Бакалавриат
2018/2019





Управление, экономика и политика в социальной сфере
Статус:
Курс обязательный (Государственное и муниципальное управление)
Направление:
38.03.04. Государственное и муниципальное управление
Кто читает:
Департамент государственного и муниципального управления
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
2-й курс, 2, 3 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Абанкина Ирина Всеволодовна,
Болотов Виктор Александрович,
Дудырев Федор Феликсович,
Загирова Фарида Ринатовна,
Карлов Иван Александрович,
Кобцева Анна Александровна,
Корешникова Юлия Николаевна,
Коршунов Илья Алексеевич,
Минасян Ашхен Володяевна,
Овчарова Лилия Николаевна,
Одоевская Елена Викторовна,
Селезнева Елена Владимировна,
Сорокин Павел Сергеевич,
Степанов Илья Михайлович,
Тарасенко Елена Анатольевна,
Фрумин Исак Давидович,
Шейман Игорь Михайлович,
Шишкин Сергей Владимирович
Язык:
русский
Кредиты:
6
Контактные часы:
64
Программа дисциплины
Аннотация
Дисциплина «Управление, экономика и политика в социальной сфере» предлагается студентам второго курса бакалавриата. Изучение этой дисциплины даст системное представление о специфике управления, экономики и политики социальной сферы и позволит существенно расширить знания бакалавров второго года обучения по основным направлениям управления, экономики и политики здравоохранения, образования и социальной защиты населения, основных подходах к анализу проблем функционирования этих отраслей и перспектив их развития. Главная форма оценивания работы студентов - письменный экзамен по итогам курса.
Цель освоения дисциплины
- Целями освоения дисциплины «Управление, экономика и политика в социальной сфере» являются формирование у студентов систематизированных представлений о главных особенностях управления, экономики и государственной политики в отраслях социальной сферы и о подходах к анализу проблем функционирования этих отраслей и перспектив их развития.
Планируемые результаты обучения
- Студент знает теоретические основы управления и экономики основных отраслей соци-альной сферы
- Студент способ применять аналитический подход при изучении проблем управления и эко-номики отраслей социальной сферы
- Студент знает главные особенности экономических отношений в здравоохранении
- Студент умеет оценивать варианты решения проблем управления и финансирования сферы здравоохранения
- Студент умеет оценивать варианты решения проблем управления и финансирования здравоохранения
- Студент владеет навыками анализа проблем функционирования сферы социальной поддержки с, разработки вариантов их решения, формирования критериев их оценки
- Студент знает актуальные направления государственной политики в сфере социальной поддержки. Студент владеет навыками анализа проблем функционирования сферы социальной поддержки, разработки вариантов их решения, формирования критериев их оценки
- Студент знает актуальные направления государственной политики в сфере образования. Студент знает главные особенности организации государственного управления в сфере образования
- Студент знает главные особенности экономических отношений в образовании
- Студент владеет навыками анализа проблем функционирования сферы образования, разработки вариантов их решения, формирования критериев их оценки
- Студент знает актуальные направления государственной политики в сфере образования
- Студент знает цели и главные результаты преобразований, проведенных в здравоохранении в последние два десятилетия в России
Содержание учебной дисциплины
- Объект и предмет дисциплины «Управление, экономика и политика в социальной сфере»Состав отраслей социальной сферы. Общие признаки отраслей социальной сферы. Понятие социально-значимых отраслей. Аспекты рассмотрения деятельности в социальной сфере (организационно-технологический; экономический; политический; социально-организационный; социаль-но-культурный).
- Формы организаций в социальной сфереРыночный, общественный и третий секторы экономики. Коммерческие и неком-мерческие организации. Тенденции развития форм государственных организаций в социальной сфере. Формы государственных учреждений. Выбор форм организаций для предоставления услуг, финансируемых государ-ством. Роль негосударственных некоммерческих организаций в социальной сфере.
- Особенности экономических отношений в здравоохранении.Провалы рынка медицинских услуг. Характеристики спроса на медицинские услуги. Экономическое поведение поставщиков медицинских услуг. Экономическая роль медицинского страхования, его главные виды, формы и меха-низмы влияния на систему здравоохранения. Роль государства в организации и финансировании здравоохранения. Механизмы смягчения провалов рынка. Обеспечение макроравновесия в системе здравоохранения: регулирование спроса и предложения.
