• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Эволюционная психология

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Главный вопрос курса «Эволюционная психология»: что делает познание у человека уникальным и непохожим на познание у животных? Особенности познания у человека сформировались как в ходе эволюционного развития, так и в ходе развития культуры. В ходе курса слушатели познакомятся с современными теориями биологической и культурной эволюции познания и экспериментальными методами изучения развития когнитивных функций. Особенное внимание в курсе будет уделено сравнению познавательных функций у животных с формированием познавательных функций у человека в ходе когнитивного развития. Познание в курсе будет рассмотрено, как со стороны понимания человеком и животными физического мира (например, восприятие объектов, понимание каузальных отношений, формирование понятий), так и понимания социального мира (например, восприятие интенциональности, theory of mind, организация совместных действий).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Эволюционная психология» являются: приобретение знаний в области эволюционной психологии.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Понимает и определяет основные направления эволюционной психологии
  • Понимает и определяет основные закономерности эволюции понимания и восприятия пространства
  • Понимает и определяет основные закономерности использования орудий
  • Понимает и определяет основные закономерности восприятия численности
  • Понимает и определяет основные закономерности социального познания
  • Понимает и определяет основные закономерности эволюции коммуникации
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение: история эволюционной психологии
    История исследований в эволюционной психологии. Экспериментальный и этологический подходы. Принципы изучения когнитивных функций у младенцев. Эмпиризм и нативизм: поня-тие core cognition. Типы научения по Д.Деннету.
  • Познание физического мира: восприятие пространства
    Восприятие пространства и объектов. Когнитивные карты. Навигация и хоминг. Поиск скрытых объектов. Мысленные вращения. Лабиринты. Дорсальный и вентральный пути перера-ботки зрительной информации. Сравнение видов.
  • Использование орудий
    Использование и создание орудий. Манипуляции с объектами. Виды орудий. Символиче-ская игра у животных и детей.
  • Понимание численности
    Восприятие численности объектов. Оценка численности: абсолютное количество и относи-тельное количество. Язык и числа. Порядок и транзитивность. Счет и сложение. Методы иссле-дования.
  • Интенциональность и социальное познание
    Понимание намерений. Понимание или чувство себя у животных и детей. Оценка чужих знаний и ToM. Культурные и филогенетические корни ToM. Модель двух систем ToM Я.Эпперли и Ст.Баттерфила. Принцип естественной педагогики. Эволюция привязанности.
  • Коммуникация, язык и познание
    Коммуникация животных представителями своего вида. Коммуникация с человеком. Намеренная коммуникация: жесты и вокализация. Референция и конвенциональность в научении новым словам у животных и детей. Понимание символов. Типы жестов (декларативный и импе-ративный) и их развитие в филогенезе и отногенезе. Принцип кооперации в общении: правила П.Грайса. Язык, как когнитивное средство
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий тесты
  • неблокирующий экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    Оитог = 0,3* Оэкзамен + 0,7* Онакопленная
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Barner D., Baron A. S. (ed.). Core knowledge and conceptual change. – Oxford University Press, 2016.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Spelke, E. S., & Kinzler, K. D. (2007). Core knowledge. Developmental Science, 10(1), 89–96. https://doi.org/10.1111/j.1467-7687.2007.00569.x
  • Tomasello M, K. Abbot-smith, Stefan Th. Gries, Anatol Stefanowitsch, & Corpora Cognitive. (n.d.). 2003 Constructing a Language: A Usage-based Theory of Language Acquisition. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5E1CE8C5