• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Античная философия

Направление: 38.03.01. Экономика
Кто читает: Школа философии
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 6

Программа дисциплины

Аннотация

Античная философия появилась примерно 2600 лет назад у одного из самых странных, прекрасных и дерзких народов в истории — древних греков — как традиция свободного мышления о человеке и его месте в космосе, как один огромный проект «думай своей головой». Это наша с вами традиция, мудрость Запада. Древние греки придумали основу того, что мы называем современным миром. Если задуматься над самым элементарным в нашем мировоззрении («почему мы относимся к жизни и миру как к предметам, постоянно ища им какое-то потребление и назначение?», «почему так сложно ответить на вопрос о смысле жизни?», «почему мы считаем, что существовать — лучше, чем не существовать?», «почему нас пугает то, что пугает», «почему наша идея красоты обычно связана с гладким и мерцающим, а не с корявым и липким?», «почему мы везде ищем смысл», «почему мы все мерим», «почему мы считаем, что думать самостоятельно — хорошо») — ответ скорее всего надо искать в античной философии. Хронологически наш курс охватывает период от 7 в. до н.э., когда в Древней Греции появились первые философские учения Запада, до 6 в. н.э., когда перестала существовать последняя языческая философская школа. Курс не задуман как скучное учебническое изложение теорий разных школ и индивидов. Акцент будет на том, чтобы показать, что античная философия не мертвый материал, который должен заинтересовать только любителей музеев или коллекционеров старин, а наоборот, материал, который живет в самой сердцевине того, что мы называем современным миром. В ходе курса мы увидим, что, окунаясь в древнейшую мысль Запада, мы окунаемся в самое глубокое и интересное в нашей собственной голове. Изучить античную философию — это одно большое «познай самого себя». Многие идеи античных философов о том, как должна выглядеть хорошая жизнь (именно хорошая, не «правильная» или «эффективная»), ни чуть не устарели и вполне применимы сегодня. Эти идеи редко встречаются в популярном сегодня жанре написания жизненных советов, но они как мало какие-то другие могут реально помочь улучшить качество нашей, современной жизни. Помимо глубин нашего мира, античная философия проявляется и «на поверхности» — и мы покажем места в современном искусстве (живопись, кино, музыка) и науке, являющиеся непосредственной рецепцией и продолжением древнегреческих идей. Однако, античная философия еще является и кладбищем мировоззренческих идей, которые не выжили. В этом смысле она рай для любителей жанра альтернативной истории. Что бы было, если бы у нас были другие концепты смерти (например, древнегреческий вариант реинкарнации), счастья, любви, зла или смысла? Или идея, что исчезновение не хуже рождения? Что бы было, если бы древнегреческая философия не встретилась сразу с христианством, а например, с буддизмом? Что бы было, если бы древние греки не разработали идею отношения к миру как к предмету — были бы у нас наука и технология или нет? На эти темы мы грамотно пофантазируем на нашем курсе. Конец античной философии в первых веках нашей эры и ее подчинение христианству в данном курсе будет представлен как результат попытки традиции древнегреческого мышления выжить и переосмыслить себя в эпоху полного доминирования религии во всех сферах человеческой жизни. В наше время, когда на свободное мышление с разных сторон настойчиво накладываются разнообразные ограничения, данное знание может оказаться весьма кстати. Однако, в общем духе курса, а касательно христианизации античной философии, мы покажем, как могла выглядеть христианская религия, если бы некоторые альтернативные версии этой религии пережили религиозные войны первых веков нашей эры.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомление студентов с древнегреческой философией как историческим началом специфической традиции мышления западной цивилизации, древнеримской философией и соединением языческой античной философии с христианской религией во время их параллельного существования, как результатом попытки этой традиции выжить и переосмыслить себя в начале эпохи полного доминирования религии во всех сферах человеческой жизни
  • Представление античной философии не как мертвых экспонатов из музея интеллектуальной истории, а как — вопреки популярному мнению — в большей своей части, вполне живой мысли, которой есть, что сказать сегодня
