• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

История литератур Европы и США

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс обязательный (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Кто читает: Школа филологии
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Blended
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

История литератур Европы и США («Античная литература», «Средневековая литература», «Литература эпохи Возрождения») - важнейший предмет для студент/ки, какая бы ни была избрана образовательная траектория. Без знания этого предмета и прочтения важнейших произведений невозможно понимание ни русской, ни последующей зарубежной литературы. Тщательный отбор предлагаемых к обсуждению текстов приводит к тому, что даже при сравнительно небольшом количестве часов, выделяемых на этот предмет, студенты получают представление об основных этапах развития зарубежной литературы и знакомятся с её главными шедеврами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «История литератур Европы и США» («Античная литература», «Средневековая литература», «Литература эпохи Возрождения»): дать представление об историко-культурной специфике европейской античности, средневековья и Возрождения, познакомить студентов с крупнейшими памятниками словесности этих периодов и основными культурными процессами, обучить студентов навыкам филологического анализа текста, сформировать у студентов навыки ориентации в историко-литературном процессе, анализа литературных явлений на социокультурном, историческом, историко-политическом фоне; сформировать у студентов необходимые знания о литературно-художественных системах, особенностях функционирований категорий жанра, стиля, авторства; об эволюции жанровых и стилевых систем; развить у студентов навыки грамотного литературоведческого анализа произведений указанных эпох в соответствии с общенаучными требованиями литературоведения и исходя из историко-культурных и эстетических особенностей материала при помощи разнообразного филологического инструментария; установить междисциплинарные связи с другими предметами литературоведческого цикла.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • знание основных авторов указанных периодов и важнейшие сочинения, определившие основные пути развития европейской словесности
  • знание периодизации указанных литературных периодов, об основных историко-литературных процессах
  • умение применять филологическую методологию при анализе текстов соответствующих эпох
  • умение различать в литературном тексте «темные места», оценивать объем и содержание исследовательской литературы по проблеме, обозначать возможные поля научного поиска, формулировать свою гипотезу
  • владение навыком анализа и комментирования текстов в художественном переводе с соответствующим подстрочником
  • владение навыками научного и библиографического поиска и исследовательской работы
  • знание периодизации указанных литературных периодов, об основных историко-литературных процессах
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение. Периодизация античной литературы. Античный эпос. Гомер. Гомеровский вопрос. Греческая архаическая лирика
    Лекция 1 Введение. Периодизация античной литературы. Античный эпос. Гомер. Гомеровский вопрос. Семинар 1 Архаическая греческая поэзия: основные виды и жанры (Архилох, Сафо, Пиндар и др.).
  • Греческая трагедия: основные категории и термины. Мимесис и катарсис. Основные авторы: Эсхил, Софокл, Еврипид. Их биография и творчество. Греческая комедия: основные категории и термины. Периодизация. Аристофан. Менандр. Римская комедия в сравнении с греческой. Плавт, Теренций. Античная риторика: этапы развития, основные представители. Греческая историография. Эллинистическая литература.
    Лекция 2 Греческая трагедия: основные категории и термины. Мимесис и катарсис. Основные авторы: Эсхил, Софокл, Еврипид. Их биография и творчество. Семинар 2 Эсхил. Персы. Софокл. Царь Эдип. Лекция 3 Греческая комедия: основные категории и термины. Периодизация. Аристофан. Менандр. Римская комедия в сравнении с греческой. Плавт, Теренций. Семинар 3 Аристофан. Лягушки. Менандр. Брюзга. Плавт. Менехмы. Теренций. Братья. Лекция 4 Античная риторика: этапы развития, основные представители. Семинар 4 Горгий. Похвала Елене. Лисий. Об убийстве Эратосфена. Цицерон. Речь в защиту поэта Архия. Лекция 5 Греческая историография. Эллинистическая литература. Семинар 5 Платон. Федр.
