Бакалавриат
2018/2019
Научно-исследовательский семинар "Проблемы изучения западноевропейских литератур: текст, подтекст, контекст"
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Линкова Яна Сергеевна,
Пасько Юлия Валерьевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
62
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина научно-исследовательский семинар «Проблемы изучения западноевропейских литератур: текст, подтекст, контекст» адресована прежде всего студентам, заинтересованным в углубленном изучении французской и немецкой литератур на языке оригинала. В ходе освоения дисциплины студенты расширят и систематизируют знания об их становлении и развитии, познакомятся с творчеством тех писателей, сочинения которых не входят в программы общих курсов по европейской литературе. На материале художественных текстов разных периодов студенты усовершенствуют свои навыки научного комментирования с использованием разных методологических подходов, ознакомятся с различными литературоведческими традициями и школами. В ходе освоения дисциплины предполагается совместная проектная и индивидуальная научная деятельность студентов – работа и комментирование источников, составление библиографических описаний, выступление с докладами, участие в научной дискуссии. Каждый студент проводит собственное научное исследование, результаты которого защищаются на последнем занятии в ходе дискуссии с коллегами. Курс полезен студентам, предполагающим заниматься научной и/или переводческой деятельностью, работать в издательской сфере. Формы промежуточного контроля – реферирование научных статей и/или отдельных глав монографий, выступление с докладами, публичная презентация, участие в дискуссии, комментирование научной деятельности других участников семинара.
Цель освоения дисциплины
- Развить у студентов эвристические навыки научного поиска и исследовательской работы
- Приобрести навыки исследовательской работы междисциплинарного характера; овладение методикой выбора методологии исследования
- Углубить навыки в области методов компаративного филологического исследования; развить у студентов практические навыки планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований
- Развить приобретенные на 1 и 2 курсе навыки академического письма
Планируемые результаты обучения
- Студент понимает, что такое хронотоп, способен охарактеризовать и проанализировать его на примере конкретных художественных текстов
- Студент знает теоретические концепции Ю.М. Лотмана и способен выявлять особенности символического пространства в текста.
- Студент знает, что есть граница текста и способен находить границы текста на символическом и пространственном уровне
- Студент знает понятие гетеротопии и отличает его от хронотопа
- Студент владеет навыками академического письма
- Студент умеет делать презентацию с результатами своей исследовательской деятельности
- Студент способен вести и участвовать в научной дискуссии
Содержание учебной дисциплины
- Пространство и художественный текст.Введение в проблематику. М. М. Бахтин и понятие хронотопа: «Гимны к ночи» Новалиса и С. Малларме «Веер мадам Малларме», «Сквозь кружевное полотно…».
- Символическое пространствоЮ. М. Лотман, символические пространства и понятие границы: Э.Т.А. Гофман «Щелкун-чик и мышиный король» и Ш. Нодье "Фея хлебных крошек"
- ГетеротопияМишель Фуко и понятие гетеротопии: Генрих фон Клейст «Землетрясение в Чили» и П. Мериме «Локис», «Венера Ильская»
- Студенческие проектыОбсуждение хода работы над курсовыми проектами. Сообщения студентов, дискуссии. Доклады студентов по теме курсовой работы
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)0.25 * Выступление с докладом + 0.25 * Работа на семинарах + 0.25 * Создание проекта + 0.25 * Участие в дискуссии
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Гофман Э. ; Пер. Бекетова М. А., Под общ. ред. Когана П.С. - РАССУЖДЕНИЯ КОТА МУРА - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 347с. - ISBN: 978-5-534-08761-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/rassuzhdeniya-kota-mura-426413
- Европейское искусство XIX века : классицизм, романтизм, Раздольская, В. И., 2009
- Интеллектуалы и власть. Ч.3: Статьи и интервью 1970 - 1984, Фуко, М., 2006
- Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев, В. В., 2001
- Мериме, П. Венера Илльская. Новеллы : книга для чтения на французском языке : художественная литература / П. Мериме. — Санкт-Петербург : КАРО, 2011. — 224 с. - (Litterature Classique). - ISBN 978-5-9925-0703-4. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048587
- Новеллы : кн. для чтения на фр. яз. в ст. классах сред. школ, школ с углубленным изуч. фр. яз., на I-II курсах яз. и неяз. вузов, Мериме, П., 2000
- Плешкова О.И. - Теория литературы и практика читательской деятельности: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 208с. - ISBN: 978-5-9765-2214-5 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/106819
- составитель Н. П. Хрящева - Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - 456с. - ISBN: 978-5-9765-0960-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/84591
- Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие для вузов, Томашевский, Б. В., 2002
Рекомендуемая дополнительная литература
- Герменевтика субъекта : курс лекций, прочит. в Коллеж де Франс в 1981-1982 учеб. году, Фуко, М., 2007
- Новые формы организации учебного процесса (анализ опыта ГУ - ВШЭ), Радаев, В. В., 2006
- Теория литературы. Проблемы и результаты : учеб. пособие для магистратуры и аспирантуры, Зенкин, С. Н., 2018