• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Население и развитие

Статус: Курс по выбору (Экономика и статистика)
Направление: 38.03.01. Экономика
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Преподаватели: Абылкаликов Салават Иргалиевич, Никитина Светлана Юрьевна, Шилова Людмила Сергеевна
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Население и развитие» является продолжением цикла демографических дисциплин для студентов образовательной программы «Экономика и статистика». Курс нацелен на то, чтобы дать студентам представление об основных демографических и экономических составляющих концепции человеческого развития. В рамках учебной дисциплины рассматриваются взаимосвязи между демографическими, социально-экономическими и политическими процессами, их влияние на развитие человека и общества. В ходе освоения курса студенты будут знать природу демографических показателей, основные закономерности развития социально-демографических процессов и их взаимосвязи в России и мире; уметь правильно оценивать демографические тренды и тенденции социально-экономического развития, а также ознакомятся с основами социально-демографического моделирования и прогнозирования, подготовят аналитическую работу, которая может быть использована для принятия решений по вопросам социальной и демографической политики.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель курса состоит в том, чтобы дать студентам представление об основных демографических и экономических составляющих концепции человеческого развития. В рамках курса рассматриваются взаимосвязях между демографическими, социально-экономическими и политическими процессами, их влияние на развитие человека и общества. Задачей курса также является ознакомление студентов с основами социально-демографического моделирования и прогнозирования, закрепление методов визуализации данных о развитии населения.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Имеет необходимые представления о концепции человеческого развития.
  • Умеет различать основные положения концепции человеческого развития от концепции человеческого капитала
  • Демонстрирует понимание концепции демографического перехода.
  • Анализирует роль демографических сдвигов в динамике численности населения развитых и развивающихся стран.
  • Умеет рассчитывать и интерпретировать основные показатели, характеризующие воспроизводство населения.
  • Знает основные показатели, характеризующие человеческий потенциал и правильно их интерпретирует.
  • Демонстрирует понимание методов расчета интегральных оценок человеческого развития.
  • Умеет рассчитывать и интерпретировать основные индексы развития
  • Понимает взаимосвязи возрастно-полового состава населения и демографических процессов, протекающих в регионах и странах, а также в целом в мире.
  • Оценивает положительные и отрицательные стороны старения населения и меры по минимизации возникающих негативных эффектов.
  • Демонстрирует понимание взаимосвязи демографического и экономического развития.
  • Знает основные направления социальных расходов бюджетов развитых и развивающихся стран и их влиянии на экономический рост
  • Знает основные индикаторы измерения здоровья правильно их интерпретирует.
  • Демонстрирует понимание концепции глобального бремени болезней
  • Знает основные показатели, характеризующие смертность населения и правильно их интерпретирует.
  • Демонстрирует понимание теории эпидемиологического перехода и исторической эволюции смертности, особенностей моделей смертности разных стран.
  • Знает основные показатели, характеризующие уровень образования населения.
  • Понимает роль образования как фактора модернизации.
  • Умеет пользоваться результатами демографических прогнозов международных организаций, государственных статистических ведомств и научных организаций и грамотно их интерпретировать.
  • Умеет пользоваться результатами мультистатусных и функциональных прогнозов
  • Имеет представление об основных методах построения прогнозов населения.
  • Анализирует ошибки прошлых прогнозов
  • Имеет представление об опыте демографического прогнозирования разными странами и международными организациями
  • Имеет представление об основных результатах построения прогнозов населения в России..
  • Имеет представление о современных методах построения функциональных прогнозов населения.
  • Демонстрирует понимание целей использования функциональных прогнозов в практических целях
  • Анализирует цели, основные направления и меры демографической и миграционной политики, принимаемые на федеральном и региональном уровнях.
  • Оценивает результативность демографической и семейной политики, реализуемой в России
  • Анализирует цели, основные направления и меры демографической и миграционной политики, принимаемые в развитых и развивающихся странах.
  • Понимает значение законодательства и программ регулирования международной миграции для успешности демографической политики
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Концепции человеческого развития. Цели развития тысячелетия. Понятие человеческого капитала.