  • Римская литература: основные жанры, периоды, авторы
    Лекция 6 Римская литература: основные жанры. Ранняя римская литература. Литература эпохи Республики. Семинар 6 Творчество и рецепция Катулла. Лекция 7 Литература эпохи Августа: основные жанры, направления, тенденции. Гораций. Вергилий. Семинар 7 Творчество Вергилия: «Энеида». Лекция 8 Развитие жанра сатиры. Римская элегия: Проперций, Тибулл. Овидий. Семинар 8 Творчество Овидия. «Наука любви», «Скорбные элегии». Лекция 9 Проза эпохи империи. Сенека: биография, творчество, рецепция Семинар 9 Творчество Сенеки. «Медея» Сенеки и «Медея» Еврипида. Нравственные письма к Луциллию. Лекция 10 Греко-римская проза: основные представители и жанры. Плутарх: жизнь и творчество. Лукиан: биография, основные произведения Семинар 10 Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Лукиан. Похвала мухе. Разговоры богов. Лекция 11 Античный роман: появление и развитие жанра, дискуссии о нём в современном литературоведении. Основные произведения. Судьба жанра в римской литературе. Семинар 11 Апулей. «Метаморфозы, или Золотой осёл».
  • Северное Возрождение и Реформация. Французская, английская, испанская литература Возрождения.
    Лекция 4-1 Мартин Лютер и Реформация. Предпосылки реформы Лютера, ее идейные основания и основные положения. Реформация и гуманизм. Лекция 4-2 Северное Возрождение. Деятельность Эразма Роттердамского. Отношение Эразма к католической церкви и Реформации, к схоластической теологии. Эразм и Лютер, точки соприкосновения, полемика о свободной воле. Филологическая деятельность (критическое издание и новый перевод Нового завета). Философская публицистика («Оружие христианского воина», «Цицеронианец» и др.). Гуманистическая педагогика («О воспитании детей» и др.). «Похвала глупости» как сатирическое и дидактическое сочинение. Семинар 4 «Похвала глупости» Эразма. Античный жанр похвального слова и новая литературная традиция (литература о глупцах). Образ Стультиции-Мории, его постепенное усложнение в тексте «Похвалы». Лекция 5 Рабле и его книга о Гаргантюа и Пантагрюэле. Жанровые источники и литературный генезис «Гаргантюа и Пантагрюэля». Тематика первой и второй книг: схоластическое образование и гуманистическая педагогика, войны, образ правителя. Гуманистическая утопия и ее воплощение в Телемском аббатстве. Состояние французского языка в эпоху Рабле и стилистическая неоднородность книги. Художественные приемы: игра масштабов, языковая игра (каламбуры,акрофонические перестановки, вставки на других языках), гипербола и др. Поиск истины, направляющий сюжет третьей, четвертой и пятой книг. Семинар 5 Первая и вторая книги «Гаргантюа и Пантагрюэля». Анализ отдельных эпизодов. Семинар 6 «Опыты» Монтеня. Исторический контекст написания «Опытов». Изменчивость, неоднозначность человеческой природы и множественность взглядов на нее. Тематика «Опытов». Скептицизм Монтеня, отношение к возможностям человеческого разума. Монтень и моралисты XVII–XVIII вв. Лекция 6 Жизнь и творчество Сервантеса. «Дон Кихот». Пародийный замысел и его усложнение. Дон Кихот «безумец» и Дон Кихот «мудрец». Санчо Панса, интерпретации образа. Первая часть романа в сопоставлении со второй («роман о романе»). Роль вставных эпизодов в романе. Гуманистическая проблематика (речи о Золотом веке, об ученых и рыцарях, о свободе). «Дон Кихот» и европейский роман. «Назидательные новеллы». Семинар 7 «Дон Кихот». Анализ отдельных эпизодов. Лекция 7 Жизнь и творчество Шекспира. «Шекспировский вопрос». Театр во времена Шекспира. Периодизация творчества. Фолио 1623 года и жанровое деление шекспировских пьес. Магистральный сюжет. Общая характеристика жанров, сюжетные источники хроники, комедии, трагедии. Сопряжение высокого и низкого, трагического и комического в пьесах Шекспира. «Великая цепь бытия». Хроники. Обращение к недавнему прошлому Англии, живому в народной памяти. Герой хроники как часть истории; преобладание государственных интересов над личными; Фальстаф как персонаж хроник, «фальстафовский фон». Открытость хроник; две тетралогии. Комедии. Предшественники Шекспира в жанре (Джон Лили, автор «Эвфуэса» и создатель английской любовной комедии). Герой комедии как часть природы, космического целого. Ошибки, недоразумения, неузнавания как основа коллизии. «Ромео и Джульетта» как «сонетная трагедия»; драматизация новеллистического сюжета. Торжество гармонии в финале пьесы. Трагедии начала 1600-х гг. Человек и мироздание; космический масштаб трагедии. Источники трагической коллизии в «Гамлете», «Отелло», «Короле Лире», «Макбете». Семинар 8 «Гамлет». Легенда о принце Амлете из «Истории датчан» Саксона Грамматика. Черты хроники в «Гамлете». Аллюзии на современность. Мотив «расшатавшегося века». Образ Гамлета как один из мифов декаданса. Пьеса Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» как модернистская обработка «Гамлета». Семинар 9 Драматургия Лопе де Веги. Стихотворный трактат «Новое искусство сочинять комедии в наше время». Классификация пьес. «Фуэнте Овехуна» как социально- политическая драма. Столкновение разных представлений о чести. Историческая основа пьесы. Столкновение любовного чувства и сословной морали в любовных комедиях. «Собака на сене».
