• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Бакалавриат 2018/2019

Научно-исследовательский семинар "Проблемы изучения западноевропейских литератур: текст, подтекст, контекст"

Статус: Курс по выбору (Филология)
Направление: 45.03.01. Филология
Кто читает: Школа филологии
Когда читается: 3-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина научно-исследовательский семинар «Проблемы изучения западноевропейских литератур: текст, подтекст, контекст» адресована прежде всего студентам, заинтересованным в углубленном изучении французской и немецкой литератур на языке оригинала. В ходе освоения дисциплины студенты расширят и систематизируют знания об их становлении и развитии, познакомятся с творчеством тех писателей, сочинения которых не входят в программы общих курсов по европейской литературе. На материале художественных текстов разных периодов студенты усовершенствуют свои навыки научного комментирования с использованием разных методологических подходов, ознакомятся с различными литературоведческими традициями и школами. В ходе освоения дисциплины предполагается совместная проектная и индивидуальная научная деятельность студентов – работа и комментирование источников, составление библиографических описаний, выступление с докладами, участие в научной дискуссии. Каждый студент проводит собственное научное исследование, результаты которого защищаются на последнем занятии в ходе дискуссии с коллегами. Курс полезен студентам, предполагающим заниматься научной и/или переводческой деятельностью, работать в издательской сфере. Формы промежуточного контроля – реферирование научных статей и/или отдельных глав монографий, выступление с докладами, публичная презентация, участие в дискуссии, комментирование научной деятельности других участников семинара.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развить у студентов эвристические навыки научного поиска и исследовательской работы
  • Приобрести навыки исследовательской работы междисциплинарного характера; овладение методикой выбора методологии исследования
  • Углубить навыки в области методов компаративного филологического исследования; развить у студентов практические навыки планирования, проведения и презентации самостоятельных научных исследований
  • Развить навыки академического письма
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Студент понимает, что такое хронотоп, способен охарактеризовать и проанализировать его на примере конкретных художественных текстов
  • Студент знает теоретические концепции Ю.М. Лотмана и способен выявлять особенности символического пространства в текста.
  • Студент знает, что есть граница текста и способен находить границы текста на символическом и пространственном уровне
  • Студент знает понятие гетеротопии и отличает его от хронотопа
  • Студент владеет навыками академического письма
  • Студент умеет делать презентацию с результатами своей исследовательской деятельности
  • Студент способен вести и участвовать в научной дискуссии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Пространство и художественный текст.
    Введение в проблематику. М. М. Бахтин и понятие хронотопа: «Гимны к ночи» Новалиса и С. Малларме «Веер мадам Малларме», «Сквозь кружевное полотно…».
  • Символическое пространство
    Ю. М. Лотман, символические пространства и понятие границы: Э.Т.А. Гофман «Щелкун-чик и мышиный король» и Ш. Нодье "Фея хлебных крошек"
  • Гетеротопия
    Мишель Фуко и понятие гетеротопии: Генрих фон Клейст «Землетрясение в Чили» и П. Мериме «Локис», «Венера Ильская»
  • Студенческие проекты
    Обсуждение хода работы над курсовыми проектами. Сообщения студентов, дискуссии. Доклады студентов по теме курсовой работы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Выступление с докладом
  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Создание проекта
  • неблокирующий Участие в дискуссии
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.25 * Выступление с докладом + 0.25 * Работа на семинарах + 0.25 * Создание проекта + 0.25 * Участие в дискуссии
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • - Плешкова О.И. — Теория литературы и практика читательской деятельности: учебное пособие - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-2214-5 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/106819
  • - Теория литературы: История русского и зарубежного литературоведения: хрестоматия - Издательство "ФЛИНТА" - 2016 - ISBN: 978-5-9765-0960-3 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/84591
  • Гофман Э. ; Пер. Бекетова М. А., Под общ. ред. Когана П.С.-РАССУЖДЕНИЯ КОТА МУРА-М.:Издательство Юрайт,2019-347-Памятники литературы-978-5-534-08761-1: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/rassuzhdeniya-kota-mura-426413
  • Европейское искусство XIX века : классицизм, романтизм, Раздольская В. И., Обрадович А., 2009
  • Интеллектуалы и власть. Ч.3: Статьи и интервью 1970 - 1984, Фуко М., Скуратова Б. М., 2006
  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев В. В., 2001
  • Мериме, П. Венера Илльская. Новеллы : книга для чтения на французском языке : художественная литература / П. Мериме. — Санкт-Петербург : КАРО, 2011. — 224 с. - (Litterature Classique). - ISBN 978-5-9925-0703-4. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048587
  • Новеллы : Книга для чтения на фр. яз. в ст. классах сред. школ, школ с углубленным изуч. фр. яз., на I-II курсах яз. и неяз. вузов, Мериме П., Заниной Е., 2000
  • Теория литературы. Поэтика : Учеб. пособие для вузов, Томашевский Б. В., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Герменевтика субъекта : курс лекций, прочит. в Коллеж де Франс в 1981-1982 учеб. году, Фуко М., Погоняйло А. Г., 2007
  • Новые формы организации учебного процесса (анализ опыта ГУ - ВШЭ), Радаев В. В., 2006
  • Теория литературы. Проблемы и результаты : учеб. пособие для магистратуры и аспирантуры, Зенкин, С. Н., 2018