• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Данные социологических, культурологических и антропологических исследований в журналистике и медиапроектах

Статус: Курс по выбору (Медиакоммуникации)
Направление: 42.03.05. Медиакоммуникации
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 3-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Чумакова Варвара Павловна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 50

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса пройдет глубокое и всестороннее изучение методологии научных исследований в области гуманитарных наук, ее сопряженности с современными отраслями междисциплинарных исследований, открывающих общие и частные закономерности функционирования современных медиа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов целостного представления о том, что такое комплексный анализ информации.
  • Понимание специфики научного подхода к изучению медиа, выбора методики исследования функций, предмета, методов формирования содержания массовых информационных потоков.
  • Закрепление представлений о легитимности и корректности использования информационных ресурсов в научной и творческой деятельности.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Воспроизводит алгоритмы решения задач по поиску полнотекстовых источников, статистических и социологических данных.
  • Использует приобретенные навыки по работе со статистическими данными и первичной социологической информацией.
  • Критически анализирует социологические публикации и публикации исследовательских данных, критически разбирает проекты коллег, высказывает замечания и рекомендации.
  • Использует приобретенные навыки по анализу социологических публикаций и публикаций исследовательских данных, выстраивает аргументированный и обоснованный анализ какой-либо темы, проблема-тики, явления.
  • Воспроизводит алгоритмы поиска источников в сети интернет для составления библиографической базы.
  • Демонстрирует навыки поиска источников в базах полнотекстовых публикаций.
  • Демонстрирует навыки работы с полно-текстовыми архивами социологических публикаций.
  • Осуществляет эффективный поиск в тематических областях, связанных с темой собственного исследования.
  • Демонстрирует способность презентировать в профессиональной среде разработки в рамках собственного исследования.
  • Систематизирует количественные эмпирические и качественные данные.
  • Даёт грамотную содержательную интерпретацию полученным эмпирическим результатам.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Методология комплексного анализа информации.
    Определение понятий: «методология» и «метод». Соотношение понятий «методология» и «метод». Философские начала методологии: диалектический метод Сократа и Платона, индуктивный метод Ф. Бекона, рационалистический метод Р. Декарта, антитетический метод И. Фихте, диалектический метод Г. Гегеля и К. Маркса, феноменологический метод Э. Гуссерля. Взаимосвязь методологии с логикой и другими отраслями научного знания. Понятие «парадигма научного исследования» и его конкретно-научное наполнение. Т. Кун о становлении парадигмальных оснований науки Новейшего времени. Многоуровневая концепция методологического знания.
  • Методы комплексного анализа информации.
    Специфика методов социально-гуманитарных наук. Новая парадигма социальной методологии. Объективные основания становления новой методологии социально-гуманитарного познания. Черты новой парадигмы исследования: сближение естествознания и социально-гуманитарных наук; взаимодействие рациональных и внерациональных методологических подходов; широкое внедрение аппарата герменевтики, культурологи, понимающих методик - сближение объяснительного и интерпретационного подходов; внедрение идей и методов синергетики, статистически-вероятностных методов и приемов. Формирование «нелинейного мышления» исследователя. Основные группы и характеристики методов научного познания: философские, частно-научные, дисциплинарные, междисциплинарные подходы: системный, институциональный, деятельностный, бихевиоральный, структурно-функциональный, дискурсный и др.
  • Получение первичных и вторичных данных как этап комплексного анализа информации.
    Источники данных. Виды источников: открытые и закрытые. Способы и методы получения данных. Достоинства первичной информации (данные собираются в соответствии с точными целями исследовательской задачи, методология сбора данных контролируется). Недостатки первичной информации (значительные затраты материальных и трудовых ресурсов. Особенности количественных методов сбора информации. Достоинства и не-достатки количественных методов сбора первичной информации. Количественные индивидуальные методы: анализ документов (контент-анализ, интент-анализ); интервью формализованное (стандартизированное) очное и заочное (телефонное, с помощью скайпа); анкетирование (прессовое, почтовое, раздаточное, интернет-анкетирование); социометрия; тестирование; семантический дифференциал. Особенности качественных методов сбора информации. Достоинства и недостатки качественных методов сбора первичной информации. Качественные индивидуальные методы: интервью неформализованное (нестандартизированное) фокусированное, свободное, глубинное. Качественные групповые методы: наблюдение (включенное, невключенное); эксперимент (лабораторный, полевой), проективные методики; фокус-групповая дискуссия. Подготовка данных к обработке. Первичная обработка данных. Распределение вероятностей и проверка гипотез. Определение и интерпретация связей между переменными. Корреляционный и регрессионный анализ. Компьютерные программы обработки данных.
