• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Бакалавриат 2018/2019

Научно-исследовательский семинар "Логика, эпистемология и методы философского исследования"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

НИС посвящен проблемам логики, эпистемологии и методам философских исследований. Раздел НИСа, озаглавленный «Онтология и анализ языка», имеет целью изучение и обсуждение ряда ключевых работ по аналитической метафизике таких ведущих философов ХХ века, как Б. Рассел, Р. Карнап, У.В.О. Куайн, П. Стросон и Х. Патнэм. Основное внимание будет уделено метаонтологическим аспектам рассматриваемых концепций, т.е. вопросам о том, какие методы анализа языка следует использовать в онтологических построениях и какие аргументы можно выдвинуть в пользу их использования. В результате освоения раздела «Онтология и анализ языка» студент должен будет знать наиболее влиятельные концепции соотношения языка и мира в аналитической философии ХХ века и применяемые в них методы анализа языка, а также уметь критически оценивать аргументы, выдвигаемые авторами современных трактовок соотношения языка и мира, критически анализировать и проводить сравнительный анализ различных решений основных проблем современной аналитической онтологии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения раздела «Онтология и анализ языка» в дисциплине НИС «Логика, эпистемология и методы философского исследования» являются: • изучить основные подходы к решению проблемы соотношения языка, мышления и мира в рамках аналитической философии ХХ века; • изучить методы анализа языка при решении онтологических проблем в аналитической философии ХХ века; • расширить знания о проблемах, обсуждаемых в современной аналитической философии.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Разбирается в проблемах современной космологии, знает основные физические концепции, интерпретирует ключевые современные физические теории и модели, получает знания современной философии науки
  • сравнивает и критически оценивает подходы к построению онтологии у Канта, Аристотеля и аналитических метафизиков, участвует в обсуждении на семинаре, правильно отвечает на поставленные вопросы
  • критически анализирует и оценивает выдвигаемые в работах Сепира и Уорфа аргументы в пользу лингвистической относительности, участвует в обсуждении на семинаре, правильно отвечает на поставленные вопросы
  • критически анализирует и оценивает выдвигаемые в работе Рассела аргументы в пользу логического атомизма, участвует в обсуждении на семинаре, правильно отвечает на поставленные вопросы
  • критически анализирует и оценивает выдвигаемые в работе Карнапа аргументы, участвует в обсуждении на семинаре, правильно отвечает на поставленные вопросы
  • критически анализирует и оценивает выдвигаемые в работе Куайна аргументы, а также его критерий онтологических обязательств, участвует в обсуждении на семинаре, правильно отвечает на поставленные вопросы
  • критически анализирует и оценивает выдвигаемые в работе Стросона аргументы, участвует в обсуждении на семинаре, правильно отвечает на поставленные вопросы
  • критически анализирует и оценивает выдвигаемые в работе Патнэма аргументы, прежде всего аргумент о «мозгах в сосуде», участвует в обсуждении на семинаре, правильно отвечает на поставленные вопросы
  • знание основ теории игр и ее философских приложений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1. Философия физики
    Здравый смысл и современная наука. Макромир и микромир. Время, пространство, дискретность и непрерывность. Что в действительности означают парадоксы Зенона. СТО и ОТО. Относительность пространства и времени. Пространство, время и пространство-время. Скорость и гравитация. Черные дыры. Квантовая механика и её интерпретация. Проблема измерения. Дополнительность, принцип не-определённости. Миры Эверетта. Нелокальность и запутанность. Проблема совместимости. Попытки создания квантовой теории гравитации. Теория суперструн и множество измерений. Проблема поиска нашей реальности. Инфляционная космология, струнный ландшафт, параллельные миры и другие модели мультивселенной. Вечное возвращение как закон физики. Энтропия и самоорганизация. Что такое порядок. Идея Больцмана. Прошлое, будущее и стрела времени. Флуктуации. Загадка начала вселенной. Вселенная как голограмма. Вспоминая пещеру Платона. Дуальные описания физической реальности. Какова объективная реальность.
  • Раздел 2. Тема 1. Введение. Аналитическая метафизика, ее основные предпосылки и цели
    Место аналитической метафизики в развитии аналитической философии ХХ века. Исторические предпосылки аналитической метафизики. Коперниканский переворот Канта. Первая философия Аристотеля как учение о сущем как таковом. Предикация и учение о категориях. Роль логики в построении онтологии. Лингвистический поворот в философии ХХ века. Философия языка как основа метафизики. Онтология и метаонтология.
  • Раздел 2. Тема 2. Гипотеза лингвистической относительности Сепира и Уорфа
    Идея лингвистической относительности и ее философские корни. Гипотеза лингвистической относительности Э. Сепира и Б.Л. Уорфа как эмпирическая гипотеза. Сепир и Уорф о влиянии структуры языка на мышление и восприятие мира. Идея лингвистического детерминизма. Лингвистическая относительность и лингвистический универсализм. Влияние гипотезы лингвистической относительности на философию (теория радикального перевода У.В.О. Куайна). Тексты для обсуждения на семинаре: 1. Сепир Э. Статус лингвистики как науки 2. Уорф Б.Л. Наука и языкознание
  • Раздел 2. Тема 3. Логический атомизм Б. Рассела
    Философия как логический анализ языка. Плюралистическая онтология. Параллелизм между онтологической структурой фактов и логической структурой атомарных высказываний. Знание-знакомство и знание по описанию. Неореализм Рассела. Чувственные данные как онтологические атомы. Теория дескрипций Рассела как метод онтологической редукции. Тексты для обсуждения на семинаре: 1. Рассел Б. Философия логического атомизма. Лекции 1 и 2.
