• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Научно-исследовательский семинар "Компаративная история гуманитарных наук и образования"

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс по выбору (История)
Направление: 46.03.01. История
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Научно-исследовательский семинар «Компаративная история гуманитарных наук и образования» предполагает изучение истории гуманитарного знания в Новое и Новейшее время, выявление его значения, в том числе в становлении новой системы образования и университетской культуры. В результате освоения дисциплины студент познакомится с ключевыми идеями и понятиями просветительского дискурса, рассмотрит европейское Просвещение как социокультурное явление и изучит особенности его региональных вариантов и взглядов на его значение в современной научной литературе, историю становления гуманитарных наук и моделей классического университета в Новое и Новейшее время.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Цель освоения дисциплины «Компаративная история гуманитарных наук и образования» является: - изучить историю гуманитарного знания в Новое и Новейшее время и выявить значении развития философских идей в становлении современной культуры, в том числе университетской, а также рассмотреть принятые в академическом сообществе практики письменного и устного общения.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знать : - ключевые идеи и понятия просветительского дискурса, иметь понятие о Просвещении как социокультурном явлении, знать особенности его региональных вариантов и взгляды на его значение в современной научной литературе; - историю становления гуманитарных наук и моделей классического университета в Новое и Новейшее время.
  • уметь: - анализировать риторическую структуру идеологического конструкта; - обобщать и формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения, высказывать критические суждения, необходимые при работе со словесными продуктами интеллектуальной деятельности человека, прежде всего политическими текстами разного уровня.
  • владеть: - навыками интерпретации и анализа языков гуманитарного исследования; - методами теоретического исследования интеллектуальной жизни в исторической ретроспективе.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Раздел 1.1. Проект Просвещения и становление современной гуманитаристики (3 курс) - Тема 1. «Проект Просвещения» и его критика. Идеи и практики Просвещения.
    Вводная лекция. Семинар 1.1-1.2. «Что такое Просвещение?» Семинар 1.3. Постмодернизм и Просвещение: Мишель Фуко анализирует ответ И. Канта на вопрос «Что такое Просвещение»? Семинар 1.4. Современная критика проекта Просвещения Семинар 1. 5. Просвещение и «публичная сфера» Семинар 1. 6. «Обратная сторона Просвещения: дисциплина и индивидуализация» Семинар 1.7. Научное знание и его классификация в эпоху Просвещения Семинар 1.8. Историческая антропология и изучение Просвещения
  • Раздел 1.2. Проект Просвещения и становление современной гуманитаристики (3 курс) - Тема 2. Просвещение и развитие гуманитарных наук и образования в Европе
    Семинар 2.1. Наука и Академии в эпоху Просвещения Семинар 2.3. Академии в Европе и России Семинар 2.3. Понимание истории в эпоху Просвещения Семинары 2.4. От науки о человеке к наукам об обществе Семинар 2.5. Наука об обществе в эпоху Просвещения Семинар 2.6. Немецкое Просвещение и его характеристики Семинар 2.7. Формирование «классического» университета в Германии Семинар 2.8. «Гумбольдтовский университет» и современное высшее образование Cеминар 2.9. Итоги и уроки Просвещения
  • Раздел 1.3. Проект Просвещения и становление современной гуманитаристики (3 курс) - Тема 3. Представление и обсуждения научно-исследовательских работ студентов (научные статьи и рецензии)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на семинарах
  • неблокирующий Письменная работа
  • неблокирующий Письменный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.4 * Активность на семинарах + 0.3 * Письменная работа + 0.3 * Письменный экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гуревич П. С., Филатов О. К. - ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ОТ АНТИЧНОСТИ ДО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 289с. - ISBN: 978-5-534-08650-8 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-i-istoriya-obrazovaniya-ot-antichnosti-do-epohi-prosvescheniya-437509
  • Философия и история науки: Учебник / Е.А. Гусева, В.Е. Леонов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 128 с.: 60x88 1/16. - (Высшее образование: Магистратура). (обложка) ISBN 978-5-16-005796-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/459826

Рекомендуемая дополнительная литература

  • "Нужно защищать общество" : курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1975-1976 учеб. году, Фуко, М., 2005
  • Археология знания, Фуко, М., 2004
  • Визуальное народоведение империи, или "Увидеть русского дано не каждому", Вишленкова, Е. А., 2011
  • Всемирная история. Т. 4: Мир в XVIII веке, , 2013
  • Интеллектуалы и власть. Ч.1: Статьи и интервью 1970 - 1984, Фуко, М., 2002
  • Исследование о природе и причинах богатства народов, Смит, А., 2007
  • Об общественном договоре : трактаты, Руссо, Ж.-Ж., 1998