  • Возрождение. Проблема определения. Возрождение в Италии.
    Лекция 1 Возрождение. Проблема определения: эпоха или культурное движение позднего средневековья. Возрождение и географические открытия, Реформация. Философия, искусство, история. Периодизация и география Возрождения. Ренессансный гуманизм. Bonae literae, literae humaniores. Семинар 1 Литература Возрождения. Лекция 2 Жизнь и творчество Франческо Петрарки. Bonae literae; особое отношение гуманистов к латинской образованности. Латинские сочинения. Исторические сочинения («О знаменитых мужах»), поэзия («Африка», «Буколики»). Автобиографические («Письмо к потомкам», «Моя тайна»), философские сочинения («О средствах против той и другой фортуны»), письма (объединенные в «Книгу писем о делах повседневных», «Старческие письма»). Итальянская лирика Петрарки; «Фрагменты на народном языке» («Книга песен»). Вводный сонет (giovenile errore, vario stile); молодость и зрелость как моральноэтические категории. Композиция, жанровый состав. Образы поэта и возлюбленной. Имя возлюбленной, его мифологический ореол. Имя возлюбленной как повод для поэтической игры. Лаура и Дева Мария (завершающая канцона книги). Гипербола и антитеза. Поэма «Триумфы». Рецепция сочинений Петрарки на латыни и на народном языке. Деятельность Пьетро Бембо и возникновение петраркизма как канона. Семинар 2 «Новая жизнь» Данте. Поэтика нового сладостного стиля. «Новая жизнь» как «трактат» о поэзии на народном языке; движение сюжета и движение поэтики (подражание манере Кавальканти, Гвиницелли, Чино да Пистойя). Петрарка как преемник стильновистов в поэзии на народном языке. Лекция 3 Жизнь и творчество Джованни Боккаччо. «Неаполитанский» и «флорентийский» периоды. Литературное новаторство Боккаччо в поэзии и прозе на народном языке. «Декамерон»: заглавие, композиция (обрамляющее повествование, тематическая перспектива в расположении новелл), новелла и традиционные повествовательные жанры (фаблио, пример). Влияние Боккаччо на становление европейской новеллистики. Латинские сочинения. Концепция поэта и поэзии в «Родословии языческих богов». Семинар 3 «Декамерон» Боккаччо. Жанровые источники (фаблио, пример) и их трансформация у Боккаччо. Общая характеристика жанра новеллы. Особенности композиции: авторское введение и заключение, общество рассказчиков, новеллы. Гуманистический взгляд на человека, вера в слово и разум. Анализ избранных новелл.
  • Введение: переход от Античности к Средневековью
    Лекция 1. Введение: переход от Античности к Средневековью. Семинар 1. Переход от Античности к Средневековью, особенности культуры и мировоззрения. «Рубец на ноге Одиссея». Э. Ауэрбах. Романская филология.
  • Медиевистика и ее проблемы
    Лекция 2. Медиевистика и ее проблемы. Семинар 2. А.Я. Гуревич, Синтез школы Анналов, Категории средневековой культуры.
  • Средневековый эпос
    Лекция 3. Средневековый эпос. Семинар 3. Древнеанглийская поэма «Беовульф». Семинар 4. Песнь о Роланде.
  • Средневековый рыцарский роман. Циклы
    Лекция 4. Средневековый рыцарский роман. Циклы. Семинар 5. Роман Кретьена де Труа «Ивейн, или Рыцарь со львом».
  • Романы о Тристане и Изольде
    Лекция 5. Романы о Тристане и Изольде. Семинар 6. Тристан и Изольда (обработка Ж. Бедье), «Клижес» Кретьена де Труа как спор с легендой о Тристане.