- Системы финансирования здравоохранения. Особенности организации управления в здравоохраненииТипология систем и функций финансирования. Функциональный анализ систем здравоохранения. Механизмы формирования средств в системах финансирования здравоохранения. Механизмы объединения средств. Механизмы покупки медицинской помощи. Роль частного финансирования здравоохранения. Альтернативные варианты привлечения личных средств населения. Накопительные медицинские счета. Организация управления здравоохранением
- Взаимодействие государства и бизнеса в сфере здравоохранения, развитие государственно-частного партнерства.Государственно-частное партнерство как один из механизмов развития системы российского здравоохранения. Зарубежный опыт взаимодействия бизнеса и власти в сфере здравоохранения. Факторы, влияющие на взаимодействие бизнеса и власти, развитие государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения. Практика успешно реализованных в России проектов государственно-частного партнерства на рынке медицинской техники и лекарственных средств, в сфере предоставления медицинских услуг. Перспективы развития государственно-частного партнерства в здравоохранении.
- Вызовы и перспективы развития российского здравоохраненияТехнологические, демографические, экономические, социальные вызовы российской системе здравоохранения. Перспективные направления изменений в организации, управлении и экономике здравоохранения
- Основные определения и измерения уровня и качества жизни населенияДоходы, расходы и потребление домашних хозяйств. Основные концепции определения и показатели измерения бедности и неравенства. Структура и факторы бедности.
- Особенности экономических отношений в сфере социальной поддержки населения.Пенсионная система и социальное страхование. Денежные и неденежные пособия и льготы. Социальное обслуживание населения. Меры поддержки бедных семей и граждан. Семейная политика и социальная поддержка пожилых.
- Как государство управляет образованиемЗаказчики и стейкхолдеры образования и образовательных реформ. Прямые и косвенные механизмы государственного регулирования: экономические, социальные, правовые, институциональные рычаги. Управление разными уровнями образования. Регулирование частного и государственного сектора. Организация управления образованием. Международные проекты в образовании.
- Проблемы финансирования образованияРоль государства в организации и финансировании образования. Механизмы финансирования системы образования. Федеральный, региональный, муниципальный бюджет. Роль частного финансирования образования. Финансовый менеджмент в образовании
- Образование и человеческий капиталПодходы к обоснованию целесообразности расходов на образование в государствен-ном управлении: можно ли расходы считать инвестициями? Классическая теория человеческого капитала: предпосылки развития теории (А.Смит) и взлет популярности теории в 1960-е (Г.Беккер, Т.Шульц и др.) Развитие теории человеческого капитала в 1970-е-1990-е: какие элементы человеческого капитала первостепенны: подход Э. Ханушека и др. и подход Дж. Хекмана. Современная критика теории человеческого капитала и попытки ее преодоления через альтернативные теории о роли образования в современном мире («парадокс произво-дительности», Дж. Мейер, С. Клиис и др.)
- Система оценки качества образования. Единый государственный экзамен в РоссииГосударственная система оценки качества образования. История становления ЕГЭ. Действующие процедуры ОКО: ЕГЭ, всероссийские проверочные работы, национальные исследования качества образования Международные системы оценки качества образования (PISA, TIMSS, PIRLS и др.) Вызовы, стоящие перед российской системой оценки качества образования Международные примеры подхода к созданию системы оценки качества образования Лицензирование, аккредитация.
- Итоговый проект: «Образование»Групповое занятие по моделированию структуры, задач и первоочередных реформ в сфере образования.
Элементы контроля
- Работа на семинарских занятиях по темам 1-8Самостоятельная работа является важнейшей составной частью процесса обучения и способствует более глубокому усвоению изучаемой дисциплины, применению приобретенных знаний на практике в ситуациях, связанных с общественными закупками, формированию навыков исследовательской, аналитической работы, самообразованию. Для формирования оценки знаний важна также аудиторная работа: - работа на семинарских и практических занятиях: активность в обсуждении докладов; развернутость аргументации. - активность студентов на семинарах: во время опросов по пройденному ма-териалу, в деловых и ролевых играх, дискуссиях. - качество ответов на вопросы преподавателя и решения задач на семинарах
- Контрольная работа по темам 1-8Письменная работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к такого рода работам. Тема письменной работы соответствует названию и полностью раскрыта, четко выражена авторская позиция, имеются логические и обоснованные выводы, работа оформлена на высоком уровне. Автор свободно ориентируется в материале, владеет научной терминологией по рассматриваемой проблеме, умеет пользоваться официальными сайтами разных стран и самостоятельно находить нужную информацию в Интернет ресурсах, может аргументировано отстаивать свою точку зрения и ответить на возникающие вопросы. В работе содержится анализ российского и зарубежного опыта на основе изучения большого количества самостоятельно выбранных источников, особенно на иностранном языке.
