Бакалавриат
2018/2019
Психологический практикум: Беседа
Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус:
Курс обязательный (Психология)
Направление:
37.03.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Антонова Анна Валерьевна,
Грин Инга Сергеевна,
Иванова Анна Александровна,
Котова Марина Викторовна,
Львова Елена Николаевна,
Нартова-Бочавер Софья Кимовна
Язык:
русский
Кредиты:
2
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Данная программа направлена на ознакомление студентов с методом "беседа" и его применением в разных видах деятельности психолога. Студенты узнают о структуре беседы в соответствии с поставленными задачами, получат базовые навыки организации, в результате курса смогут сравнить и понять особенности беседы в разных видах деятельности психолога
Цель освоения дисциплины
- формирование основ профессионального опыта у студентов посредством осуществления ими особым образом организованной профессиональной деятельности.
- формирование культуры мышления профессионала, обладающего практическими навыками решения широкого круга задач.
- формирование представлений о методе беседа в разных видах деятельности психолога.
Планируемые результаты обучения
- Студент знает и может назвать особенности беседы как метода психологии и перечислить отличия от других методов психологии;
- Студент может объяснить разницу между беседой как методом исследования, методом диагностики и методом психологической помощи;
- Студент может перечислить необходимые условия для эффективного применения беседы как метода психологии;
- Студент может дать характеристику вербальному и невербальному общению в процессе психологической беседы.
- Студент может перечислить особенности применения беседы в условиях долгосрочного консультирования;
- Студент может назвать особенности очного консультирования, телефонного, дистанционного, консультирования в письмах;
- Студент может перечислить этапы беседы в кризисном телефонном консультировании и объяснить цели и задачи каждого этапа;
- Студен может охарактеризовать рефлексию позиции консультанта.
- Студент может сравнить и соотнести между собой метод беседы и метод интервью;
- Студент может назвать основные принципы организации исследований качественной методологии;
- студент может описать различия между отдельными видами интервью (исследовательское, коммерческое, психодиагностическое);
- студент может назвать и объяснить основные правила составления гайда для интервью.
- Студент знает: принципы установления и поддержания психологического контакта при письменном анкетировании; принципы составления анкеты и оценки ее качества.
- Студент может сформулировать и аргументировать необходимые изменения для улучшения качества анкеты.
- студент знает структуру первичнй консультации
- студент может построить реплику в сответствии с техникой активного слушания
- студент понимает и может назвать разницу между дистанционным и краткосрочным консультированием
- студент знает, может назвать и уместно подобрать фасилитаторы консультативного процесса (стимулирующее послание, самораскрытие других клиентов, ядерная метафора, хронотоп, анонимность и пр.).
- студент знает основные этические принципы в психологическом консультирование
- Студент умеет: оценивать качество готового инструментария (анкеты) и аргументировать свою позицию; оценивать источники угроз внутренней, внешней и конструктной валидности анкеты;
Содержание учебной дисциплины
- Беседа как метод психологииПроблема психологического общения. Диалог и его место в психологических исследованиях. Место беседы среди других методов психологии. Беседа как метод исследования, метод диагностики, метод практической помощи. Особенности организации и ситуация проведения беседы. Типы бесед, вербальное и невербальное общение в процессе беседы.
- Беседа в психологическом консультировании и психотерапии. Метод беседы в исследовании личности. Этапы психологической беседыЦели и задачи психологического консультирования. Определение и построение эффективной модели консультативного процесса. Особенности психологической беседы в зависимости от направления.
- Беседа в краткосрочном дистанционном консультировании: типичные приемы и ошибкиОсобенности дистанционного и краткосрочного консультирования (недостатки и преимущества консультативной ситуации, запрос и ожидания клиента, раппорт, риски, техники и возможные эффекты). Консультирование в прямом радиоэфире. Роль интуиции психолога в дистанционном консультативном консультировании. Безопасность психолога в процессе ведения беседы. Фасилитаторы консультативного процесса (стимулирующее послание, самораскрытие других клиентов, ядерная метафора, хронотоп, анонимность и пр.).
- Этические нормы и ограничения в психологическом консультировании.Этические принципы консультирующего психолога. Понятие этической дилеммы. Этические конфликты в работе консультирующего психолога. Виды конфиденциальности в зависимости от формата и содержания работы. Конфиденциальность в работе с детьми и подростками. Видимость психолога в социальных сетях.
- Применение метода беседы в долгосрочном консультировании. Этапы беседы в кризисном телефонном консультированииБеседа в долгосрочном консультировании: эффекты синхронности и асинхронности, форматы, специфика, возможности и ограничения. Очное консультирование, телефонное, дистанционное, консультирование в письмах. Рефлексия позиции консультанта. Этапы беседы в кризисном телефонном консультировании.
- Метод беседы в социальной психологииПисьменное анкетирование как вид метода беседы. Установление и поддержание психологического контакта при письменном анкетировании. Принципы составления и оценки качества анкеты; соблюдение внешней, внутренней и конструктной валидности при составлении анкеты. Виды вопросов. Правила формулирования вопросов и вариантов ответа. Навигация в анкете и последствия ее нарушения. Эффекты контекста при анкетировании
- Применение метода беседы при проведении исследований качественной методологииСоотношение метода беседы и метода интервью. Специфика построения исследований в качественной методологии. Основные особенности составления гайда для интервью (структура интервью, ключевые моменты). Особенности проведения интервью для различных задач: исследовательские интервью, коммерческие интервью, психодиагностические интервью.
Элементы контроля
- Самостоятельная работаВыполнение аналитического отчета, описание структуры беседы, классификации типов вопросов, используемых в беседе по статье: Василюк Ф.Е. Дар ученичества. Беседа Ф.Е. Василюка с Римасом Кочюнасом // Консультативная психология и психотерапия. 2010. No 1. С. 137–152.
- Домашнее задание 1Составление Дневника проведенных бесед – домашнее задание является составным и объединяет выполнение студентами 5 заданий: 1) и 2) проведение двух бесед; 3) применение метода беседы в социальной психологии; 4) Составление скрипта реплик консультанта телефона доверия; 5) Составление стенограммы симулированной беседы на телефоне доверия.
- Домашнее задание 2Построение эмпатических и кларификационных реплик к представленным преподавателем кейсам
- Домашнее задание 3Составление гайда для интервью на основе полученных знаний на занятии. Тема гайда определяется для каждой группы на занятии, является общей на группу.
- Экзамен
- Аудиторная работа
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)Оитог= 0,5 *( 0,3*Одз2 +0,2*Одз3 + 0,3*Осамраб + 0,2*Оаудиторная) + 0,5*Одз1
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Индивидуальное психологическое консультирование: основы теории и практики: Учебное пособие/Р.М.Айсина - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование) (Обложка) ISBN 978-5-369-01467-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/508186
- Методология качественных исследований в психологии : учеб. пособие / Н.П. Бусыгина. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 304 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/944401
- Методология качественных исследований в психологии: Учебное пособие / Н.П. Бусыгина. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 304 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006022-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/357385
- Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., 2000
Рекомендуемая дополнительная литература
- Saris, W. E. (2014). Design, Evaluation, and Analysis of Questionnaires for Survey Research (Vol. Second Edition). Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=691292
- Василюк, Е. Ф. (1999). От психологической практики к психотехнической теории. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E63A3D6F
- Роджерс, К. (2011). Вопросы, Которые Я Бы Себе Задал, Если Бы Был Учителем. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9D39AA3F