• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Введение в нарратологию

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс адаптационный (Литературное мастерство)
Направление: 45.04.01. Филология
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Литературное мастерство
Язык: русский
Кредиты: 2

Программа дисциплины

Аннотация

Для освоения учебной дисциплины, магистранты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: 1. Владение навыками комментирования и интерпретации художественных текстов. 2. Владение способами поиска научной информации, библиографического поиска. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: 1. Творческий семинар; 2. Выпускная квалификационная работа.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с базовыми понятиями теории литературы
  • Сравнение западной и русской литературоведческой мысли по ключевым аспектам нарратологии
  • Освоение литературоведческих приёмов для проработки художественных текстов и использования их в творчестве
  • Освоение навыков историко-литературного комментирования художественного текста
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • знает основные принципы комментирования художественного текста с точки зрения нарратологии
  • умеет выявлять в художественном тексте структуру и рассуждать об основных её особенностях
  • знает основные методики анализа прозаического текста с целью работы над собственными текстами
  • умеет осмыслять художественные произведения с точки зрения нарратологии
  • знает основной круг классических западных и российских работ по нарратологии и теории литератур
  • умеет устно обсуждать и письменно анализировать художественные тексты
  • владеет написанием текста академического характера
  • владеет опытом участия в научной дискуссии
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в нарратологию
    Основные понятия нарратологии: текст, виды текста, нарратив, нарратор, событие. Реальность и художественная условность. Мимесис и фактуальность; фикциональность и фиктивность. Внешняя реальность и понятие жанра. Реальность в разных литературных жанрах и в разных направлениях. Эстетичность как свойство художественного текста. Раздел 3. Художественные модусы. Жанр, художественное направление и «художественный модус»: героика, трагика, готика и другие.
  • Художественные модусы. Автор, герой, читатель
    Жанр, художественное направление и «художественный модус»: героика, трагика, готика и другие. Повествовательные инстанции. Писатель и автор, виды автора в художественном тексте, виды нарратора, автор и нарратор. Точка зрения и фокальность. Текст нарратора и текст героя.
  • Время и пространство в нарративе: фабула и сюжет, хронотоп, мифопоэтика.
    Понятие времени и пространства в художественном произведении. Фабула и сюжет, замедлители и ускорители сюжета, клиффхэнгеры. Хронотоп в литературе нового времени. Миф и сказка, мифопоэтическое пространство.
  • Художественные средства нарратора
    Художественный образ, символ, лейтмотив. Понятие художественного образа. Образ и символ в художественном произведении. Система мотивов и лейтмотивов в модернистских текстах. Репрезентация в прозе, драме и поэзии. Понятие репрезентации в нарратологии. Смех: юмор, ирония, абсурд, сатира и другое. Ирония как диалог автора и читателя. Способы создания смешной ситуации. Виды смеха.
  • Жанр, язык, стиль
    Текст в тексте. От пародии до метаромана. Понятия «текст в тексте», интертекст, гипертекст и метатекст. Язык и ритм повествования. Ритм повествования и ритмическая проза. Способы создания ритма на уровне предложения и на уровне текста. Стиль как политика автора. Традиция, канон, состояние пост-модерна.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на интерактивных лекциях
    Преподаватель оценивает работу студентов на интерактивных лекциях. Оцениваются правильность выполнения предлагаемых на занятии заданий (знание и понимание разбираемого текста), активность участия в дискуссиях. Оценки за работу на занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость.
  • неблокирующий Самостоятельная работа (эссе)
  • неблокирующий Итоговое эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Итоговое эссе + 0.2 * Работа на интерактивных лекциях + 0.5 * Самостоятельная работа (эссе)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • De, Fina, Anna, and Alexandra Georgakopoulou. The Handbook of Narrative Analysis, John Wiley & Sons, Incorporated, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=3563935
  • Харитонова Екатерина Владимировна. (2019). Автор – Герой – Читатель В Художественном Мире Светланы Лавровой: Субъектная Организация, Коммуникативные Стратегии, Специфика Нарратива. Vestnik Tomskogo Gosudarstvennogo Pedagogičeskogo Universiteta, (1), 81. https://doi.org/10.23951/1609-624X-2019-1-81-89

Рекомендуемая дополнительная литература

  • МИЛОСТИВАЯ А.И. (2015). Жанр газетного текста и нарративность. Современные Проблемы Науки и Образования, (2–3). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.16367328
  • Михаил Евгеньевич Бойко. (n.d.). Структурный анализ и типология акторов в нарративной культуре. Philosophy and Culture, (8), 1141. https://doi.org/10.7256/2454-0757.2013.8.8938