    Программа развития ООН и концепция человеческого развития. Экономика развития и концепция человеческого капитала. Отличие концепции человеческого развития от концепции человеческого капитала. Цели развития тысячелетия: принятие декларации, суть программы, итоги выполнения программы в 2015 г. Цели устойчивого развития. Новые перспективы.
  • Демографический переход и его последствия для развитых и развивающихся стран
    Понятие демографического перехода. Демографический переход и формирование человеческого капитала. Скорость демперехода в развитых и развивающихся странах. Экономические и социальные последствия демографического перехода: возрастные структуры, миграция, воспроизводство, здоровье населения.
  • Индикаторы человеческого потенциала в странах мира и регионах России. Методы построения интегральных оценок и их содержательная интерпретация
    Индекс человеческого развития как базовый интегральный показатель развития и система вспомогательных показателей. Иерархия вспомогательных показателей. Методы расчета индексов. Место России в глобальном рейтинге стран по индексам человеческого развития. Достижение целей тысячелетия в России. Цели устойчивого развития применительно к РФ.
  • Демографические структуры и последствия их изменений. Демографическое старение.
    Рассматриваются основные показатели, характеризующие состав населения по демографическим признакам: возрастно-половую структуру, распределение по брачному состоянию, уровню образования, этнической принадлежности, размеру и виду домохозяйств, а также относительные, интегральные и другие показатели: средний и медианный возраст, соотношение полов, демографическая нагрузка, средняя величина семьи. Анализируются особенности источников статистических данных для разных видов структур. Рассматриваются изменения структур со временем и их классификация: молодеющее население, стареющее населения, виды старения населения сверху и снизу, методы анализа возрастной структуры населения с использованием возрастно-половой пирамиды.
  • Экономический рост и развитие
    Экономический рост, занятость и человеческое развитие. Бедность и развитие. Взаимовлияние экономического роста и расходов бюджета (образование, здравоохранение, пенсионная система).
  • Здоровье население. Индикаторы измерения здоровья. Ожидаемая продолжительность жизни, в том числе здоровой. Глобальное бремя болезней.
    Измерение продолжительности жизни и здоровья в базовом и вспомогательном индексах человеческого развития. Взаимосвязь показателей продолжительности жизни и показателей уровня образования и ВВП в базовом индексе. Здоровье и смертность. Показатели смертности в Целях развития тысячелетия и Целях устойчивого развития. Ожидаемая продолжительность здоровой жизни.
  • Неравенство перед лицом смерти. Конвергенция и дивергенция стран по продолжительности жизни.
    Индикаторы неравенства в смертности – абсолютные и относительные меры неравенства. Различия в смертности между мужчинами и женщинами, городским и сельским населением. Неравенство в смертности по уровню образования, брачному статусу, этнической принадлежности. Региональные различия в смертности и продолжительности жизни. Глобальные тенденции изменения смертности во второй половине XX – начале XXI века.
  • Образование и человеческое развитие. Образование как фактор модернизации.
    Категории грамотности и уровня образования в статистике населения. Образование населения как компонента оценки индекса человеческого развития. Программы развития в отчетах ООН о развитии человеческого потенциала.
  • Демографическое прогнозирование. Методы прогнозирования. Мультистатусные прогнозы. Функциональные прогнозы.
    Классификация прогнозов населения: аналитические прогнозы, прогнозы-предостережения. Сценарии перспективного демографического развития, методы их формирования. Когортно-компонентный метод прогнозирования. Функциональные прогнозы: семейной структуры населения, экономически активного населения, этнической структуры. Категории для формирования субпопуляций в мультистатусных прогнозах: регион проживания, экономическая активность, получение пенсии данного вида.
  • Демографические прогнозы стран мира.
    История прогнозов населения отдельных стран мира и глобальных демографических прогнозов. Организации, выполняющие прогнозы населения стран мира: PRB, US Census Bureau, World Bank, IIASA, UN Population Division. Варианты демографических прогнозов ООН World Population Prospects. Вероятностные прогнозы UN и IIASA.
