• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Теория действия

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Философская антропология)
Направление: 47.04.01. Философия
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Философская антропология
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Понимание человека как существа действующего, то есть способного задумывать и совершать преднамеренные поступки, отдавать себе отчет в их мотивах и последствиях, является одной из ключевых тем философской антропологии. Трактовка человека и трактовка действия, таким образом, тесно связаны между собой: человек есть единственное существо в мире, способное совершать действия, которые являются, с одной стороны, событиями в мире, наряду с прочими, не человеческими событиями, а с другой стороны, образуют в нем область особого рода, со своей специфической причинностью и закономерностями. Философия с древнейших времен выделяла область размышления над человеческим поведением в особую дисциплину, которая, по имени одного из видов действия – практики – до сих пор иногда называется практической философией. Именно в русле практической философии развили политическая философия, этика, психология и современные социальные науки. Термин «теория действия» сравнительно нов, он применяется по большей в англоязычной философии, которая так или иначе связана с аналитической традицией. Однако это не вполне правильное и в более широкой перспективе – несправедливое присвоение того, что имеет куда более глубокие корни. Как теория действия создавалась социология Макса Вебера, феноменология Альфреда Шюца, широкая (не ограничивающаяся только социологией) концепция Толкота Парсонса. Теория действия является важнейшей составляющей философского подхода Ханны Арендт, Поля Рикера и Юргена Хабермаса. Наконец, в русле теории действия в самом широком смысле слова создаются оригинальные концепции, дисциплинарная принадлежность которых остается пока под 2 вопросом, однако значение которых для современной философской мысли трудно переоценить. Именно такому широкому спектру философских подходов и текстов посвящен данный курс.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения спецкурса «Теория действия» является ознакомление студентов с понятиями и философской проблематикой основополагающих концепций действия, начиная с классической философии и кончая современными подходами.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: -- основные проблемы, понятия и положения теории действия; -- главные философские, социологические и междисциплинарные труды, посвященные обоснованию теории действия; -- главные этапы в формировании современных подходов к действию; -- историю формирования политической теологии; -- смысл и содержание дискуссий, ведущихся вокруг проблематики действия.
  • В результате освоения дисциплины студент должен уметь: применять полученные знания для анализа философских, политических и социологических текстов; 
 работать с литературными, художественными и другими нефилософскими источниками, используя полученные знания для их анализа; вырабатывать и аргументированно доказывать собственную позицию в русле обсуждения этических и политических проблем в контексте теории действия 
  • В результате освоения дисциплины студент должен уметь: применять полученные знания для анализа философских, политических и социологических текстов; 
 работать с литературными, художественными и другими нефилософскими источниками, используя полученные знания для их анализа; вырабатывать и аргументированно доказывать собственную позицию в русле обсуждения этических и политических проблем в контексте теории действия.
  • В результате освоения дисциплины студент должен владеть: -- навыками использования философской и социологической литературы в рамках новых дисциплин и новаторских концепций; -- аналитическими приемами сопоставления тем, понятий и подходов разных авторов, школ и эпох, интегрированных в теорию действия; -- способами формирования исследовательских подходов в области социальных и гуманитарных наук.
  • студент должен: знать: -- основные проблемы, понятия и положения теории действия Аристотеля и главные философские труды Аристотеля, посвященные обоснованию теории действия
  • Студент должен: знать: -- основные проблемы, понятия и положения теории действия Гоббса и главные философские труды Гоббса, посвященные обоснованию теории действия
  • Студент должен: знать: основные проблемы, понятия и положения теории действия Спинозы; главные философские, социологические и междисциплинарные труды, посвященные обоснованию теории действия Спинозы
  • студент узнает: -- основные проблемы, понятия и положения теории действия Канта; -- главные философские, социологические и междисциплинарные труды, посвященные обоснованию теории действия Канта
  • студент должен: знать: -- основные проблемы, понятия и положения теории действия Рикера и Дэвидсона, -- их главные философские и междисциплинарные труды, посвященные обоснованию теории действия
  • студент должен: знать: -- основные проблемы, понятия и положения теории действия Хабермаса; -- главные философские, социологические и междисциплинарные труды Хабермаса, посвященные обоснованию теории действия;
  • студент должен: знать: -- основные проблемы, понятия и положения теории действия Арендт; -- главные философские, социологические и междисциплинарные труды Арендт, посвященные обоснованию теории действия;
  • Целью освоения спецкурса «Теория действия» является ознакомление студентов с понятиями и философской проблематикой основополагающих концепций действия, начиная с классической философии и кончая современными подходами,
  • В результате освоения дисциплины студент должен: знать: -- основные проблемы, понятия и положения теории действия; -- главные философские, социологические и междисциплинарные труды, посвященные обоснованию теории действия; -- главные этапы в формировании современных подходов к действию;
  • В результате освоения дисциплины студент должен уметь: -- применять полученные знания для анализа философских, богословских, политических и социологических текстов; -- разбираться в особенностях аргументации главных изучаемых в рамках курса авторов;
  • студент должен: знать: -- основные проблемы, понятия и положения теории действия Макса Вебера; -- главные философские, социологические и междисциплинарные труды, посвященные обоснованию теории действия Вебера
  • студент должен: знать: -- основные проблемы, понятия и положения теории действия Парсонса и Шюца; -- главные философские, социологические и междисциплинарные труды Парсонса и Шюца, посвященные обоснованию теории действия;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Действие как событие в мире.
