• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

История исторической науки

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Курс обязательный (Медиевистика)
Направление: 46.04.01. История
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Прогр. обучения: Медиевистика
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предполагает изучение развития исторической науки от античности до начала XXI в. Рассматривается история, теория (теории) и формы исторического знания, аспекты дисциплинарного оформления истории как науки. Разбираются ключевые методы и школы исследования в рамках главных направлений исторической науки
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знать основные этапы развития исторической науки
  • Знать ключевые положения теории (теорий) исторического знания
  • Знать основные формы исторического знания
  • Знать главные аспекты дисциплинарного оформления истории как науки
  • Представлять себе ключевые методы и школы исследования в рамках главных направлений исторической науки
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Знать основные методы и способы изучения истории исторической науки, а также центральные направления в историографии предмета
  • Понимать специфику истории исторической науки как предмета исследования
  • Обрести (развить) навыки сбора и анализа информации по истории исторической науки
  • Усовершенствовать умения анализировать, конспектировать и реферировать научную литературу
  • Развить навыки коллективной научной работы в рамках дискуссий
  • Развить навыки научной дискуссии и публичного выступления
  • Уметь презентовать методологию своего исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Общая проблематика истории исторического знания
    История исторического знания с точки зрения смены типов рациональности. Классическая европейская модель исторической науки. Неклассическая модель исторической науки. Постнеклассическая модель исторической науки. Неоклассическая модель исторической науки. Соотношение понятий "историческое знание", "историческая наука", "историописание", "история исторической науки", "история исторического знания", "история историописания", "история истории". Научный и социально ориентированный типы исторического знания. Историографическое исследование: объект, предмет, цель, задачи, структура. Жанры исторического познания. Меняющиеся соотношения политической, военной, дипломатической, социальной и культурной истории. Историческая наука среди иных социогуманитарных дисциплин. Социологические, культурологические и экономические модели в развитии исторического познания
  • Античное и средневековое понимание историописания
    Характерные особенности различных культур памяти в Древнем мире. Ближневосточная историческая мысль. Ветхозаветные исторические сочинения. Историческая мысль Древней Греции. Эволюция историописания в Древнем Риме до возникновения христианства. Рождение христианской концепции прошлого. Августин, Иероним, Евсевий Кесарийский, Павел Орозий. Способы периодизации истории, теория «четырех монархий», «перенесения империи» и др. Разнообразие средневековых исторических сочинений и наиболее распространенные их типы. Средневековые биографии, автобиографии и мемуары. Исторические компиляции. Сказания кельтов и скандинавов, саги. Королевские и городские хроники
  • Просвещение, романтизм, становление историзма
    Эрудиты. «Социальная физика», теории естественного права и общественного договора. Т. Гоббс и Дж. Локк. Теории происхождения государства. Идея прогресса и ее влияние на историческую науку. Исторические взгляды Вольтера и других энциклопедистов. Историко-философская концепция И.Г. Гердера и его работа «Идеи к философии истории человечества». Исторические взгляды А. Шлёцера. Философия истории в труде Дж. Вико. Рождение принципа историзма. Органический подход к истории. История сквозь призму права. Интерес к фольклору. Вклад литераторов в развитие исторической науки (Н. Карамзин, В. Скотт, Т. Карлейль). Переоткрытие Средних веков в романтической культуре. Концепция «историзма» у Ф. Майнеке
  • Становление научной историографии во второй половине XIX века
    Немецкая историко-филологическая школа. Источниковедческий семинар Леопольда фон Ранке. Институционализация изучения истории в разных европейских странах. И.Г. Дройзен, Г. фон Трейчке. К. Лампрехт и определение параметров научности в немецкой историографии к 1914 году. Макс Вебер как историк и социолог. У. Стаббс и его влияние в Великобритании. Русская дореволюционная историческая школа. Западники и славянофилы: подходы к изучению российской и всемирной истории (И.С. Аксаков, А.С. Хомяков, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский). «Русская историческая школа» (М.М. Ковалевский, Н.И. Кареев): социально-экономический подход и интерес к истории культуры. Исторические журналы и исторические общества как формы институциализации исторического знания. Русская традиция источниковедческих семинаров и «государственная школа»
  • Историческая наука ХХ столетия
    Спор Ш. Сеньобоса и Фр. Симиана во Франции. Методологические взгляды Ш.В. Ланглуа и Э. Бернгейма. Историки-неокантианцы на Западе и в России: источниковедческая школа Лаппо-Данилевского. Критическая школа в понимании истории. Ф. Мейтленд, Р.Дж. Коллингвуд, Ф. Тернер и «тезис фронтира» в США, А. Тойнби. "Вульгарный" марксизм и ограничения, которые он накладывал на историческую науку (методология и сюжеты). Школа М.Н. Покровского и его низвержение. Школа «Анналов» и ее поколения: от М. Блока к Б. Лепти. Новое поколение советских историков и западные влияния в 1960-е - 1980-е годы. Идея «структурной истории». Немецкая традиция в XX в.: от истории понятий к новой социальной истории. Неомарксизм и его влияние на историю. Лингвистический и культурный повороты. Французский структурализм и постструктурализм. Школа «Анналов»: «тотальная история» и новое понимание исторического источника; longue durée Фернана Броделя; mentalités: значения и трудности перевода; историческая антропология
  • Новейшие тенденции развития исторического знания
    Упадок влияния марксизма с 1980-х годов. Пересмотр теории модернизации и ее влияние на историческое знание. Социальная ответственность исторической профессии: споры об историках в Германии до и после объединения. Видение глобальной истории (Ю. Остерхаммель, Д. Эрмитедж). Взгляд на медиевализм с позиции профессионального историка. Рост влияния «фолк-хистори» и исторического воображения. Меняющиеся коммуникативные среды и историческое знание. «Новая культурная история», микроистория и спрос на макроисторию в XXI веке. Проблема утраты интереса к социальной и экономической истории в современной российской историографии. Научность и описательность в изменении представлений о прошлом: академические и внеакадемические факторы
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Created with Sketch. работа на семинарах
  • неблокирующий Created with Sketch. экзамен в конце 2-го модуля
  • неблокирующий Created with Sketch. экзамен в конце 4-го модуля
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.6 * работа на семинарах + 0.4 * экзамен в конце 2-го модуля
  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.6 * работа на семинарах + 0.4 * экзамен в конце 4-го модуля
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю.-ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ 4-е изд. Учебник для академического бакалавриата-М.:Издательство Юрайт,2019-258-Бакалавр. Академический курс-978-5-534-06384-4: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/istoriya-istoricheskogo-znaniya-431979

