• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Теория и методология современной коммуникативистики

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Интегрированные коммуникации)
Направление: 42.04.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 1-й курс, 1-3 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Интегрированные коммуникации
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс Теория и методология современной коммуникативистики нацелен на формирование у студентов базовых теоретических и методологических компетенций, необходимых для исследовательской деятельности в науке о коммуникациях. Лекционные занятия включают в себя базовые концепции и подходы науки о коммуникациях. Семинарские занятия строятся вокруг обсуждений их использования в эмпирических исследованиях.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов базовых теоретических и методологических компетенций, необходимых для исследовательской деятельности в науке о коммуникациях
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Пользуется основными концептами и терминами науки о коммуникациях
  • Сопоставляет различные концепции медиа и публичной сферы, понимает ограничения каждой из них
  • Понимает специфику коммуникаций в сетевом обществе
  • Пользуется техниками семиотического анализа, дискурс-анализа и нарративного анализа коммуникационного сообщения
  • Сопоставляет концепции аудитории и факторов, обуславливающих поведение аудитории, соответствующих разным теоретическим подходам
  • Реализует рекламную кампанию с использованием инструмента “символической референтной группы”
  • Выявляет коммуникационные пространства с большей и меньшей публичной сферой
  • Разрабатывает медиа-фрейм на заданную тему в соответствии со стандартом структуры медиа-фрейма
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Наука о коммуникациях: основные понятия и подходы
    Наука и практика: коммерциализация и коммодификация знания. Социальные предпосылки возникновения и развития науки о коммуникациях. Контуры науки о коммуникациях. Эпистемологические подходы в науке о коммуникациях: объективизм versus интерпретативизм. Основные подходы к определению понятия коммуникации: социальная психология, кибернетика, семиотика, риторическая традиция, культуралистский подход, критический подход, феноменология.
  • Тема 2. Система медиа и институты публичной сферы
    Медиа и коммуникации как система сложного общества. Новости и сообщения. Критерии отбора новостей. Факторы производства новостей. Модель селекции новостей М. Маккомбса. Предвзятость медиа: критический и либеральный подходы. Понятия аудитории и публики: сходства и различия. Типы публик по П. Дальгрену. Понятие общественного мнения. Публичные сферы как машину производства общественного мнения. Структурная трансформация публичной сферы (Хабермас). Селективное восприятие информации: типы, модераторы, последствия. Медиатизация общества. Каскадная модель Р. Энтмана. Развлечения и реклама: основные признаки (Луман).
  • Тема 3. Коммуникации в сетевом обществе
    Медиаэкология (Маклюэн). Понятие сетевого общества. Сети и иерархии как принципы социальной организации. Социально-экономические факторы распространения сетевого принципа организации в конце XX века. Преимущества и недостатки сетей и иерархий. Индустрия коммуникаций как интегратор и катализатор взаимодействий в сетевом обществе.
  • Тема 4. Лингвистический и дискурсивный подход к исследованиям коммуникации
    Семиотическая традиция в исследованиях коммуникации. Критическая традиция в исследованиях коммуникации. Культурные исследования Стюарта Холла. Феминистический подход к исследованиям коммуникации. Понятие дискурса. Дискурс- анализ как метод в исследованиях коммуникации. Теоретические основы дискурс-анализа. Лингвистическая традиция дискурс-анализа. Критический дискурс-анализ. Понятия интертекстуальности и интердискурсивности. Трехмерная модель дисукрс-анализа (Н. Фэркло). Социо-когнитивный подход (Ван Дейк). Исторический дискурс-анализ (Р. Водак). Постструктуралистская традиция дискурс-анализа. Теория дискурса Лакло и Муфф. Понятие нарратива. Нарративный анализ в исследованиях коммуникации.
  • Тема 5. Поведение аудитории
    Бихевиористский подход к исследованию медиавоздействия: «стимул»-«реакция». Линейная модель коммуникации Г. Лассуэлла. Модель коммуникации П. Лазарсфельда. Функция лидеров мнений. Феномен обратной связи. Модель кодирования-декодирования С. Холла. Теория использования и удовлетворения. Мотивы потребления контента аудиторией. Теория развлечения. Теория когнитивного диссонанса. Модель уточнения вероятности Петти и Качиоппо. Теория социальных суждений Музафера Шерифа. Теория запланированного поведения.
  • Тема 6. Прагматика и коммуникации: символический интеракционизм Джоржа Мида и Герберта Блумлера
    Человек как действующий субъект, формирующего бытие в соответствии со своими целями, и общество как результат межличностной коммуникации. Роль языка и «разговор жестов» в организации взаимодействия. Общество как процесс взаимодействия. Социальная природа мышления: мышление как «внутренний диалог», социальность как «множественность перспектив». Социально-психологические идеи Мида в их интерпретации и систематизации Гербертом Блумером.
  • Тема 7. Коммуникативная рациональность публичной сферы
    Стратегическое и коммуникативное действие. Идеальная речевая ситуация. Публичная сфера и ее структурная трансформация. Противопоставление «системы» и «жизненного мира» как концептуализация межсубъектного подхода к пониманию современности. Сила аргументированной речи и коммуникативная рациональность. Переход от субъект-центрированного к коммуникативному разуму.
  • Тема 9. Фреймы: внимание, рефлексия, мотивация
    Фрейм как организация повседневного опыта (Ирвинг Гоффман). Фрейминг как процесс присвоения значений. Фрейм как способ смыслообразования на основе институционального языка и институциональных практик. Агенда-сеттинг, прайминг и фрейминг: эволюция объяснительной модели. Метакоммуникативные сообщения и «контекст контекстов».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. аудиторная работа
  • неблокирующий Created with Sketch. экзаменационный тест
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.6 * аудиторная работа + 0.4 * экзаменационный тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Fackler, M., & Fortner, R. S. (2014). The Handbook of Media and Mass Communication Theory. Chichester, West Sussex, UK: Wiley-Blackwell. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=716712
  • Johnson, S. A., & Milani, T. M. (2010). Language Ideologies and Media Discourse : Texts, Practices, Politics. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=344278

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Jones, J. P. (2010). Entertaining Politics : Satiric Television and Political Engagement (Vol. 2nd ed). Lanham: Rowman & Littlefield Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=413475