  • Социальные процессы как объект анализа.
    Понятие социального процесса. Виды социальных процессов. Направления социальных процессов. Движущие силы социальных процессов. Управление социальными процессами. Экономические процессы и экономический анализ. Общеэкономический анализ. Предметы общеэкономического анализа: мировая экономика, ее отдельные сферы, хозяйства отдельных стран или регионов, отрасли, отдельные виды бизнеса и т.д. Финансовый анализ в специализированных периодических изданиях - финансовых газетах и журналах, бюллетенях и пр. Финансовый анализ в публикациях, адресованных широкой публике. Производственно-технический анализ. Необходимость, цели и условия проведения производственно-технического анализа. Политические процессы и политический анализ. Понятие политического процесса. Структура и акторы политического процесса. Анализ политического процесса. Методологические аспекты изучения политических процессов в России. Социальные группы и слои в российской политике. Политические элиты России. Динамика институтов власти в современной России. Трансформация политического режима в постсоветской России. Возникновение и развитие партийной системы в России. Политическое сознание и идеологические процессы в современном российском обществе. Избирательный процесс и политическое поведение в России. Политическая коммуникация в российском обществе. Политический процесс в российских регионах. Другие виды анализа: юридический, психологический, лингвистический, военный, спортивный, искусствоведческий, исторический, нравственный, экологический и т.д.
  • Медиапространство и медиатексты как объект анализа.
    Медиа, культурные продукты и СМИ как объекты исследования. Информационная инфраструктура России: современные очертания. Глобализация информационных процессов на современном этапе. Транснациональные экономические и информационные потоки в современном обществе, влияние их на национальные культуры, на национальные ценности. Описание, типология и классификация новых или модернизированных, в том числе конвергентных СМИ. Российские СМИ в киберпространстве: состояние и перспективы. Медиатекст как предмет анализа. Сущность понятия «медиатекст». Широкое и узкое понимание медиатекста. Науки, изучающие медиатекст. Лингвистический под-ход к медиатексту. Коммуникативный подход к медиатексту. Текстовые матрицы. Структурные компоненты медиатекста. Основные характеристики медиатекста. Типы медиатекстов. Текст и контекст. Задача текстового анализа. Два вида текстового анализа (в контексте семиосоциопсихологической типологии текстов): семантико-синтаксический и прагматико-парадигматический (интерпретационно-деятельностный). Оперирование относительными категориями и акцентирование динамики смысловой структуры текста как отличительные черты прагматического анализа; взаимосвязь типологии реципиентов и типологической классификации текстов.
  • Основные подходы к анализу медиа.
    Эмпирико-функционалистский подход к исследованию СМИ. Линейные и не-линейные принципы функционирования СМИ. Ранние теории - от математической теории информации к цикличной модели Шрамма. Модель пропаганды Уолтера Липпмана. Теория двухступечатого потока Лазарсфельда. Пятиактантная модель Ласуэлла. Парадигма пользователя СМИ в работах Элиху Каца. Критическая теория как основа исследования СМИ. Особенности критического подхода. Франкфуртская школа. Взаимоотношения ученых Франкфуртской школы и представителей эмпириков. Работы по индустриализации культуры (Адорно, Хоркхаймер, Беньямин). Поздняя Франкфуртская школа (работы Маркузе). Юрген Хабермас и теория общественной сферы. Исследование СМИ с использованием структурной лингвистики. Парадигма непрозрач-ности языка. Семиология как наука (Ф. де Соссюр). Мифология и работы Барта. СМИ как дис-курс и теория Ван Дейка. Структурная семантика СМИ (Греймас). Коммуникативистика: теоретические концепции и методы. Деконструкционизм и «новые акценты». Параидеология, контекстуализм и ситуационный подход. Функциональный анализ атрибутики средств массовой информации. Трансляционные системы мира: опыт сравнительной типологии. Культурологические подходы к анализу СМИ. Культурное доминирование и модернизация. Культурный империализм. Теория культурных индустрии. От культурных индустрии к индустриям содержания. Критика теорий информационного общества. Дискурсивный подход и дискурс-анализ.
  • Основные методы медиа-анализа.