  • Ознакомление с элементами античной философии которые выжили до сегодняшнего для и продолжают влиять на развитые современной научной, культурной и социальной жизни
  • Ознакомление с элементами античной философии — особенно из древнейшего слоя древнегреческой философии — не выживших в интеллектуальной истории, но которые, именно из-за этого, предоставляют нам возможность заглянуть в альтернативные, но не осуществившиеся возможности развития нашей цивилизации
  • Ознакомление с учениями античных философов, которые напрямую применимы сегодня в качестве руководства в вопросах хорошей жизни
  • Ознакомление с показательными примерами рецепции античной философии в современной культуры, в которых современные мыслители, художники и т. п. напрямую обращаются античному интеллектуальному наследию
  • Определение роли античной философий в формировании того, что мы называем «современным миром»
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Расширит культурный и интеллектуальный кругозор
  • Имеет фактические и детальные знания о важнейших событиях из истории древней мысли, которые сделали наш мир таким, каким он есть
  • Имеет навыки критического мышления и самостоятельного анализа по отношению к себе, обществу и миру в целом
  • Улучшит способность грамотно артикулировать свое мировоззрение, поскольку полученная информация помогает понять возникновение важнейших элементов современных мировоззренческих альтернатив
  • Увеличит способности самоанализа и рассуждения в сложных жизненных ситуациях
  • Улучшит способность понимать чужое мировоззрение и грамотно вступать в диалог с инакомыслящими
  • Получит знания, с помощью которых сможет лучше анализировать явления в современной культуре, политике и жизни в целом с точки зрения их истории, что обеспечит более глубокое понимание ситуации в мире и собственного места в нем, а также и больше способов интеллектуальной защиты от разных современных способов манипулирования общественным мнением
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • «Философия» и «история философии». Начало истории философии в Древней Греции
    Что такое философия и ее история? Философия как специфическая форма мысли западной цивилизации. Существовали ли отдельные формы философии в Древней Индии, Древнем Китае и других древних культурах неевропейского происхождения? Отношение истории философии к историям науки, математики, искусства и религии в контексте зарождения философии в Древней Греции.
  • Возникновение нового способа мышления в Древней Греции
    Зарождение специфической формы мышления в Древней Греции, ставшего в итоге известным под названием «философия». Теории «греческое чуда» и «осевого времени». Географические, исторические, религиозные и политические особенности древнегреческого мира, способствовавшие возникновению философии. Древнегреческая мифология и возникновение философии. Великие древнегреческие эпические теокосмогонии (Гомер, Гесиод) и философия. Древнегреческая философия — самобытное явление или «импорт» из других цивилизаций? Источники для изучения древнейшей философии Запада.
  • Древнейшая философия Запада (6 и 5 вв. до н.э.), часть 1
    Важные представители философии 6 и 5 вв. до н.э., их учения, понятия и вопросы. Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), Гераклит (космология и зачатки этической философии Запада), элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс: критика традиционной религии и постановка вопроса бытия), ранние пифагорейцы (Гиппас, Алкмеон, Бронтин, Менестор, Филолай, Архит, Еврит). Ранние пифагорейцы: секта, политическое объединение, философская школа или протонаучный институт? Ранний пифагореизм и мистические культы южной Италии (Великой Греции). Ранний пифагореизм и медицина. Философское осмысление концепта «числа». Зарождение учения о музыке. Возникновение европейского концепта реинкарнации и зачатки его философской интерпретации
  • Древнейшая философия Запада (6 и 5 вв. до н.э.), часть 2
    «Плюралистические» учения 6 в до н.э. и конец древнейшего стиля философствования. Эмпедокл (четыре корня, «Очищения»). Анаксагор (гомеомерии и Ум). Демокрит (атомы, пустота и «благосостояние»). Диоген Аполлонийский (возврат на древнейшие космологические идеи). Космология Гиппократа и его медицинское учение. Древнегреческая философия и математика. Понятие «досократической» философии: почему Сократ — граница? Древнегреческая философия и медицина.
