• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Педагогическая психология

Статус: Курс адаптационный (Медиевистика)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Медиевистика
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина является адаптационной; основной целью её освоения является формирование у студентов представления о значении психологического знания в педагогической работе. Изучение дисциплины базируется на следующих дисциплинах: Введение в общую психологию; Основы социальной психологии (в частности, Психология общения); Возрастная психология; Основы психологии аномального развития. В результате освоения дисциплины студент получает представление о предмете педагогической психологии, её месте в современной научной психологии, актуальных проблемах; о развитии личности, психических функций и процессов на разных возрастных этапах и особенностях обучения разных возрастных групп; о понятии дизонтогенеза и основных его формах; возможности работы педагога с ребёнком с особыми образовательными потребностями. В результате освоения педагогической психологии студент должен уметь рефлексировать и анализировать свой стиль взаимодействия с учащимися, основываясь на представлениях об общих социально-психологических характеристиках общения, об особенностях педагогического общения; применять знания по педагогической психологии в решении типичных психолого-педагогических проблемных ситуациях (педагог-педагог, педагог-учащийся, педагог-родители учащегося (в дошкольных, школьных учебных заведениях)).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • формирование у студентов представления о значении психологического знания в педагогической работе
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Определение связи педагогики и психологии
  • Определение предмета педагогической психологии – формирование личности учащихся в процессе обучения, а также значимая роль педагога в этом процессе.
  • Формулирование определения понятия "обучение"
  • Сравнение разных видов обучения
  • Определение и сравнение различных форм общения
  • Описание и сравнение психологических особенностей обучения на разных возрастных этапах
  • Описание и сравнение аномалий развития различного происхождения
  • Сравнение особенностей психологической и педагогической работы с детьми с аномалиями развития
  • Сравнение и оценка результатов основных исследований педагогической психологии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в курс Педагогическая психология
    Разбор кейса из работы школьного психолога: дискуссия с педагогом на тему, что важнее в педагогической практике – объём информации, методики преподавания vs. понимание психологических особенностей аудитории. Педагог сфокусирован исключительно на идее главенствующей роли дидактики, отрицает важность психологического знания при работе с учениками, при этом страдает от отсутствия дисциплины на своих уроках, не успевает с программой по своему предмету. Обсуждение данной ситуации с учащимися: их позиции, что важнее; формулировка совета данному педагогу и, возможно, психологу, как работать с учителями с такими убеждениями; попытка анализа, как чувствуют себя ученики на занятиях педагога с такими убеждениями. На основе дискуссии, преподавателем и учащимися совместно формулируется, в чём связь педагогики и психологии, в чём заключается предмет педагогической психологии – формирование личности учащихся в процессе обучения, а также значимая роль педагога в этом процессе.
  • Психология общения.
    Конфликт понимания «общения» и критическое неумение общаться для педагога. Совместное обсуждение - что делать, чтобы овладеть искусством общения; студенты высказываются, преподаватель подводит их к проблеме, какие формы носит общение. Языки общения: Речь, Язык тела, Язык самоценности (по В. Сатир), Язык бессознательного (краткое введение в Психоанализ). Необходимость понимания себя и умения донести своё «послание» до Другого для педагогов. Отработка теоретического материала на разыгрывании ситуаций из реальной практики школьного психолога по трём основным направлениями: педагог-учащийся, учащийся-учащийся, педагог-педагог, педагог-родители учащегося.
  • Понятие «обучение».
    Разбор кейса из работы школьного психолога: показательная ситуация, когда, казалось бы, определённая тема проработана и «закрыта» успешно написанной контрольной работой, спустя некоторое время проводится внеплановая проверочная, и лучшие ученики класса не справляются с ней. Обсуждение со студентами данного явления, его возможных причин, формулируется определение понятия «обучение» - не просто как процесса, в котором субъект (педагог) передаёт знания другому субъекту (ученику), но своего рода процесс трансформации сознания, когда передаваемая информация наделяется своей значимостью, становится важной. Важность в педагогической работе не формальной передачи информации, но формирования субъективной значимости этой информации. Разные виды обучения. Прямое vs. Косвенное. Классификация видов обучения по Л.С. Выготскому: Спонтанное, Реактивное. Генетическая связь между этими видами обучения. Формы обучения. Дискуссия на тему Коллективное vs. Индивидуальное обучение. Структура процесса обучения.
