• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Магистратура 2018/2019

Научно-исследовательский семинар "Социология публичной сферы и социальных коммуникаций"

Направление: 39.04.01. Социология
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Социология публичной и деловой сферы
Язык: русский
Кредиты: 10

Программа дисциплины

Аннотация

НИС «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций»» ориентирован на развитие у магистрантов навыков исследовательской работы, креативного письма и проведения презентаций в работе с различными аудиториями, вовлечение учащихся в организацию индивидуальной исследовательской работы по подготовке магистерской диссертации. В дистанционном режиме предмет реализуется с помощью электронная почта, lms. Подробности можно узнать у преподавателя и в учебном офисе.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Развитие навыков исследовательской работы
  • Подготовка ВКР (магистерской диссертации)
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • знать основные теоретико-методологические направления и авторов ключевых работ по исследованиям в своей области; уметь интерпретировать и оценивать эмпирические данные исследований в терминах современной социологической теории и научных подходов к изучению публичной сферы и социальных коммуникаций; систематизировать источники по теме исследования; владеть навыками критической оценки и интерпретации приемов подготовки и проведения эмпирического исследования и выводов коллег
  • Развитие навыков создания баз данных в пакетах SPSS; изучение особенностей применения регрессионных моделей к решению задач, связанных с анализом данных социальных исследований; выработка навыков измерения латентных признаков с помощью факторного анализа; Формирование навыков построения классификации (типологии) объектов с помощью иерархического кластерного анализа и кластерного методом к-средних (k-means); отработка навыков работы с данными крупных репрезентативных исследований
  • владеть навыками презентации результатов научного исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Определение теоретической рамки исследования, отработка навыков рецензирования
    Правила создания академического текста. Аннотация магистерской диссертации (цель, исследовательский вопрос, задачи, основные теоретические идеи и как они применяются, источники, виды эмпирических свидетельств, ожидаемые результаты (должны соответствовать исследовательским вопросам). Структура (разделы) диссертации, Введение, Заключение. Критическая рефлексия в обзоре источников.
  • Анализ данных в SPSS. Продвинутый уровень (спецкурс к.соц.н., доц. И.К. Зангиевой)
    Цели спецкурса: - ознакомление студентов с основными современными методами анализа статистических данных, чаще всего применяющихся в исследовательской практике; - формирование практических навыков применения методов анализа статистических данных посредством программы SPSS. Задачи: Развитие навыков создания баз данных в пакетах SPSS, для работы с результатами опросов (социологические, маркетинговые и т.п. исследования); Изучение особенностей применения базовых и продвинутых регрессионных моделей к решению задач, связанных с анализом данных социальных исследований; Развитие навыка преодоления формальных ограничений регрессионных моделей при работе с реальными социологическими, маркетинговыми и т.п. данными; Выработка навыков измерения латентных признаков с помощью факторного анализа; Формирование навыков построения классификации (типологии) объектов с помощью иерархического кластерного анализа и кластерного методом к-средних (k-means); Отработка навыков работы с данными крупных репрезентативных исследований (European Social Survey, Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения НИУ ВШЭ и др.).
  • Подготовка и защита эмпирических разделов диссертаций
    Разработка методологии эмпирического исследования: основные подходы и особенности разработки исследовательской программы. Различия в методологическом блоке программы в зависимости от типа выбранной методологии (качественной или количественной). Роль гипотез, статистические и исследовательские гипотезы.
  • Отработка навыков презентации, приемов работы в публичной сфере, взаимодействия с различными аудиториями, подготовка групповых проектов для публичной сферы
    Презентация и защита работы. Подготовка к публикации. Регламент проведения защиты магистерской диссертации. Соблюдение регламента. Критерии выставления итоговой оценки. Подготовка графической презентации работы. Как рассчитать оптимальное количество слайдов. Представление результатов расчетов и моделей. Восприятие слушателей. Зрительное и устное восприятие. Раздаточные материалы. Требования к содержанию устного выступления. Краткое представление полученных результатов. Подготовка текста выступления. Моменты, которые необходимо представить в устной презентации. Ответы на вопросы. Подготовка публикации (статьи) на основе магистерской диссертации: основные требования и различия.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Активность на занятиях
  • неблокирующий Презентация методологии эмпирического исследования
  • неблокирующий Предзащита ВКР
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.7 * Активность на занятиях + 0.3 * Презентация методологии эмпирического исследования
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.7 * Активность на занятиях + 0.3 * Предзащита ВКР
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Как организовать и представить исследовательский проект : 75 простых правил, Радаев В. В., 2001
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко И. Ф., 2009
  • Методы социологического исследования : Учеб. пособие, Девятко И. Ф., 2002
  • Создание академического текста : учеб. пособие для вузов, Ярская-Смирнова Е. Р., 2013
  • Стратегия социологического исследования : Описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов В. А., Семенова В. В., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Маркетинговые исследования с SPSS: Учебное пособие / Г. Моосмюллер, Н.Н. Ребик. - 2-e изд. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 200 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование). (обложка) ISBN 978-5-16-004240-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/257371
  • Радаев, В.В. Как организовать и представить исследовательский проект. 75 простых правил / В.В. Радаев ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономки». — 2-е изд. (эл.). — Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 204 с.). — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — Систем. требования: Adobe Reader XI , либо Adobe Digital Editions 4.5 ; экран 10'. - ISBN 978-5-7598-1469-6. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1040849 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1040849