• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Психологический практикум: Беседа

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 2

Программа дисциплины

Аннотация

Данная программа направлена на ознакомление студентов с методом "беседа" и его применением в разных видах деятельности психолога. Студенты узнают о структуре беседы в соответствии с поставленными задачами, получат базовые навыки организации, в результате курса смогут сравнить и понять особенности беседы в разных видах деятельности психолога
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование основ профессионального опыта у студентов посредством осуществления ими особым образом организованной профессиональной деятельности.
  • формирование культуры мышления профессионала, обладающего практическими навыками решения широкого круга задач.
  • формирование представлений о методе беседа в разных видах деятельности психолога.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент знает и может назвать особенности беседы как метода психологии и перечислить отличия от других методов психологии;
  • Студент может объяснить разницу между беседой как методом исследования, методом диагностики и методом психологической помощи;
  • Студент может перечислить необходимые условия для эффективного применения беседы как метода психологии;
  • Студент может дать характеристику вербальному и невербальному общению в процессе психологической беседы.
  • Студент может перечислить особенности применения беседы в условиях долгосрочного консультирования;
  • Студент может назвать особенности очного консультирования, телефонного, дистанционного, консультирования в письмах;
  • Студент может перечислить этапы беседы в кризисном телефонном консультировании и объяснить цели и задачи каждого этапа;
  • Студен может охарактеризовать рефлексию позиции консультанта.
  • Студент может сравнить и соотнести между собой метод беседы и метод интервью;
  • Студент может назвать основные принципы организации исследований качественной методологии;
  • студент может описать различия между отдельными видами интервью (исследовательское, коммерческое, психодиагностическое);
  • студент может назвать и объяснить основные правила составления гайда для интервью.
  • Студент знает: принципы установления и поддержания психологического контакта при письменном анкетировании; принципы составления анкеты и оценки ее качества.
  • Студент может сформулировать и аргументировать необходимые изменения для улучшения качества анкеты.
  • студент знает структуру первичнй консультации
  • студент может построить реплику в сответствии с техникой активного слушания
  • студент понимает и может назвать разницу между дистанционным и краткосрочным консультированием
  • студент знает, может назвать и уместно подобрать фасилитаторы консультативного процесса (стимулирующее послание, самораскрытие других клиентов, ядерная метафора, хронотоп, анонимность и пр.).
  • студент знает основные этические принципы в психологическом консультирование
  • Студент умеет: оценивать качество готового инструментария (анкеты) и аргументировать свою позицию; оценивать источники угроз внутренней, внешней и конструктной валидности анкеты;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Беседа как метод психологии
    Проблема психологического общения. Диалог и его место в психологических исследованиях. Место беседы среди других методов психологии. Беседа как метод исследования, метод диагностики, метод практической помощи. Особенности организации и ситуация проведения беседы. Типы бесед, вербальное и невербальное общение в процессе беседы.
  • Беседа в психологическом консультировании и психотерапии. Метод беседы в исследовании личности. Этапы психологической беседы
    Цели и задачи психологического консультирования. Определение и построение эффективной модели консультативного процесса. Особенности психологической беседы в зависимости от направления.
  • Беседа в краткосрочном дистанционном консультировании: типичные приемы и ошибки
    Особенности дистанционного и краткосрочного консультирования (недостатки и преимущества консультативной ситуации, запрос и ожидания клиента, раппорт, риски, техники и возможные эффекты). Консультирование в прямом радиоэфире. Роль интуиции психолога в дистанционном консультативном консультировании. Безопасность психолога в процессе ведения беседы. Фасилитаторы консультативного процесса (стимулирующее послание, самораскрытие других клиентов, ядерная метафора, хронотоп, анонимность и пр.).
  • Этические нормы и ограничения в психологическом консультировании.
    Этические принципы консультирующего психолога. Понятие этической дилеммы. Этические конфликты в работе консультирующего психолога. Виды конфиденциальности в зависимости от формата и содержания работы. Конфиденциальность в работе с детьми и подростками. Видимость психолога в социальных сетях.
  • Применение метода беседы в долгосрочном консультировании. Этапы беседы в кризисном телефонном консультировании
    Беседа в долгосрочном консультировании: эффекты синхронности и асинхронности, форматы, специфика, возможности и ограничения. Очное консультирование, телефонное, дистанционное, консультирование в письмах. Рефлексия позиции консультанта. Этапы беседы в кризисном телефонном консультировании.
  • Метод беседы в социальной психологии
    Письменное анкетирование как вид метода беседы. Установление и поддержание психологического контакта при письменном анкетировании. Принципы составления и оценки качества анкеты; соблюдение внешней, внутренней и конструктной валидности при составлении анкеты. Виды вопросов. Правила формулирования вопросов и вариантов ответа. Навигация в анкете и последствия ее нарушения. Эффекты контекста при анкетировании
  • Применение метода беседы при проведении исследований качественной методологии
    Соотношение метода беседы и метода интервью. Специфика построения исследований в качественной методологии. Основные особенности составления гайда для интервью (структура интервью, ключевые моменты). Особенности проведения интервью для различных задач: исследовательские интервью, коммерческие интервью, психодиагностические интервью.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
    Выполнение аналитического отчета, описание структуры беседы, классификации типов вопросов, используемых в беседе по статье: Василюк Ф.Е. Дар ученичества. Беседа Ф.Е. Василюка с Римасом Кочюнасом // Консультативная психология и психотерапия. 2010. No 1. С. 137–152.
  • неблокирующий Домашнее задание 1
    Составление Дневника проведенных бесед – домашнее задание является составным и объединяет выполнение студентами 5 заданий: 1) и 2) проведение двух бесед; 3) применение метода беседы в социальной психологии; 4) Составление скрипта реплик консультанта телефона доверия; 5) Составление стенограммы симулированной беседы на телефоне доверия.
  • неблокирующий Домашнее задание 2
    Построение эмпатических и кларификационных реплик к представленным преподавателем кейсам
  • неблокирующий Домашнее задание 3
    Составление гайда для интервью на основе полученных знаний на занятии. Тема гайда определяется для каждой группы на занятии, является общей на группу.
  • неблокирующий Экзамен
  • неблокирующий Аудиторная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Оитог= 0,5 *( 0,3*Одз2 +0,2*Одз3 + 0,3*Осамраб + 0,2*Оаудиторная) + 0,5*Одз1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Индивидуальное психологическое консультирование: основы теории и практики: Учебное пособие/Р.М.Айсина - М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 148 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование) (Обложка) ISBN 978-5-369-01467-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/508186
  • Методология качественных исследований в психологии : учеб. пособие / Н.П. Бусыгина. — М. : ИНФРА-М, 2018. — 304 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/944401
  • Методология качественных исследований в психологии: Учебное пособие / Н.П. Бусыгина. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 304 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат). (переплет) ISBN 978-5-16-006022-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/357385
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов, В. А., Семенова, В. В., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Saris, W. E. (2014). Design, Evaluation, and Analysis of Questionnaires for Survey Research (Vol. Second Edition). Hoboken: Wiley. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=691292
  • Василюк, Е. Ф. (1999). От психологической практики к психотехнической теории. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E63A3D6F
  • Роджерс, К. (2011). Вопросы, Которые Я Бы Себе Задал, Если Бы Был Учителем. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9D39AA3F