  • Софисты, Сократ и сократики
    Софисты и их влияние на историю философии. Протагор, Продик, Антифонт, Гиппий. Отношение природа–закон (physis–nomos). Понятие «классической» древнегреческой философии. Роль Сократа в формировании нового типа философствования. Источники для исследования учения Сократа (Ксенофонт, Платон, Аристофан). Новая идея знания. Элементы учения Сократа: даймон, майевтика, диалектика, ирония. Смертная казнь Сократа и варианты интерпретации этого события. Сократические школы: варианты интерпретации учения Сократа (киники, киренаики, мегарцы)
  • Философия Платона
    Древняя Греция в 4 в. до н.э. Особенности учения Платона. Труды Платона. Диалог, «мифы» и «аллегории» в трудах Платона. Теория эйдосов. Учение Платона о душе (бессмертие и метемпсихоз). Антропология Платона. Эпистемология Платона. Эрос и диалектика. Смерть как благо. Учение Платона о государстве. Платон и концепт «философии». Платон как ученик Сократа. Влияние Платона и его школы на дальнейшее развитие западной цивилизации.
  • Философия Аристотеля
    Труды Аристотеля и их историческая судьба. Критика Платона. Первая классификация знания. Концепты метафизики и физики. Учение о четырех родах причин. Учение о сущности. Учение о перводвигателе. Учение о квинтэссенции. Психология Аристотеля. Этика Аристотеля. Эвдаймония. Политическое учение Аристотеля. Учение Аристотеля об искусстве. Влияние Аристотеля и его школы на дальнейшее развитие западной цивилизации.
  • Античная философия после Аристотеля, часть 1
    Греческий мир после 4-го в. до н.э (эллинистическая эпоха). Основные представители и направления античной философии эллинистической эпохи. Дальнейшее развитие древнегреческой медицины и математики и их отношение с философией. Евклид, Архимед и философия. Академия и Ликей после Платона и Аристотеля. Эпикурейцы.
  • Античная философия после Аристотеля, часть 2
    Ранние Стоики (Зенон, Клеанф, Хрисипп). Скептики. Эклектики. Неоплатонизм — последняя великая система античности. Философия Плотина. Возрождение пифагореизма в поздней античности (неопифагореизм).
  • Философия Древнего Рима
    Обзор философии Древнего Рима. Римские интерпретации стоицизма, греческого атомизма и скептицизма (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий, Лукреций, Энезидем, Секст Эмпирик). Цицерон. Политические учения в Древнем Риме. Политическая философия Древней Греции и Рима как зачаток современной.
  • Формирование «христианской философии»
    Религиозная обстановка в поздней античности и появление христианства. Гностицизм. Роль античной философии в формировании христианской теологии от 2 до 5 в н.э. (Юстин, Ориген, Тертуллиан, Августин, Василий Великий, Григорий Нисский). Философствование в рамках христианской религии между греческим и латинским языком. Разработки религиозных идей средствами философии: сотворение мира богом «из ничего»; троичности бога (формирования христианской триадологии — теологической интерпретации новозаветного концепта Отца, Сына и Святого духа); никейский «символ веры»; концепты «слова» (переосмысление древнегреческого понятия «логоса»), «личности», «любви» и «сердца»; новое понимание времени, вечности и мировой истории; христианская эсхатология. Анализ происхождения первых «официальных» и «еретических» интерпретаций христианства.
  • Конец древнего (языческого) мира. Обзор античной философии
    Конец языческой античности (обстановка в мире с 1 до 6 вв. н.э., великие рекапитуляции медицинских и астрономический учений, великие библиотеки древнего мира и их судьба, последние языческие философы). Обзор античной философии. Вопрос существования «науки» в Античности. Атеизм и религия в античной философии.
