• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

История коммуникаций

Статус: Курс обязательный (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 1-й курс, 3 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Векслер Ася Филипповна, Комиссарова Софья Глебовна, Непомнящая Наталья Михайловна
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Дисциплина посвящена изучению становления понятия "коммуникации" в исторической перспективе. Вы узнаете о том, какую роль играли коммуникации в разные исторические эпохи, в разных точках мира. Узнаете, что собой представляла первая реклама и самый первый PR.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • раскрытие роли коммуникаций в обществе, содержания коммуникаций в историческом контексте, формирование понимания того, что принципы, механизмы и технологии взаимодействия с общественностью, легшие в основу PR, рекламы, пропаганды как современных социальных институтов, появились на заре человеческого общества и их развитие непосредственно связано с историей управления коммуникациями с целью оказания влияния на точку зрения и поведение конкретных людей, целевой общественности и общества в целом, путем убеждения, мотивации, разъяснения, согласования своей позиции.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает средства коммуникаций древности, может оценить роль ораторского искусства в период античности
  • Знает особенности символической коммуникации
  • Различает приемы и особенности политической коммуникации
  • Знает о эпохе «разгребателей грязи», и вкладе «исторических отцов ПР» Айви Ли и Эдварда Бернейса в практику ПР
  • Корректно выделяет ключевые события изучаемого периода и их роль в развитии PR
  • корректно определяет роль PR в бизнесе и политике США 18-19 в.
  • Знает этапы развития рекламы как средства массовой коммуникации, может привести примеры различных видов рекламы изучаемого исторического периода
  • Знает ключевые концепции XX века.
  • Корректно формулирует суть практики пропаганды в разные исторические периоды и в разных странах
  • Корректно характеризует основные этапы развития связей с общественностью в Европе.
  • Корректно определяет особенности институциализации PR в странах Восточной Европы, Азии и др.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 2 Вопросы генезиса. Коммуникации Древнего мира.
    Отражение социальных коммуникаций в Ветхом и Новом Завете. Технологии информирования, популяризации, убеждения и рекламы Древнего мира. Вклад в теорию и практику управления коммуникациями выдающихся мыслителей Древней Греции и Рима: Сократа, Платона, Аристотеля, Цицерона. Софисты и их значение для теории коммуникаций. Роль ораторского искусства в Греции и Риме.
  • Тема 3. Вопросы генезиса Коммуникации Средневековья
    Особенности коммуникаций средневековой цивилизации. Технологии формирования позитивного имиджа средневековой элиты. Особенности символической коммуникации.
  • Тема 5 Генезис связей с общественностью. Коммуникации в Западной Европе в ХVII — XIX вв.
    Формирование нового коммуникационного пространства в Западной Европе. Информационные революции. Развитие средств письменной коммуникации. Использование периодических изданий, карикатур и памфлетов для формирования общественного мнения. Особенности политической коммуникации в Англии и во Франции периода Великой французской революции.
  • Тема 4. Институционализация деятельности в сфере массовых коммуникаций в США конца 18 - 19 века.
    Влияние политических событий американской борьбы за независимость на формирование приемов и методов связей с общественностью. Политические и социальные коммуникации в период "войн и революций". Появление пресс-агентств и "этап паблисити" Роль связей с общественностью в бизнесе и политике. Пресс-секретарь А. Кэнделл - пионер ПР. "Битва титанов": Томас А.Эдисон против Дж.Вестингауза.
  • Тема 7 XX век: кристаллизация ПР как нового вида профессиональной деятельности
    Эпоха "разгребателей грязи". Комитет Крила в период первой мировой войны. Первые паблисити-бюро. Великие первопроходцы: Э.Бернейс и А.Ледбеттер Ли - их вклад в теорию и практику PR.
  • Тема 6. XX век: эпоха зрелости профессии.
    Первопроходцы PR и их проекты: Айви Ли и Эдвард Бернейс. 4 модели ПР- деятельности Д.Грюнинга. 70-е годы: дискуссия между ПР-ми и маркетологами. 80-е годы: Концепция интегрированных маркетинговых коммуникаций. 90-е годы: Концепция интегрированных коммуникаций. Размышления Эла и Лоры Райс. Современное состояние ПР на его родине.
  • Тема 7. PR versus реклама и маркетинг. Генезис и этапы развития рекламы как средства массовой коммуникации
    Реклама и маркетинг Древнего мира. Политическая реклама античного общества. Устная и изобразительная реклама Средневековья. Афиши и вывески. Печатная реклама. «Надувательская» и скрытая реклама. Продажа Нового света. Великие художники 19-20 века и реклама. Рекламные песенки. Маркетинговые и рекламные уроки Дэвида Огилви, Клода Хопкинса и Жака Сегела Реклама как сновиденье Жана Бодрийярда.
  • Тема 8. PR versus пропаганда. Генезис и этапы развития пропаганды
    Sacra Congregatio de Propaganda Fide (Конгрегация пропаганды веры). Уроки от Игнасио Лойолы, создателя ордена иезуитов. Г.Лассуэл Техника пропаганды в мировой войне. С.Кэмпбелл Английская пропаганда в мировую войну. С.Чахотин: пропаганда как психологическое насилие. Умеберто Эко: признаки тоталитарной пропаганды. Художественная модель пропаганды Дж.Оруэлла.. Пропагандистская модель Хермана — Хомского. Модель пропаганды Жака Эллюля. Практика пропаганды в разные исторические периоды и в разных странах. Современная пропаганда 2.0
  • Тема 9. Генезис и развитие связей с общественностью в Европе.
    Основные этапы в развития PR в Европе. Создание европейской модели ПР Л.Матра. Отличие европейской теории PR от американской. Французский "стеклянный дом" и эволюция французских концепций связей с общественностью. Стратегия доверия Ф.А.Буари. История становления PR в Англии. Институциализация PR в Англии. Выдающиеся PR - специалисты Англии. Ведущая европейская школа PR в Германии. Особенности PR в Германии.
  • Тема 10. История становления связей с общественностью в странах Восточной Европы, Азии и др.
    Развитие политического, социального и бизнес PR в странах Европы и Азии. Особенности институционализации PR в странах Восточной Европы: в Венгрии, Польше, Болгарии, а также в странах Балтии.
  • Тема 11. История становления связей с общественностью в России
    Становление связей с общественностью в России. Приемы и методы PR в истории России. Периодизация институционализации отечественных PR-коммуникаций. Институционализация связей с общественностью в России. Особенности политической коммуникации в России. Современный российский PR: рынок, агенты, тенденции.
  • Тема 12. Связи с общественностью в XXI веке
    4 промышленная революция и коммуникации. PR и новые медиа. Этические проблемы коммуникаций: астротурфинг, троллинг и пр. Коммуникации в условиях Data Turn
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий текущий контроль
    оценка за проверочные работы, является средней арифметической оценкой за все проверочные работы
  • неблокирующий дискуссия
  • неблокирующий игра
  • неблокирующий доклад
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (3 модуль)
    0.21 * дискуссия + 0.28 * доклад + 0.21 * игра + 0.3 * текущий контроль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Почекаев, Р. Ю. История связей с общественностью : учебное пособие для академического бакалавриата / Р. Ю. Почекаев. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2017. — 223 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-04832-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://biblio-online.ru/bcode/407946

Рекомендуемая дополнительная литература

  • История связей с общественностью: Учебное пособие / Е.Н. Бузни. - 2-e изд. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0347-0 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/406724
  • Чумиков А.Н. - Кейсы и деловые игры по связям с общественностью - КноРус - 2010 - 149с. - ISBN: 978-5-406-00392-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/270971