состояния и дискуссии о «транзите». Рыночные реформы, атомизация общества и «частные рынки силовых услуг». Проблема насилия. Посольство NSK в Москве и новая постановка вопроса об отношениях искусства и государства. Плюрализм мнений и ценность художественного высказывания. Московский акционизм и его отношения с традицией авангарда. — 2000-ые: аристократизация буржуазии и буржуазный средний класс. Эпоха стабильности и проблема общественных институтов. Место искусства в новой социальной композиции. Искусство, рынок и потребление. Система современного искусства и «большие проекты» 2000-ых. Новые практики культурной гегемонии. «Образовательный поворот». Переопределение «левого» и «правого» в искусстве. — 2010-ые: этика, политика, кризис институтов. 2010-ые как новые период и его характерные черты. Споры о «конце постсоветского». Новый российский акционизм: сложные отношения с политическим и возвращение этического измерения. Подъем «исторической политики» и ее художественные рефлексии. Искусство и вопрос идентичности.
  • Теория и философия современного искусства: авторский курс Н. Смолянской (часть 1)
    Курс посвящен теории современного искусства и кураторства, осмыслению тех ролей, которые играют художник, арт-критик, теоретик и куратор в актуальном процессе жизнедеятельности "мира искусства"
  • Теория и философия современного искусства: авторский курс Н. Смолянской (часть 2)
    Курс посвящен теории современного искусства и кураторства, осмыслению тех ролей, которые играют художник, арт-критик, теоретик и куратор в актуальном процессе жизнедеятельности "мира искусства"
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. итоговый просмотр
  • неблокирующий Created with Sketch. посещаемость
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    По стандартной схеме накопительная оценка за отдельный предметный блок в рамках дисциплины «История и теория дизайна» выводится по следующей шкале: 100% итоговой оценки = =25% (оценка за первый промежуточный тест) + +25% (оценка за второй промежуточный тест) + +25% (оценка за домашнюю работу) + +25% (оценка за посещаемость). Пример: (оценка за 1ый тест*0,25)+(оценка за 2ой тест*0,25)+(оценка за домашнюю работу*0,25)+(оценка за посещаемость*0,25)=100% По практико-ориентированной схеме накопительная оценка за отдельный предметный блок в рамках дисциплины «История и теория искусства дизайна» выводится по следующей шкале: 100% итоговой оценки = =70% (оценка за домашнюю работу) + 30% (оценка за посещаемость).
  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    По стандартной схеме накопительная оценка за отдельный предметный блок в рамках дисциплины «История и теория дизайна» выводится по следующей шкале: 100% итоговой оценки = =25% (оценка за первый промежуточный тест) + +25% (оценка за второй промежуточный тест) + +25% (оценка за домашнюю работу) + +25% (оценка за посещаемость). Пример: (оценка за 1ый тест*0,25)+(оценка за 2ой тест*0,25)+(оценка за домашнюю работу*0,25)+(оценка за посещаемость*0,25)=100% По практико-ориентированной схеме накопительная оценка за отдельный предметный блок в рамках дисциплины «История и теория искусства дизайна» выводится по следующей шкале: 100% итоговой оценки = =70% (оценка за домашнюю работу) + 30% (оценка за посещаемость).
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    По стандартной схеме накопительная оценка за отдельный предметный блок в рамках дисциплины «История и теория дизайна» выводится по следующей шкале: 100% итоговой оценки = =25% (оценка за первый промежуточный тест) + +25% (оценка за второй промежуточный тест) + +25% (оценка за домашнюю работу) + +25% (оценка за посещаемость). Пример: (оценка за 1ый тест*0,25)+(оценка за 2ой тест*0,25)+(оценка за домашнюю работу*0,25)+(оценка за посещаемость*0,25)=100% По практико-ориентированной схеме накопительная оценка за отдельный предметный блок в рамках дисциплины «История и теория искусства дизайна» выводится по следующей шкале: 100% итоговой оценки = =70% (оценка за домашнюю работу) + 30% (оценка за посещаемость).
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    По стандартной схеме накопительная оценка за отдельный предметный блок в рамках дисциплины «История и теория дизайна» выводится по следующей шкале: 100% итоговой оценки = =25% (оценка за первый промежуточный тест) + +25% (оценка за второй промежуточный тест) + +25% (оценка за домашнюю работу) + +25% (оценка за посещаемость). Пример: (оценка за 1ый тест*0,25)+(оценка за 2ой тест*0,25)+(оценка за домашнюю работу*0,25)+(оценка за посещаемость*0,25)=100% По практико-ориентированной схеме накопительная оценка за отдельный предметный блок в рамках дисциплины «История и теория искусства дизайна» выводится по следующей шкале: 100% итоговой оценки = =70% (оценка за домашнюю работу) + 30% (оценка за посещаемость).
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Каган М. С.-ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА. СЕ ЧЕЛОВЕК-М.:Издательство Юрайт,2019-367-Антология мысли-978-5-534-06175-8: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/filosofiya-iskusstva-se-chelovek-441575
  • Капустина, Л. Б. (2015). Философия Искусства Как Особая Проблемная Область Культурологии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5411E02A
  • Классическая философия искусства. И. Кант : монография / Н.Н. Никитина. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 242 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/16769. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/872843
  • Никитина И. П.-ФИЛОСОФИЯ ИСКУССТВА В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 2-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры-М.:Издательство Юрайт,2019-244-Бакалавр и магистр. Академический курс-978-5-534-07898-5, 978-5-534-07900-5: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/filosofiya-iskusstva-v-2-ch-chast-1-437933
  • Плеханов Г. В.-ТЕОРИЯ ИСКУССТВА И ИСТОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ В 2 Т. ТОМ 2-М.:Издательство Юрайт,2019-268-Антология мысли-978-5-534-02387-9, 978-5-534-02386-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-iskusstva-i-istoriya-esteticheskoy-mysli-izbrannye-trudy-v-2-t-tom-2-444102

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Эстетика и теория искусства XX века: Хрестоматия - Издательство "Прогресс-Традиция" - 2008 - ISBN: 5-89826-290-3 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/77142
  • Вальковский, А. (2010). Американская Антиэссенциалистская Философия Искусства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E459550E
  • ХРЕНОВ Н.А. (2012). Философия Искусства В Эпоху Постмодернистских Экспериментов. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F7B74C31
  • ХРЕНОВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ. (2016). Философия искусства в ситуации возникновения концепта культуры (начало). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.964FFD82