• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Методы онлайн-исследований

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 2

Программа дисциплины

Аннотация

В ходе прохождения курса студенты получают представление о преимуществах и недостатках использования разных методов сбора данных, способах оценки и повышения качества данных при использовании разных методов сбора данных, особенностях разработки проектов и представления результатов исследований с использованием разных методов сбора данных. Студенты также обучатся навыкам разработки бумажных и электронных опросных форм, гайдов для проведения индивидуальных качественных интервью и фокус-групп для проведения эмпирических исследований разного типа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Основная цель освоения дисциплины состоит в овладении навыками и знаниями в области проектирования и реализации академических исследований с использованием количественных и качественных методов сбора данных.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Студент должен знать основные подходы к классификации методов сбора данных
  • Студент должен знать преимущества и ограничения использования разных методов сбора данных;
  • Студент должен знать типы выборок, используемые в опросах, и способы их формирования;
  • Студент должен уметь грамотно формулировать вопросы и шкалы ответов для проведения опросных исследований
  • Студент должен уметь определять оптимальный способ визуального представления анкет для проведения опросов
  • Студент должен иметь навыки разработки и программирования бумажных и электронных опросных форм
  • Студент должен знать международные стандарты проведения и представления результатов исследований с использованием разных методов сбора данных
  • Студент должен уметь определять релевантный исследовательским целям и задач метод сбора данных
  • Студент должен знать основы исследовательской этики
  • Студент должен уметь определять оптимальный способ доступа к респондентам/информантам
  • Студент должен знать техники интервьюирования
  • Студент должен знать типы и принципы проведения качественных интервью
  • Студент должен знать специфику экспертных интервью в исследованиях образования, различия биографических и экспертных интервью
  • Студент должен иметь навыки составления гайдов для интервью и фокус-групп, их апробации и коррекции
  • Студент должен знать базовые подходы к анализу качественных данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Каталогизация методов сбора данных. Преимущества и ограничения разных методов сбора данных. Качество данных и подходы к его оценке. Основные типы ошибок и угроз качеству данных.
  • Дизайн выборки в исследованиях с использованием опросных методов. Преимущества и недостатки разных дизайнов выборки. Проблема отклика в исследованиях с использованием опросных методов и способы ее решения.
  • Ошибки измерения в исследованиях с использованием опросных методов и способы их преодоления. Ключевые принципы разработки опросного инструментария. Визуализация опросного инструментария и ее влияние на ответы респондентов. Разработка и программирование онлайн-опросника.
  • Опрос как метод сбора данных. Классификация опросных методов сбора данных. Преимущества и ограничения опросных методов сбора данных. Возможности и ограничения смешения данных, собранных с помощью разных опросных методов.
  • Особенности качественной методологии в социальных науках и исследованиях образования. Постановка исследовательского вопроса в качественной методологии. Возможности и ограничения качественных методов. Этнографический подход. Полевая работа. Исследовательская этика.
  • Международные стандарты проведения и раскрытия информации об исследованиях с использованием опросных методов. Постопросная проверка качества данных. спользование параданных для повышения качества опросных данных.
  • Качественные интервью. Принципы проведения качественных интервью. Преимущества и недостатки качественных интервью в исследованиях в области образования. Построение выборки. Типы качественных интервью. Интервью-гайд. Техники интервьюирования.
  • Экспертные интервью. Экспертные интервью в исследованиях образования. Гайд для экспертных интервью. Различия биографических и экспертных интервью.
  • Фокус-группы. Проведение фокус-групп с различными типами участников в сфере образования. Техники проведения фокус-групп. Гайд для фокус-группы.
  • Подходы к анализу качественных данных. Принципы редукции данных. Техники и процедуры анализа данных. Использование программного обеспечения. Открытое, осевое и тематическое кодирование.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Разработка исследовательского проекта
  • неблокирующий Разработка исследовательского инструмента
  • неблокирующий Тест
  • неблокирующий Работа на семинарах
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * Работа на семинарах + 0.4 * Разработка исследовательского инструмента + 0.5 * Разработка исследовательского проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Charmaz, K. (DE-588)105020994X, (DE-576)404421253. (2014). Constructing grounded theory / Kathy Charmaz. Los Angeles, Calif. [u.a.]: SAGE. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.391165852
  • COUPER, M. P. (2000). Review: Web Surveys: A Review of Issues and Approaches. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DDA82E31
  • Seidman, I. (2019). Interviewing As Qualitative Research : A Guide for Researchers in Education and the Social Sciences (Vol. Fifth edition). New York, NY: Teachers College Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2168597
  • Производственные интервью : сборник документов / С.А. Белановский. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 740 с. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1047818

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Oxford Handbook of Qualitative Research : Oxford Handbook of Qualitative Research, edited by Patricia Leavy, Oxford University Press, Incorporated, 2014. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1657789.
  • Методы социологического исследования: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко; МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 768 с.: 60x90 1/16. - (Классический университетский учебник). (п) ISBN 978-5-16-002113-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/136303