- Разработка итогового проекта «Образование»Оценочные средства для проекта «Образование»: Техническое задание по реализации проекта по модернизации региональной системы образования Презентация с разработанным техническим заданием
- Письменный экзаменФормой итогового контроля является экзамен. Студент должен продемонстрировать знание основных этапов развития организационно-управленческой науки, способность оценить достоинства и недостатки различных организационных структур, условия и границы их использования, а также последствия различных решений для успешного функционирования организаций.
- Работа на семинарских занятиях по темам 9-12
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (3 модуль)Итоговая оценка складывается из: 1. оценки за работу на семинарских занятиях по темам 1-8 – 20% 2. оценки за контрольную работу по темам 1-8 – 40% 3. оценки за работу на семинарских занятиях по темам 9-12 –8% 4 оценки за итоговый проект «Образование» - 12% 5. оценки на письменном экзамене – 20%.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Кузьминов Я. И., Реморенко И. М., Рудник Б. Л., Фрумин И. Д., Якобсон Л. И., & Волков А. Е. (2008). Российское Образование — 2020: Модель Образования Для Инновационной Экономики. Материал Для Обсуждения. Вопросы Образования // Educational Studies, (1), 32. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.scn.voprob.2008i1p32.64
- Кузьминов, Я. И., Рудник, Б. Л., Фрумин, И. Д., Якобсон, Л. И., Волков, А. Е., & Реморенко, И. М. (2010). Russian Education in 2020: a Model of Education for Innovative Economy. Material for Discussion ; Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики. Материал для обсуждения. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.BDA6B590
- Общественное здоровье и здравоохранение : учебник / Н.М. Агарков, С.Н. Гонтарев, Н.Н. Зубарева, В.Ф. Куликовский, Д.И. Кича. — Москва : ИНФРА-М, 2020. — 560 с. — (Высшее образование: Специалитет). — DOI 10.12737/textbook_5ce7fa7a9a02b5.37927752. - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1062142
- Экономика социальной сферы : учеб. пособие для вузов, Шишкин, С. В., 2003
Рекомендуемая дополнительная литература
- M. Snurnitsyna A., & М. Снурницына А. (2019). Human capital of the region as a factor of growth of its efficiency (on the example of Yaroslavl region) ; Человеческий капитал как фактор роста эффективности региона (на примере Ярославской области). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1AFFD443
- Государственное управление экономическими и социальными процессами: Учебное пособие / Райзберг Б. А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 384 с.: 60x90 1/16. - (Высшее образование: Бакалавриат) (Переплёт) ISBN 978-5-16-006792-6 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/536436
- Кузьминов, Я. И. (2011). Образование в России. Что мы можем сделать? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.48D36BF7
- Кузьминов, Я., Семенов, Д., & Фрумин, И. (2013). Структура Вузовской Сети: От Советского К Российскому «Мастер-Плану». Вопросы Образования, (4). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15688490
- Мерсиянова, И., & Якобсон, Л. (2011). Сотрудничество Государства И Структур Гражданского Общества В Решении Социальных Проблем. Вопросы Государственного и Муниципального Управления, (2). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.15690957
- Роик В. Д. - СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ГРАЖДАН. КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ. Учебное пособие для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 400с. - ISBN: 978-5-534-09550-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/socialnaya-zaschita-otdelnyh-kategoriy-grazhdan-kachestvo-zhizni-pozhilogo-naseleniya-442264
- Социальная защита и социальное обслуживание населения: Учебник для бакалавров / Замараева З.П. - М.:Дашков и К, 2017. - 174 с. ISBN 978-5-394-02823-6
- Социально ориентированные некоммерческие организации: Учебное пособие / Холостова Е.И. - Москва :Дашков и К, 2017. - 181 с. ISBN 978-5-394-02776-5 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/937241
- Теория и практика рыночных отношений в здравоохранении, Шейман, И. М., 2007
- Человеческий капитал системы образования : учебник / И.А. Ковалевич, В.Т. Ковалевич, О.В. Шайдурова, Н.А. Гончаревич. - Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2018. - 216 с. - ISBN 978-5-7638-3754-4. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/1032105 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1032105