• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Психологический практикум: Беседа

Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 2-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Антонова Анна Валерьевна, Грин Инга Сергеевна, Исаева Анастасия Николаевна, Котова Марина Викторовна, Львова Елена Николаевна, Осипова Наталья Николаевна
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 28

Программа дисциплины

Аннотация

Данная программа направлена на ознакомление студентов с методом "беседа" и его применением в разных видах деятельности психолога. Студенты узнают о структуре беседы в соответствии с поставленными задачами, получат базовые навыки организации, в результате курса смогут сравнить и понять особенности беседы в разных видах деятельности психолога
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование основ профессионального опыта у студентов посредством осуществления ими особым образом организованной профессиональной деятельности.
  • формирование культуры мышления профессионала, обладающего практическими навыками решения широкого круга задач.
  • формирование представлений о методе беседа в разных видах деятельности психолога.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает и может назвать особенности беседы как метода психологии и перечислить отличия от других методов психологии;
  • Студент может объяснить разницу между беседой как методом исследования, методом диагностики и методом психологической помощи;
  • Студент может перечислить необходимые условия для эффективного применения беседы как метода психологии;
  • Студент может дать характеристику вербальному и невербальному общению в процессе психологической беседы.
  • Студент знает: принципы установления и поддержания психологического контакта при письменном анкетировании; принципы составления анкеты и оценки ее качества.
  • Студент умеет: оценивать качество готового инструментария (анкеты) и аргументировать свою позицию; оценивать источники угроз внутренней, внешней и конструктной валидности анкеты;
  • Студент может сформулировать и аргументировать необходимые изменения для улучшения качества анкеты.
  • студент понимает специфику беседы как части патопсихологического обследования.
  • студент может назвать этапы клинической беседы
  • студент знает структуру первичнй консультации
  • студент может построить реплику в сответствии с техникой активного слушания
  • студент может назвать базовые условия терапевтического диалога в гуманистической психологии
  • студент может назвать техники подключения и ведения, отражения, конфронтации, конструктивной обратной связи
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Беседа как метод психологии
    Проблема психологического общения. Диалог и его место в психологических исследованиях. Место беседы среди других методов психологии. Беседа как метод исследования, метод диагностики, метод практической помощи. Особенности организации и ситуация проведения беседы. Типы бесед, вербальное и невербальное общение в процессе беседы.
  • Беседа в психологическом консультировании и психотерапии. Метод беседы в исследовании личности. Этапы психологической беседы
    Цели и задачи психологического консультирования. Определение и построение эффективной модели консультативного процесса. Особенности психологической беседы в зависимости от направления.
  • Клиническая беседа. Типы клинической беседы, ее этапы
    Беседа медицинского психолога с пациентом в условиях клиники. Беседа в составе процесса диагностики (дифференциальной диагностики, функциональной диагностики, диагностики аномалий развития и т.д.). Беседа в составе экспертизы. Беседа как часть патопсихологического обследования. Беседа как часть процесса терапии. Этапы клинической беседы. Типы клинической беседы: структурированное интервью, полуструктурированное интервью, свободная беседа. Очное, телефонное, дистанционное, в письмах. Индивидуальное, парное, семейное, организационное. Кризисное консультирование, экстренное консультирование, работа телефонов доверия.
  • Метод беседы в психологии личности
    Диалог в психологии личности. Базовые условия терапевтического диалога в гуманистической психологии. Техники подключения и ведения, отражения, конфронтации, конструктивной обратной связи. Моделирование рефлексии. Феноменологическое интервью. Герменевтика результатов.
  • Метод беседы в социальной психологии
    Письменное анкетирование как вид метода беседы. Установление и поддержание психологического контакта при письменном анкетировании. Принципы составления и оценки качества анкеты; соблюдение внешней, внутренней и конструктной валидности при составлении анкеты. Виды вопросов. Правила формулирования вопросов и вариантов ответа. Навигация в анкете и последствия ее нарушения. Эффекты контекста при анкетировании
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная активность
  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Домашнее задание: дневник бесед
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    Оитог= (0,4*Одз + 0,3*Осамраб + 0,3*Оаудиторная)+ 0,4*Оэкзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Saris, W. E. (2014). Design, Evaluation, and Analysis of Questionnaires for Survey Research (Vol. Second Edition). Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=691292
  • To Say “Yes” to Oneself: Existential-Analytical Perspective on Autonomy ; Сказать себе «да»: экзистенциально-аналитическое понимание автономии (на английском языке). (2014). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9F8D32F0
  • Василюк, Е. Ф. (1999). От психологической практики к психотехнической теории. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E63A3D6F
  • Старовойтенко, Е. (2013). Возможности Я В Отношении К Другому: Герменевтика И Рефлексия. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.B0CFA06