  • Раздел 2. Тема 4. Теория языковых каркасов Карнапа
    Проблема существования, логика и язык. Концептуальные схемы и языковые каркасы. Эмпиризм и проблема существования абстрактных объектов. Принцип терпимости Р. Карнапа. Внутренние и внешние вопросы существования. Спор между Р. Карнапом и У.В.О. Куайном о природе онтологических вопросов. Тексты для обсуждения на семинаре: 1. Карнап Р. Эмпиризм, семантика и онтология.
  • Раздел 2. Тема 5. Концепция онтологических обязательств У.В.О. Куайна
    Критика У.В.О.Куайном различения аналитических и синтетических истин и редукционизма как двух «догм» эмпиризма. Реабилитация метафизики. Проблема существования и онтология. Существование и бытие. Проблема «борода Платона» и ее решение. Критерий онтологических обязательств Куайна. Связь неопределенности перевода с относительностью онтологии. Тексты для обсуждения на семинаре: 1. Куайн У.В.О. О том, что есть.
  • Раздел 2. Тема 6. Дескриптивная метафизика Стросона
    Трансцендентальный аргумент в понимании П. Стросона. Онтологические корни языка. Грамматика и метафизика. Дескриптивная и ревизующая метафизика. Идентификация и референция. Партикулярии и универсалии. Язык и пространственно-временная система мира. Базовые партикулярии. Текст для обсуждения на семинаре: 1. Стросон П. Индивиды. Опыт дескриптивной метафизики [фрагменты]
  • Раздел 2. Тема 7. Концепция внутреннего реализма Х. Патнэма
    Эволюция взглядов Патнэма на проблему реализма. Связь ментальных репрезентаций и объектов в мире. Аргумент «мозги в сосуде» и его значение для обоснования реализма. Экстерналистская и интерналистская перспективы в решении вопроса о соотношении языка и мира. Метафизический реализм и внутренний реализм. Текст для обсуждения на семинаре: 1. Патнэм Х. Разум, истина и история [фрагменты]
  • Теория игр и ее философские приложения
    1. Основы теории принятия решений. «Неопределенность», «риск», «ожидаемая полезность». Равновесие Нэша, доминирование стратегий, Парето–оптимальность. 2. Анализ классических игр 2x2 Дилемма заключенных, Семейный спор, Охота на оленей, Лобовая атака. 3. Игры в развернутой форме. Байесовские игры. Игры в развернутой форме. Байесовские игры. Обратная индукция. Анализ игры «Сороконожка», «Дилемма путешественников». «Угадай 2/3 от среднего». Программа очищения равновесия. Элементы эпистемической теории игр. Коррелированное равновесие. Проблема возникновения и стабильности конвенций. 4. Элементы эволюционной теории игр. Понятие эволюционно стабильной стратегии. Механизмы поиска ESS. 5.Теоретико-игровая семантика и прагматика. Сигнальные игры. Теоретико-игровые модели скалярных импликатур.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Эссе
  • неблокирующий Created with Sketch. активность на семинарских занятиях (модуль 2)
  • неблокирующий Created with Sketch. контрольная работа (модуль 2)
  • неблокирующий Created with Sketch. Эссе (4 модуль)
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Итоговая оценка за курс определяется по следующей формуле: 0.25*И1 + 0.25*И2 + 0.25*И3 +0.25* И4, где И1 - итоговая оценка за первый модуль, И2 – итоговая оценка за второй модуль, И3 – итоговая оценка за 3-й модуль, И4 – итоговая оценка за 4-1 модуль.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Семантика : учебник для вузов, Кронгауз М. А., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Batisti, F. (2017). Linguistic Relativity And Its Relation To Analytic Philosophy. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B28344B2
  • Carroll, S. M. (2018). Why Is There Something, Rather Than Nothing? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1802.02231
  • Gerard ’t Hooft. (2018). Time, the Arrow of Time, and Quantum Mechanics. https://doi.org/10.3389/fphy.2018.00081/full
  • Griffin, N. (2003). The Cambridge Companion to Bertrand Russell. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=125031
  • Hooft, G. t. (2019). The Ontology Conservation Law as an Alternative to the Many World Interpretation of Quantum Mechanics. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1904.12364
  • Hooft, G. t. (2019). The quantum black hole as a theoretical lab, a pedagogical treatment of a new approach. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1902.10469
  • Smolin, L. (2017). What are we missing in our search for quantum gravity? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1705.09208
  • Smolin, L. (2018). Temporal relationalism. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1805.12468
  • Susskind, L. (2018). Three Lectures on Complexity and Black Holes. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1810.11563
  • Susskind, L., & Zhao, Y. (2017). Teleportation Through the Wormhole. https://doi.org/10.1103/PhysRevD.98.046016
  • Tegmark, M. V. (DE-588)1051648637, (DE-576)406942293, aut. (2017). Life 3.0 : being human in the age of artificial intelligence / Max Tegmark. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.49467394X
  • Философия : учеб. пособие / И.А. Карпенко. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 190 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5ad85a8cac8cb0.79718405. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/947215