• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Теория аргументации

Статус: Курс по выбору (Философия)
Направление: 47.03.01. Философия
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 2-й курс, 3 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Курс дает базовые знания о теории аргументации, ее предмете и понятийно-категориальном аппарате, ключевых проблемах и разделах, истории формирования и со-временном состоянии, а также об основных теоретико-методологических моделях теории аргументации. Будут проанализированы основные аргументы сторон в ведущейся сего-дня дискуссии о принципиальной возможности построения единой общезначимой теории аргументации, способной органично соединить такие разнородные познавательные про-цедуры как обоснование и убеждение, неразрывно бытийствующие в аргументативном дискурсе..
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • сформировать общее представление о видах и формах обоснования, о логических и психологических и риторических составляющих аргументативного дискурса;
  • повысить коммуникативную культуру и аргументативную компетенцию будущего специалиста путем выработки у него сознательного и ответственного отношения к речи;
  • ознакомить будущего специалиста с признаками, позволяющими отличать доказательную аргументацию от недоказательной;
  • выработать у будущего специалиста следующие умения: обосновывать свою точку зрения, критиковать позицию оппонента, грамотно вести дискуссию, полемику, спор;
  • сформировать навыки быстро находить доказательные аргументы (и контраргументы) в полемике, разоблачать уловки и нейтрализовать софизмы, используемые в спорах, а также противостоять манипуляциям различного рода.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • студенты определяют предмет теории аргументации как отрасли научного знания, критически анализируют основные современные модели ее построения;
  • студенты выявляют основные особенности аргументативного дискурса, умеют выделить в нем логическую, психологическую и риторическую составляющие;
  • студенты отличают универсальную аргументацию от неуниверсальной, демонстративную от недемонстративной;
  • студенты умеют использовать понятийно-категориальный аппарат теории аргументации при выявлении структуры аргументации и различении таких ее форм как доказательство, опровержение, подтверждение и критика;
  • студенты умеют определить основные логические стратегии доказательств, выявить типичные логико-языковые уловки и ошибки;
  • студенты умеют определять различные виды диалога их типы и стратегии: знают правила и методы проведения дискуссий, споров и диспутов;
  • студенты умеют выявлять характер различных аргументов, отличать логико-рациональные аргументы от аргументов от самосознания и личного опыта;
  • студенты используют различные приемы убедительности, разоблачают уловки и манипуляции с точки зрения требований к рациональному диалогу;
  • студенты умеют разрешать конфликтные ситуации путем переговоров и согласования мнений, преодолевать барьеры в критических дискуссиях;
  • студенты умеют самостоятельно подготовить публичное выступление с применением всех полученных в обучении знаний и умений;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Предмет и задачи теории аргументации
    Особенности аргументации как социальной деятельности. Виды обоснований в познании и общении (логико-рациональное, предметное и риторическое). Аргументация как отрасль научного знания, соединяющая исследование, обоснование и убеждение. Основные задачи аргументации. Основные подходы к построению теории аргументации. Культурно-семиотические системы аргументации (миф, искусство, наука, политика, философия, повседневность).
  • История формирования теории аргументации
    Эволюция основных идей аргументации, формирование западной традиции аргументации: риторика, как искусство красноречия, эристика, как искусство спора и диалектика (логика), как искусство доказательства. Смена стратегий аргументации в исторической перспективе. Возрождение интереса к проблемам аргументации, диалога и убеждения в середине ХХ века. Основные подходы к построению теории.
  • Природа и общая структура аргументативного дискурса
    Процесс аргументации: среда, виды, максимы, субъекты. Классификация способов аргументации (теоретическая, эмпирическая, контекстуальная). Логико-гносеологические и прагматические аспекты аргументации. Истинность, правдоподобность и приемлемость аргументации. Структурный анализ аргументативного дискурса и основные структурные схемы (простая и сложная, элементарная и комплексная; множественная, подчинительная и сочинительная аргументация).
  • Логические основы аргументации. Аргументация и доказательство
    Аргументация в классической логике. Логическая форма как критерий истинности. Демонстративная и правдоподобная аргументация. Логические стратегии доказательств. Правила доказательных рассуждений, их цели, виды, структура. Ошибки в демонстрационном процессе. Некорректные аргументы и способы их критики. Опровержение и его разновидности. Структура доказательства и аргументации: сравнительный анализ.
  • Диалог как основная форма аргументации
    Мышление как внешний и внутренний диалог. Диалог как форма коммуникации и его особенности. Основные исторические формы диалога. Современные особенности и формы диалога. Структура диалога. Требования к рациональному диалогу (логические, психологические, аксиологические, этические, коммуникативные). Современные диалоги по анализу и подготовке решений. Судебный спор как специфическая форма диалога. Современные методологические средства анализа диалога.