  • Примеры рецепции античной философии в последующей философии, литературе, поэзии, музыке, живописи и кино
    Влияние античной философии на формирование философских систем от Возрождения до нашего времени. Важные рецепции античной философии внутри дальнейшей истории философии. Гегель и новая классика. Маркс и вопрос бытия. Кьеркегор и Сократ (ирония как метод познания, Сократ и Авраам). Шопенгауер и Индия: против главных течений античной философии? Ницше против Сократа (почему Сократ «злодей» в истории мысли и цивилизации и «антигрек»?; почему платоновская формула «разум = добродетель = счастье» плохая?). Ницше и досократики. Ницше и античная трагедия. Хайдеггер и древнегреческая философия. Хайдеггер и возобновление древнего вопроса бытия в 20 веке. Экзистенциализм и вопрос бытия. Антиплатонизм Деррида. Витгенштейн и досократики. Интерпретации тем античной философии у других философов (Бодрийяр, Жижек). Рецепции античной философии в живописи и музыке 20 века (де Кирико, Стравинский).
  • Примеры применения идей античной философии в анализе важных вопросов, занимающих современного человека. Итоговый обзор курса
    Примеры применения философских рассуждений Античности на некоторые вопросы, занимающие современного человека (экология, глобальное потепление, искусственный интеллект, права сексуальных меньшинств, влияние СМИ на жизнь человека, глобализация, большое влияние международных корпораций на все сферы жизни, вопрос прогресса, открытия современной фундаментальной науки). Примеры применения не выживших идей древней философии в конструировании альтернативных мировоззрений в наше время и в поиске ответов на перечисленные волнующие современного человека вопросы. Можно ли сегодня практиковать античные учения о жизни (стоицизм, эпикуреизм, стоицизм)? Примеры применения знания из истории античной философии в анализе произведений искусства (живопись, поэзия, музыка, кино). Итоговый обзор курса: место античной философии в истории.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на занятиях
    Если пропускается занятие, зачет (плюс) за активность можно заработать устным ответом на вопросы преподавателя по темам пропущенных занятий. Возможность отвечать будет организована в конце курса, вне регулярных семинарских занятий.
  • неблокирующий Домашнее задание
    Ненаписание домашнего задания можно считать оправданным, только если оправдывающая справка покрывает больше 60% времени, выделенного на написание домашнего задания (как написано выше, ДЗ пишется долго, т. е. большую часть курса). Формат отработки (продление срока написания или устный ответ на вопросы по выбранной теме) определяется преподавателем в зависимости от конкретной ситуации (написал ли студент частично ДЗ или нет, проходил ли он уже консультации по теме или нет и т. п.).
  • неблокирующий Промежуточная контрольная
    Если пропускается какая-то контрольная работа, можно написать новую контрольную или письменно отвечать на вопросы по темам курса в виде эссе (решает преподаватель). Время определяется преподавателем после регулярной контрольной работы.
  • неблокирующий Итоговая контрольная
    Если пропускается какая-то контрольная работа, можно написать новую контрольную или письменно отвечать на вопросы по темам курса в виде эссе (решает преподаватель). Время определяется преподавателем после регулярной контрольной работы.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Домашнее задание + 0.15 * Итоговая контрольная + 0.15 * Промежуточная контрольная + 0.4 * Работа на занятиях
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Гуревич П. С. - ФИЛОСОФИЯ 2-е изд., пер. и доп. Учебник для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 457с. - ISBN: 978-5-534-10200-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/filosofiya-442455

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Звиревич В. Т. ; под науч. ред. Пургина С.П. - ДРЕВНЯЯ И СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 322с. - ISBN: 978-5-534-02817-1 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/drevnyaya-i-srednevekovaya-filosofiya-438052
  • Собрание сочинений. Т.1 (1): Апология Сократа, Платон, ., 2000
  • Сочинения. Т.2: ., Платон, ., 2007