    Понятие события и понятие действия. Наблюдение и наблюдатель. Событие как смысловое единство. Причина и действие. Парадоксальность действия. Намерение как понятие и проблема.
  • Онтология действия-события.
    Элементарность события. Различимость, индивидуация, основания, вменение.
  • Этика Аристотеля как учение о действии.
    Политическая свобода и фронесис. Понятие блага. Поступки произвольные и непроизвольные. Сознательный выбор и рассудительность.
  • Философия действия Томаса Гоббса.
    Учение Гоббса о теле. Тела естественные и искусственные. Движения животные и произвольные. Понятие усилия (endeavor, conatus). Понятие власти (мощи) (power) и счастья. Теория общественного договора как теория действия.
  • Теория действия в философии Бенедикта Спинозы.
    Психофизический параллелизм и учение аффектах. Аффекты радости и печали. Контингенция тела и проблема свободы. Этика как онтология и учение о действии.
  • Дональд Дэвидсон и Поль Рикер о событии действия. действие как текст. Значение «первого лица». Переосмысление фронесиса
    Онтология события. Перспективы наблюдения. Парадоксы ответственности. Уникальность событий. Ирвинг Гофман о действии как событии. Рикер и герменевтика: осмысленное
  • Практическая философия Иммануила Канта как учение о действии.
    Значение антиномий чистого разума для аксиоматики теории действия. Природа и свобода. Причинность и действие. Моральная мотивация. Кант и неокантианцы.
  • Кантианский поворот в социологии.
    Царство свободы и царство ценностей. Понятие значимости. Понятие смысла и категория действия.
  • Теория социального действия Макса Вебера.
    Вебер и неокантианство. Понимающая социология. Идеальные типы действия. Действие и социальное действие. Действие как элемент социальности. Регулярность действия. Социальный порядок, рутина, харизма и предприятие. Рациональность действия.
  • Теория действия в поствеберовской социологии. Альфред Шюц и Толкот Парсонс.
    Понимающая феноменологическая социология и теория социальных систем как систем действия. Феноменология мотива. Смысловая реальность действия. Аналитика элементарного действия. Проблема нормы и четырехфункциональная парадигма
  • Теория действия Ханны Арендт.
    Vita activa» как исследовательский проект. Типология действия у Арендт. Понятие свободы. Понятие ответственности и авторитета. Эйхманизм и глупость действующего. Революция и республиканизм как политические контуры действия. Наблюдатель политических событий и vita contemplativa
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещение и активность на семинарах
  • неблокирующий Эссе — самостоятельно написанная работа по согласованной теме, 8—10 тысяч знаков
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Посещение и активность на семинарах + 0.7 * Эссе — самостоятельно написанная работа по согласованной теме, 8—10 тысяч знаков
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Davidson, D. (2001). Essays on Actions and Events : Philosophical Essays Volume 1 (Vol. 2nd ed). Oxford: Clarendon Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=257758
  • Thomas Hobbes. (2018). Leviathan. [N.p.]: Dover Publications. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1832456
  • Избранное. Образ общества, Вебер, М., 1994
  • О структуре социального действия : пер. с англ., Парсонс, Т., 2000
  • Рикер, П., Борисенкова, А., & Филиппов, А. (2008). Модель Текста: Осмысленное Действие Как Текст. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.17718B44
  • Рикер, П., Борисенкова, А., & Филиппов, А. (2008). Модель Текста: Осмысленное Действие Как Текст. Социологическое Обозрение, (1). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743607
  • Справедливое, Рикер, П., 2005
  • Теория общества : фундаментальные проблемы, , 1999

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Rose, G. (1995). Hegel: Contra Sociology. London: The Athlone Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=265420
  • Борисенкова, А. (2007). Герменевтические Проекты В Социологии (На Примере Работ Ю.Хабермаса И П.Рикера). Социологическое Обозрение, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15743591
  • Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса : смысл и фиаско одного политического символа, Шмитт, К., 2006
  • Лекции по политической философии Канта, Арендт, Х., 2012
  • Макс Вебер и современная теоретическая социология : актуальные проблемы веберовского социологического учения, Давыдов, Ю. Н., 1998
  • Общество общества. Кн. 1: Общество как социальная система, Луман, Н., 2004
  • РИКЁР ПОЛЬ, СТАНЖЕВСКИЙ ФЁДОР, & ВДОВИНА ГАЛИНА. (2015). Живая Метафора. Седьмой Очерк: Метафора И Референция (Перевод Ф. Станжевского, Ред. Г. Вдовина). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3254A7BC
  • Солопова Мария Анатольевна. (2016). Разумная душа и ее добродетели: к толкованию терминов γνώμη и συγγνώμη в шестой книге «Никомаховой этики». Историко-Философский Ежегодник, (2016). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.17012988
  • Стрельцова, В. (2008). Человеческий Поступок Как Предмет Философской Онтологии. Вестник Томского Государственного Университета, (309). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.13988549