  • Спор как форма диалога: виды спора, стратегия и тактика спора
    Спор и доказательство: сравнительный анализ. Разновидности спора и проблема классификации спора. Идеальная модель рациональной критической дискуссии в прагмадиалектике и аргументативная практика. Значение определения терминов в рациональной дискуссии. Структура критической дискуссии. Познавательная полемика и ее правила. Деловая полемика и правила переговорного процесса. Софистический спор. Особенность споров для убеждения. Нормы, правили и принципы спора. Общие требования к спору. Стратегия и тактика спора.
  • Вопросно-ответный комплекс и его место в теории аргументации
    Вопрос-ответ как ядро диалога. Понятие вопроса и его логическая структура (предмет, проблематическая часть, ассерторическая часть, предпосылки), виды вопросов. Х.-Г.Гадамер о природе вопроса. Виды вопросов и отношения между ними. Релевантность вопросов и ответов. Техники вопросов и манипулятивные приемы. Логика вопросов и ответов Р.Дж.Коллигвуда и интеррогативная концепция диалога (Я.Хинтикка и Д.Бачман). Прагматическая характеристика вопросно-ответных ситуаций.
  • Правила и ошибки в процессе аргументации
    Некорректные доказательства. Систематизация ошибок и уловок в работе А.Шопенгауэра “Эристическая диалектика”. Паралогизмы и софизмы. Парадоксы. Виды уловок в споре: логические, социально-психологические, организационно-процедурные. Психология спора. Способы морального давления на оппонентов и слушателей. Роль нравственной позиции в процессе аргументации.
  • Языковой аспект аргументативного дискурса
    Диалогическая природа речевого акта и его структура. Теория речевых актов Дж.Серля. Признаки и правила аргументативного речевого акта. Вербальный и невербальный контекст. Контекстуальная интерпретация аргументативного речевого акта. Правило максимальной релевантности интерпретации косвенных речевых актов. Правила эффективного речевого общения. Ловушки языка.
  • Точка зрения: выдвижение и анализ
    Сомнение как конституирующее условие аргументативного дискурса. Сомнение и точка зрения. Требования к выдвижению точки зрения. Правила и ошибки, связан-ные с выдвижением и защитой точки зрения. Логический минимум и прагматический оптимум в экспликации невыраженных посылок и точек зрения. Ограничения на право высказывать точку зрения. Ошибки и приемы искажения точки зрения. Цитирование как способ искажения точки зрения оппонента. Полная и частичная подмена точки зрения. Форма аргументации как критерий приемлемости точки зрения.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий практическая работа (хрия)
  • неблокирующий письменная практическая работа на семинарах
  • неблокирующий работа на семинарах и посещаемость
    Студент готовится к обсуждению вопросов обозначенной темы и разбирает рекомендован-ные источники и основные концепты. Преподаватель оценивает работу студентов на семина-рах по уровню активности и степени подготовленности к занятию на основании устного опро-са.
  • неблокирующий письменный экзамен
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе ZOOM (по идентификатору преподавателя) https://zoom.us/ru-ru/meetings.html К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию за 10 минут до начала экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона, поддержка ZOOM. Для участия в экзамене студент обязан: поставить на аватар свою фотографию, явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками, телефонами, планшетами и другими гаджетами, а также общаться (в социальных сетях, с людьми в комнате), списывать. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи до 2 минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение более 2 минут. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * письменная практическая работа на семинарах + 0.3 * письменный экзамен + 0.2 * практическая работа (хрия) + 0.2 * работа на семинарах и посещаемость
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Ивин А. А.-ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АРГУМЕНТАЦИИ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для бакалавров-М.:Издательство Юрайт,2019-300-Бакалавр. Академический курс-978-5-9916-2329-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/teoriya-i-praktika-argumentacii-425240
  • Ивин, А. А. Теория и практика аргументации : учебник для бакалавров / А. А. Ивин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2015. — 300 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-2329-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/382639 (дата обращения: 20.11.2019).
  • Хоменко И. В.-ЛОГИКА. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА АРГУМЕНТАЦИИ 3-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-327-Бакалавр. Прикладной курс-978-5-9916-7917-6: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/logika-teoriya-i-praktika-argumentacii-431712

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Тульчинский Г. Л., Гусев С. С., Герасимов С. В. ; Под ред. Тульчинского Г.Л.-ЛОГИКА И ТЕОРИЯ АРГУМЕНТАЦИИ. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-233-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-01178-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/logika-i-teoriya-argumentacii-433310