  • Трубадуры
    Лекция 6. Трубадуры. Семинар 7. Эротика у трубадуров. Кансона Гильома IX Аквитанского. Пастурелла Маркабрюна
  • Средневековый университет. Городская литература и народная смеховая культура Средневековья. Ваганты.
    Лекция 7. Средневековый университет. Городская литература и народная смеховая культура Средневековья. Ваганты. Семинар 8. Концепция карнавальной культуры М.М. Бахтина. «Пролог» к роману Рабле.
  • Поэзия «стильновизма», Данте Алигьери: «Новая жизнь» и «Божественная комедия»
    Лекция 8. Поэзия «стильновизма», Данте Алигьери: «Новая жизнь» и «Божественная комедия». Семинар 9. Данте Алигьери, «Божественная комедия».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий блиц-опрос
  • блокирующий ответ на вопросы по билетам
  • неблокирующий блиц-опрос
  • неблокирующий ответ на вопросы по билетам
  • неблокирующий блиц-опросы
  • неблокирующий ответ на вопросы по билетам
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * блиц-опрос + 0.4 * ответ на вопросы по билетам
  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.6 * блиц-опрос + 0.4 * ответ на вопросы по билетам
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * блиц-опрос + 0.4 * ответ на вопросы по билетам
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Cusset Christophe. (1999). The Cambridge companion to Greek tragedy. Edited by P. E. Easterling, 1997. Revue Des Études Anciennes, (1–2), 201. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.rea.0035.2004.1999.num.101.1.4767.t1.0201.0000.2
  • Donnet Daniel. (2006). Robert FOWLER (Ed.), The Cambridge Companion to Homer. L’antiquité Classique, (1), 258. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsper&AN=edsper.antiq.0770.2817.2006.num.75.1.2609.t1.0258.0000.2
  • Ferguson, J. (1972). A Companion to Greek Tragedy. Austin: University of Texas Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1479100
  • Keenan, S. (2008). Renaissance Literature. Edinburgh: Edinburgh University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=258127
  • Susan Bruce, & Rebecca Steinberger. (2009). The Renaissance Literature Handbook. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2299066
  • Гиленсон Б. А.-ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-182-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-02513-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-srednih-vekov-i-epohi-vozrozhdeniya-433651
  • Данильчик, О. А. (2013). История Зарубежной Литературы Средних Веков И Возрождения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.FA375DE1
  • Ленькова, О. О. (2013). История зарубежной литературы Средних веков и Возрождения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.74FEB528
  • Шайтанов И. О.-ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-699-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-3764-0: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-epohi-vozrozhdeniya-426185

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Cook, J. W., & Facts on File, I. (2006). Encyclopedia of Renaissance Literature (Vol. 1st ed). New York: Facts on File, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=229629
  • Dobrov, G. W. (2010). Brill’s Companion to the Study of Greek Comedy. Leiden: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1199780
  • Hopkins, L., & Steggle, M. (2006). Renaissance Literature and Culture. London: Continuum. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=837464
  • Ian Morris y Barry Powell (Eds.). A New Companion to Homer. Leiden-New York-Köln, Brill, 1997, XIII + 755 pp. (1998). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E9DBDCF4
  • Knox, P. E., & McKeown, J. C. (2013). The Oxford Anthology of Roman Literature. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2096933
  • König, A., & Whitton, C. (2018). Roman Literature Under Nerva, Trajan and Hadrian : Literary Interactions, AD 96–138. Cambridge, United Kingdom: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1694351
  • Sullivan, J. P. (2017). Critical Essays on Roman Literature : Elegy and Lyric (Vol. 1). [N.p.]: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1560809
  • Wedeck, H. E. (2014). Classics of Roman Literature. Lanham: Philosophical Library. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1133635
  • Античная литература. Греция : Хрестоматия: Учеб. пособие, Федоров Н. А., 2002
  • Античная литература. Рим : Хрестоматия: Учеб. пособие для вузов, Федоров Н. А., 2003
  • Жиленков, А. И. (2013). Средние века и эпоха Возрождения в истории зарубежной литературы. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.99182887
  • Под ред. Полубояриновой Л.Н., Светлаковой О.А., Чамеева А.А., Алташиной В.Д., Жукова А.П., Миролюбовой А.Ю.-ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ. Учебник и практикум для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-395-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-02682-5, 978-5-534-02680-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-zarubezhnoy-literatury-srednih-vekov-i-epohi-vozrozhdeniya-v-2-ch-chast-2-epoha-vozrozhdeniya-434360