Бакалавриат
2018/2019
Правила чтения: Русская проза
Статус:
Курс по выбору (Филология)
Направление:
45.03.01. Филология
Кто читает:
Школа филологических наук
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
1-й курс, 1 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Лямина Екатерина Эдуардовна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
28
Программа дисциплины
Аннотация
Настоящая дисциплина относится к вариативной части профессиональной подготовки программы обучения студентов-бакалавров. Изучение данной дисциплины базируется на знаниях и компетенциях, сформированных школьной программой: Знание периодизации русской литературы и основных текстов и стилей Способность к восприятию, обобщению, анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - Ключевые тексты русской литературы - История русской литературы; - История литератур Европы и США; - Теория литературы; - Курсовая работа.
Цель освоения дисциплины
- знакомство студентов с прозаическим полем русской литературы XIX-XXI веков как целостным феноменом, с ключевыми, в том числе современными, подходами к исследованиям прозы
- знакомство студентов с внешними признаками прозы, ее основными отличиями от поэзии и драматургии
- формирование навыков анализа прозаического текста в разных исследовательских парадигмах и с применением разных методик
- подготовка к дальнейшей образовательной и исследовательской деятельности, в первую очередь прохождению курсов зарубежной и русской литературы
Планируемые результаты обучения
- Знает основные черты своеобразия прозаического текста по сравнению с поэтическим и драматургическим.
- Знает основные литературоведческие понятия, применяемые при анализе текста.
- Умеет анализировать сюжет и фабулу на разных уровнях текста.
- Знает принципы построения реального комментария к тексту, может построить свой комментарий.
- Умеет определять и анализировать время и пространство в тексте.
- Знает основные концепции изучения прозы в литературоведении XX века.
- Умеет применять основной инструментарий литературоведения и нарратологии при анализе прозаических текстов.
- Умеет анализировать прозаический текст в различных аспектах и понимать возможности и ограничения различных методологий.
- Имеет навыки анализа прозаических текстов русской литературы разных периодов и жанров.
Содержание учебной дисциплины
- Внешние признаки прозы. Сюжет и фабула; слово в тексте.Fiction и non-fiction. Событие в прозаическом тексте. Сюжет и бессюжетность. Микросюжеты. «Чужое слово» (история и границы понятия), цитата. Аллюзии и реминисценции.
- Реалия/деталь, время/пространство в прозаическом тексте.1)Вещь и ее границы. Способы введения детали; ее роль и функции. Значение и принципы построения реального комментария к прозаическому тексту. Разметка текста для комментария. 2) Хронотоп (история, объем и границы понятия). Прошлое (разные типы его подачи). Настоящее. Будущее. Как передаются времена в прозаическом тексте? Время автора и время героев. Глагольные формы, реалии, лексика, типы эмоций.
- Организация прозаического повествования. Нарративные фигуры.Интерсубъективные отношения.1) История и дискурс. Функции (ядерные, катализаторы) и индексы. Актанты и актеры. Типология актантов по трем смысловым осям. Структура актантного сюжета. 2) Нарративные фигуры (по классификации время/наклонение/залог). 3) Паратекст. Вкрапления прямой речи и косвенной речи. Перевод из прямой речи в косвенную как переакцентировка. Сказ. Несобственно-прямая речь.
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (1 модуль)0.25 * Аудиторная работа + 0.25 * Проверочная работа + 0.5 * Экзамен
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Hühn, P. (2009). Handbook of Narratology. Berlin: De Gruyter. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=293649
Рекомендуемая дополнительная литература
- Исторический анализ литературного текста, Цимбаева, Е. Н., 2005
- Теория литературы. Поэтика : учеб. пособие для вузов, Томашевский, Б. В., 2002