    Контент-анализ как метод исследования содержания текстовых массивов. Требования, предъявляемые к контент-анализу как к исключительно количественной методике. Возможности сочетания качественного и количественного подходов. Основные этапы контент-анализа и процедура исследования. Особенности осуществления контент-анализа СМИ. Выбор категорий анализа и их характеристики. Проблема стандартизации категорий анализа, примеры «универсальных» категорий. Содержательные индексы газетных изданий. Выбор единиц квантификации содержания и единиц наблюдения. Рабочие документы. Интерпретация результатов. Интент-анализ как метод выявления скрытых убеждений и установок человека. Условия необходимости применения интент-анализа. Определение категорий анализа. Сложность использования интент-анализа. Семантический дифференциал (СД) как комбинация метода контролируемых ассоциа-ций и процедур шкалирования. Основная сфера применения методики СД. Типы шкал, по которым оцениваются тестируемые объекты. Технологии формирования и тестирование списка утверждений, для описания тестируемых объектов. Технологии обработки полученных результатов. Информативно-целевой анализ. Иерархический характер семантико-смысловых отношений в тексте; понятие адекватности интерпретации текста. Понятие информативности как ведущий принцип информативно-целевого подхода к анализу текстов. Информативность как относительная характеристика текста; понятие первичной и вторичной информативности текста. Понятие макроструктуры текста. Общие принципы и методика анализа макроструктуры текста. Понятие микроструктуры текста. Анализ микроструктуры текста: выделение «логико-фактологической» цепочки текста. Выделение избыточных речевых средств и сжатие текста. Возможности и значение сопоставления структурно-смысловой схемы текста и «логико-фактологической» цепочки текста. Информативно-целевой анализ больших текстовых массивов.
  • Современный инструментарий анализа медиатекстов.
    Прикладные аналитические методики. Методика ВААЛ. Когнитивное картирование в исследованиях политических ситуаций и процессов. Актантная модель А.Ж. Греймаса. Особенности анализа аудиовизуального выступления. Компьютерные системы поддержки опросов CSAQ, CAPI, CATI. Программы анализа статистических данных: SPSS, Statistica, «Да-система». Программы для реализации контент-анализа. Ресурс «Национальный корпус русского языка» и его исследовательский потенциал. Программа NVIVO. Системы фиксации вещательного контента «Audio matching», «Picture matching», «Frame Grabber» и др. Программные средства для анализа сеток вещания на радио и телевидении, выхода анонсов и рекламных роликов. Основные операции программы Excel: вычисления, пользовательские форматы, операции сортировки и ранжирования, табличные формулы, использование специальных функций. Построение графиков, круговых диаграмм, гистограмм и столбиковых диаграмм, диаграмм рассеяния. Элементы статистического анализа и их реализация в сфере медиаисследований с помощью программы Excel. Регрессионные модели. Построение трендов. Анализ временных рядов. Корреляционный анализ и его использование для анализа данных. Компьютерный анализ аудитории и его использование в практике СМИ. По-строение позиционных карт СМИ. Расчет погрешности аудиторных показателей. Принципы компьютерного прогнозирования аудитории электронных СМИ. Построение простейших прогнозных моделей поведения аудитории. Компьютерный анализ аудитории и его использовании в рекламной и PR-деятельности. Программы для медиапланирования и посткампейн-анализа.
  • Методы графического представления результатов анализа.
    Графические методы представления результатов исследования. Основные требования к графикам, полигон частоты, линейный график, линейная диаграмма, столбиковая диаграмма, секторная диаграмма, гистограмма и др.
  • Этические аспекты исследований.
    Этические проблемы, возникающие в ходе медиаисследований. Кодексы профессионального поведения и этики исследователей и аналитиков: международные кодексы, российские кодексы. Цели профессиональных кодексов: укрепление пре-стижа профессии исследователей; повышение качества проводимых исследований; укрепление стандартов их проведения; унификации форм предоставления данных и форматов отчетности. Основные принципы аналитической деятельности: честность, объективность, уважение прав личности, добросовестная конкуренция, высокие исследовательские стандарты, открытость.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.25 * Посещаемость + 0.5 * Экзамен + 0.25 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социологическое исследование : методология, программа, методы, Ядов, В. А., 1995

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Гавра Д. П. - ОСНОВЫ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 231с. - ISBN: 978-5-534-06317-2 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/osnovy-teorii-kommunikacii-433390
  • Информационная эпоха : экономика, общество и культура, Кастельс (Кастеллс), М., 2000
  • Матвейчев, О. Уши машут ослом. Современное социальное программирование : монография / О. Матвейчев, Д. Гусев, С. Чернаков, Р. Хазеев. - 2-е изд., исправленное и дополненное. — Санкт-Петербург : Питер, 2013. — 304 с. - ISBN 978-5-496-00336-0. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055401 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055401