  • Психологические особенности обучения на разных возрастных этапах
    Введение в возрастную педагогическую психологию: понятие психологического возраста, соотношение с хронологическим возрастом. Понятие Зоны Ближайшего Развития (Л.С. Выготский). Общие характеристики младенца (от рождения до 1 года). Роль общения со взрослым в развитии ребёнка. Обучение через общение в позиции «пра-мы» (Л.С. Выготский) как формирующее коллективный субъект, состоящий из взрослого и ребёнка, обучающего и учащегося. Влияние степени сформированности этого конструкта на дальнейшие этапы обучения. Ранний возраст (1-3 года). Предметная деятельность как путь познания мира. Формирование речи как важнейшее психологическое новообразование раннего детства. Основная задача развития раннего возраста – ребёнок начинает выполнять действия самостоятельно. Кризис трёх лет. Влияние решения главной возрастной задачи на дальнейшие этапы обучения. Дошкольник (3-7 лет). Ключевая задача возраста – ощущение себя частью окружающего мира, решение задачи через ведущую деятельность – сюжетно-ролевую игру. Психология игры и развитие ребёнка в игре. Влияние решения главной возрастной задачи на дальнейшие этапы обучения. Проблема готовности к школьному обучению. Младший школьный возраст (7-10 лет): главная задача периода – научиться учиться (самостоятельно). Отражение решения данной задачи на поздних этапах обучения. Исторический экскурс в развитие представлений о подростковом возрасте. Общая характеристика подросткового возраста. Основное противоречие возраста (задача развития) – тенденция к взрослости. Ведущий тип деятельности – общение со сверстниками. Основные психологические новообразования подросткового возраста: Самосознание, Самоопределение. Обсуждение возможных психолого-педагогических подходов к обучению младших подростков (10-13 лет), к обучению старших подростков (13-18 лет). Учащиеся готовят уроки истории для данных двух возрастных групп. Особенности обучения в юношеском возрасте (условные границы 18-25 лет) – помощь со стороны педагога в личностном и профессиональном самоопределении. Психологические особенности обучения взрослых. Обсуждение развития практик обучения пожилых людей.
  • Учащиеся с особыми образовательными потребностями.
    Введение в психологию аномального развития. Понятие дизонтогенеза. Причины возникновения дизонтогений (этиология аномалий развития). Основные виды дизонтогений: Психическое недоразвитие. Задержанное психическое развитие. Повреждённое психическое развитие. Дефицитарное развитие. Искажённое развитие. Дисгармоничное развитие. Ребёнок с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе – обсуждение с учащимися возможностей психологической и педагогической работы с ребёнком, родителями. Разбираются случаи из реальной практики школьного психолога. Обсуждение проблемы профориентации и трудоустройства подростков и молодых людей с аномалиями развития. Тема завершается кейсом работы психолога с педагогом с аномалией развития.
  • Современные исследования педагогической психологии
    В начале занятия возвращаемся к кейсу самой первой темы: что же важней для адаптации ребёнка в современном мире – предметная или внепредметная сторона деятельности? Поворот современной педагогической психологии в сторону исследования некогнитивной сферы развития ребёнка. Обзор основных исследований и важные выводы для практиков.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. Активность на занятиях
  • неблокирующий Created with Sketch. проведение занятия по истории с ориентиром на определённую возрастную группу (учащиеся сами могут
  • неблокирующий Created with Sketch. Анатитическое эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (1 модуль)
    0.3 * Активность на занятиях + 0.4 * Анатитическое эссе + 0.3 * проведение занятия по истории с ориентиром на определённую возрастную группу (учащиеся сами могут
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Болотова, А.К., Молчанова, О.Н. Психология развития и возрастная психология : учебник для вузов (Стандарт третьего поколения) / А.К. Болотова, О.Н. Молчанова. — Санкт-Петербург : Питер, 2018. — 512 с. — (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-4461-0665-3. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1055363 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1055363
  • Введение в общую психологию : курс лекций: учеб. пособие для вузов, Гиппенрейтер Ю. Б., 2002
  • Педагогическая психология : учебник для вузов, Зимняя И. А., 2005