Рекомендуемая дополнительная литература

  • - Кареев Н.И. — Историка (Теория исторического знания) - Издательство "Лань" - 2013 - ISBN: 978-5-507-10108-5 - Текст электронный // ЭБС Лань - URL: https://e.lanbook.com/book/9814
  • White, H. (2014). The Practical Past. United States, North America: eScholarship, University of California. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.F380AD09
  • Классика и классики в социальном и гуманитарном знании, Савельева И. М., Полетаев А. В., 2009
  • Лаппо-Данилевский А. С.-МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ-М.:Издательство Юрайт,2019-239-Антология мысли-978-5-534-07070-5, 978-5-534-07071-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodologiya-istorii-v-2-ch-chast-1-teoriya-istoricheskogo-znaniya-420751
  • Лаппо-Данилевский А.С.-МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИИ В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. МЕТОДЫ ИСТОРИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ-М.:Издательство Юрайт,2019-315-Антология мысли-978-5-534-07072-9, 978-5-534-07071-2: -Текст электронный // ЭБС Юрайт - https://biblio-online.ru/book/metodologiya-istorii-v-2-ch-chast-2-metody-istoricheskogo-izucheniya-420752
  • Русская историография XI - начала XXI века, Чернобаев А. А., Камынин В. Д., 2010
  • Феномен прошлого, Савельева И. М., 2005