• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Психологический практикум: Нейроанатомия

Статус: Курс обязательный (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 1-й курс, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Гольбин Денис Александрович, Горин Алексей Александрович, Лукашевич Антон Олегович, Назарова Мария Александровна, Павлова Анна Александровна
Язык: русский
Кредиты: 2
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Целями практикума по анатомии и физиологии центральной нервной системы являются: усвоение знаний по нейровизуализационным и нейрофизиологическим исследованиям нервной системы и сенсорных систем человека, а также основ для практического применения этих знаний; умение применять знания и навыки идентификации структур нервной системы при использовании нейровизуализационных и нейрофизиологических методов исследования для использования с целью решения научных и прикладных задач. Изучение дисциплины базируется на школьных знаниях об анатомии и физиологии человека и биологии клетки и является фундаментом для дальнейшего изучения в курсе психологии таких прикладных дисциплин, как психофизиология, общая психология, клиническая психология и других. В рамках программы предусмотрены лекции, самостоятельное изучение определенных разделов по предлагаемым источникам, индивидуальные задания для тематических презентаций по различным разделам программы, а также практические занятия с визуальными средствами обучения для упорядочивания узнаваемой информации и тренировки практического использования полученных знаний. Уровень преподавания дисциплины адаптирован к целям и задачам бакалаврской программы по специальности «Психология».
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Образовательная: усвоение знаний по нейровизуализационным и нейрофизиологическим исследованиям нервной системы и сенсорных систем человека, а также основ для практического применения этих знаний;
  • Образовательная: усвоение знаний по нейровизуализационным и нейрофизиологическим исследованиям нервной системы и сенсорных систем человека, а также основ для практического применения этих знаний;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает физико-биологические основы нейровизуализационных и нейрофизиологических методов исследования, основные разновидности нейровизуализационных и нейрофизиологических исследований
  • умеет определять структуры нервной системы на изображениях, полученных с помощью методов нейровизуализации различных модальностей, интерпретировать результаты исследований, выполненных с применением указанных нейрофизиологических методов
  • имеет навыки использования данных нейровизуализационных и нейрофизиологических методов исследования и интерпретации их результатов для решения научных и прикладных задач
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Физико-биологические основы нейровизуализационных методов исследования
    Цель, задачи и структура курса. Образовательные технологии и разновидности контроля знаний. Классификация нейровизуализационных и нейрофизиологических методов. Понятие пространственного и временного разрешения. Активные и пассивные, инвазивные и неинвазивные методы исследования мозга
  • Методы исследования спинного мозга (МРТ, ВП на ЭЭГ, ТМС, инвазивная и неинвазивная ЭС) и вегетативной нервной системы (ВВП, ЭЭГ, полиграфия)
  • Методы исследования ствола (МРТ, ВП на ЭЭГ, ТМС, ЭЭГ, fMRI, DTI, HARDI, eye-tracking) и мозжечка (МРТ, ЭЭГ, ТМС, fMRI, DTI, HARDI)
    Отделы ствола: продолговатый мозг, мост, средний мозг. Пирамиды, олива продолговатого мозга. Покрышка продолговатого мозга. Нижняя ножка мозжечка. Основание моста. Покрышка моста. Средняя ножка мозжечка. Ромбовидная ямка. Ножки мозга. Покрышка среднего мозга. Четверохолмие. Водопровод мозга. 4 желудочек. Верхняя ножка мозжечка. Червь и полушария мозжечка. Доли мозжечка: передняя, задняя, клочково-узелковая.
  • Методы исследования промежуточного мозга (МРТ, ЭЭГ, ВП, ТМС, fMRI, DTI, HARDI)
    Таламус и его взаимоотношения с подкорковыми структурами больших полушарий и желудочками мозга. Метаталамус: латеральное и медиальное коленчатые тела. Субталамус. Гипоталамус. Хиазма зрительных нервов, серый бугор, воронка, сосцевидные тела. Эпиталамус: ядра поводков, эпифиз.
  • Лучевая анатомия подкорковых структур больших полушарий (МРТ, fMRI, инвазивный мониторинг, микроэлектродная регистрация при DBS, DTI, HARDI)
    Подкорковая область: базальные ядра, внутренняя, наружная и самая наружная капсулы. Миндалевидный комплекс. Гиппокампальная формация. Свод. Септальная область. Ассоциативные, комиссуральные и проекционные пути больших полушарий
  • Лучевая анатомия коры больших полушарий (МРТ, КТ, ВП, ЭЭГ, МЭГ, fMRI, ТМС, ТЭС, инвазивная стимуляция, ЭКоГ, eye-tracking)
    Определение основных постоянных борозд и границ между долями полушарий. Борозды и извилины лобной, теменной, височной, затылочной, островковой и лимбической долей в аксиальной, фронтальной и сагиттальной проекциях. Методы нахождения наиболее важных борозд и извилин.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Посещаемость
  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Оокончательная = 0,2·Опосещаемость + 0,3·Оаудиторная + 0,5·Оэкзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Физиология центральной нервной системы : учебник для вузов, Недоспасов, В. О., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Основы нейрофизиологии : учеб. пособие для вузов, Шульговский, В. В., 2002
  • Регуляторные системы организма человека : учеб. пособие для вузов, Дубынин, В. А., 2003