2018/2019
Метод исследовательского интервью
Статус:
Маго-лего
Кто читает:
Департамент социологии
Когда читается:
3 модуль
Преподаватели:
Савинская Ольга Борисовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
Цели освоения дисциплины «Метод исследовательского интервью»: - научиться демонстрировать современные знания по методологии проведения социального исследования с применением качественных методов, - научиться применять качественную методологию и качественные методы от этапа сбора до анализа и описания результатов исследования в одной из практических областей рабо-ты социолога или других специальностей в области общественных наук,
Цель освоения дисциплины
- Научиться оценивать качество проведенного качественного исследования, критически осмысливать результаты исследования, творчески видоизменять программу исследования и отдельные этапы проведения исследования с целью повышения качества работы.
- Получить навыки общения с заказчиком, ведения переговоров по проведению исследовательских проектов.
- Знать особенности программы качественного исследования и исследовательской практики.
- Знать стратегии качественного исследования.
- Уметь выбрать соотвествюущую задачам стратегию и методы исследования.
- Познакомиться с методическими аспектами работы интервьюера: вербальные и невербальные компоненты общения в качестве носителей информации.
- Практическое освоение техник анализа качественных данных с учетом особенностей фокус-группового и индивидуального интервью.
- Получить знания о критериях оценки качества проведенного исследования.
- Получить навыки презентации результатов качественного исследования для различных типов аудитории.
Планируемые результаты обучения
- Умеет определить феноменологический, понимающий, конструктивистский подходы в социологии
- Знает историю развития теоретической социологической мысли
- - определять уместность использования метода индивидуального интервью для решения конкретной задачи, сравнивать познавательные возможности разных качественных мето-дов;
- познакомиться с методическими аспектами работы интервьюера, научиться применять методы индивидуального интервью в качественных исследованиях;
- освоить правила общения с заказчиком и первичные умения общения с заказчиком, ведения переговоров по проведению исследований с применением качественных методов, и в частности метода индивидуального интервью;
- обрести опыт проведения качественного интервью, опыт применения разных техник расспрашивания, уметь оценивать качество проведенного интервью
- освоить техники анализа качественных данных;
- идентифицировать политические и социальные аспекты исследовательского процесса, которые могут повлиять на смещение в результатах исследования;
- идентифицировать формальные и неформальные политические рамки исследование и занимать исследовательскую позицию в различного рода исследовательских коммуникациях.
- - получить навыки презентации результатов качественного исследования для различных типов аудитории
Содержание учебной дисциплины
- Введение в качественное исследование в социологии. Краткая история развития качественных методов.1. Общие принципы качественного исследования. 2. Современное состояние практики качественного исследования и области применения: академические исследования, исследования в гос.структурах, исследования в системе образования, качественные методы в маркетинге, ка-чественные методы в изучении корпораций. 3. Краткая история развития качественных методов: Этнографический подход: изменение подходов к пониманию и описанию «социально другого», 3.1 Чикагская школа и аналитическая индукция, 3.2 Фокусированные интервью в проекте П.Лазарсфельда и Р.Мертона, 3.3. Grounded-theory Глезера и Страусса, 3.4. Компьютерные технологии в анализе качественных данных, 3.4. Постмодернистское влияние на развитие и популярность качественных методов.
- Исследовательский процесс и методы сбора данных в качественном исследовании. Интервью как качественный метод сбора данных.1. Исследовательский процесс в качественном исследовании: разработка программы ка-чественного исследования, планирование полевого и аналитического этапов, органи-зационные моменты. 2. Классификация методов качественного исследования. Сравнительная характеристика методов. Место индивидуального интервью в системе качественных методов сбора данных. 3. Типы целей и задач, решаемых качественными методами. 4. Типы интервью и особенности их проведения.
- Планирование проведения интервью. Разработка инструментария.1. Инструментарий для проведения индивидуального интервью. 2. Принципы построения гайда индивидуального интервью. Особенности задавания во-просов для разных типов интервью. 3. Организационные особенности проведения индивидуальных интервью (выборка, мо-тивация интервьюируемого, место, время, форма записи разговора, приемы, повыша-ющие комфортность обстановки). 4. Типы построения выборки в качественных исследованиях. 5. Этос проведения интервью.
- Практика проведения интервью: институциональные, организационные и психологические рамки.1. Ситуация интервью. Рамки и ограничения. 2. Социальные позиции интервьюера и интервьюируемого. 3. Психодинамика интервью. Приемы и инструменты, повышающие информативность интервью и психологический комфорт. 4. Подготовка данных интервью. Транскрибирование. Типы транскрибирования и для каких целей они используются. 5. Невербальные качественные данные – аудио и видео записи, проблемы описания не-вербальных данных.
- Работа с данными интервью. Типология социологических и психологических методов анализа качественных данных. Методы и методики анализа качественных данных.1. Общая типология методов анализа вербальных и невербальных качественных данных. 2. Аналитические техники работы с транскриптом и другими данными фокус-групп. 3. Аналитическая индукция. Логика сравнительного анализа в качественном исследова-нии. 4. Методология граундед-теории. Основные понятия: теоретическая выборка, теоретиче-ское насыщение, принцип итерационности качественного исследования, кодирование, мемо, аналитические схемы (когнитивные схемы), типологии, интеграция. 5. Конверсационный анализ. 6. Интерпретативные техники: Описание «насыщенное (густое)» и «жидкое». Описание как интерпретация. 7. Нарративный анализ. Структура нарратива. 8. Дискурсивный анализ: идеология, властные отношения, позиции, «молчание» в тексте. Многодискурсность речи. 9. Учет невербальной информации. Использование психологических методик (проектив-ных и др.) в сборе и анализе данных. 10. Написание отчета. Жанры подачи результатов интервью. 11. Триангуляция и кристаллизация как подходы к оценке анализа качественных данных.
- Оценка отчета и презентация данных.1. Критерии оценки полученных результатов в качественном исследовании: валидность, надежность, репрезентативность. 2. «Объективность» и «субъективность» рефлексивности. 3. Формы презентации отчета.
Элементы контроля
- Активность на занятиях
- Проведение, транскрибирование интервью
- мини-эссе
- Выступления с презентациями по прочитанной статье или участие в исследовательской деятельности
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)0.2 * Активность на занятиях + 0.4 * Выступления с презентациями по прочитанной статье или участие в исследовательской деятельности + 0.2 * мини-эссе + 0.2 * Проведение, транскрибирование интервью
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Auerbach, C. F., & Silverstein, L. B. (2003). Qualitative Data : An Introduction to Coding and Analysis. NYU Press.
- Исследовательское интервью, Квале, С., 2003
- Качественные методы : введение в гуманистическую социологию : учеб. пособие для вузов, Семенова, В. В., 1998
Рекомендуемая дополнительная литература
- Iphofen, R., & Tolich, M. (2018). The SAGE Handbook of Qualitative Research Ethics (Vol. 1st). SAGE Publications Ltd.
- The Sage handbook of qualitative research, , 2011
- Качественные методы. Полевые социологические исследования, Штейнберг, И. Е., 2009