  • Прогнозирование численности и структуры населения России. Функциональные прогнозы для России.
    Основные определения функциональных прогнозов. Использование функциональных прогнозов в практических целях. Функциональные прогнозы для России (образование, здравоохранение и пр.)
  • Демографическое развитие России: текущее состояние и перспективы
    Особенности демографического развития России. Затянувшийся кризис смертности. Низкая рождаемость. Реакция государства и общества на вызовы. Особенности проведения социально-демографической и семейной политики в различных условиях. Проблемы финансирования демографической политики. Результативность демографической и семейной политики. Государственная демографическая и семейная политика в России.
  • Основные направления демографической политики в развитых и развивающихся странах.
    Различия в оценке демографической ситуации в стране и необходимости активного государственного вмешательства различных национальных правительств. Основные полюсы национальной демографической политики в области рождаемости: пронаталистская политика, программы планирования семьи и ограничения рождаемости. Демографическая политика Китая «Одна семья – один ребенок», ее результаты, последствия и перспективы. Роль и основные направления демографической политики международных организаций в решении задач по снижению материнской и младенческой смертности, планированию семьи. Значение законодательства и программ регулирования международной миграции для успешности демографической политики.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Мини-контрольные работы на семинарах
    На последнем семинарском занятии можно переписать 1 мини-контрольную. В случае наличия документов, подтверждающих пропуски занятий по уважительной причине, разрешается переписать несколько мини-контрольных на даты пропуска по уважительной причине
  • неблокирующий Контрольная работа
    Можно пересдать в случае отсутствия по уважительной причине (подтверждается документально), либо получения неудовлетворительной оценки, на одном из семинарских занятий
  • неблокирующий Домашнее задание
    Домашняя работа представляет собой задания (индивидуальный вариант) в виде проектов по прогнозированию численности и состава населения определенной территории (региона или города). Повторная сдача домашней работы студентами, пропустившими занятия по уважительной причине, либо получившим неудовлетворительную оценку, предусмотрена в день показа работ.
  • неблокирующий Экзамен
    Письменный экзамен, состоящий из теоретических вопросов по курсу и задач, разобранных на семинарских занятиях, готовится в 3 вариантах. Повторная сдача экзамена студентами, пропустившими занятия по уважительной причине (подтверждается документально), либо получившим неудовлетворительную оценку, предусмотрена в день показа работ.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.2 * Домашнее задание + 0.2 * Контрольная работа + 0.3 * Мини-контрольные работы на семинарах + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Демография : учеб. пособие для вузов, Денисенко М. Б., Калмыкова Н. М., 2007
  • Демография : учебник для студентов вузов, Медков В. М., 2007
  • Демография: Учебник / В.М. Медков. - 2-e изд. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 332 с.: 60x90 1/16 + ( Доп. мат. znanium.com). - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-009282-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/430218
  • Саградов, А.А. Экономическая демография [Электронный ресурс] : Учеб. пособие / А.А. Саградов. - M.: ИНФРА-М, 2005. - 254 с. - ISBN 5-16-002016-0.
  • Шапкин, И.Н. Человеческий капитал: теория, исторический опыт и перспективы развития. : монография / Шапкин И.Н. — Москва : Русайнс, 2017. — 281 с. — ISBN 978-5-4365-1826-8. — URL: https://book.ru/book/929833 (дата обращения: 10.10.2019). — Текст : электронный.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Демография : учебник для вузов, Борисов В. А., 2003
  • Демография : учебник для вузов, Борисов В. А., 2005
  • Демография и статистика населения : учебник для вузов, Елисеева И. И., Васильева Э. К., 2006
  • Человеческий капитал организации в разрезе стоимости бизнеса : монография / О.Ю. Ворожбит, Т.Е. Даниловских, И.А. Кузьмичева, А.А. Уксуменко. — М. : РИОР : ИНФРА-М, 2018. — (Научная мысль). — 149 с. — DOI: https://doi.org/10.12737/1714-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916277
  • Экономическая демография : учеб. пособие для вузов, Саградов А. А., 2011