• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Внутренние коммуникации

Статус: Курс по выбору (Реклама и связи с общественностью)
Направление: 42.03.01. Реклама и связи с общественностью
Когда читается: 3-й курс, 2-4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Преподаватели: Архипова Ирина Петровна, Векслер Ася Филипповна, Реутская Мария Андреевна, Эндеко Татьяна Николаевна
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 94

Программа дисциплины

Аннотация

Внутренние коммуникации являются одной из наиболее динамично развивающихся управленческих дисциплин. По сути именно специалисты по внутренним коммуникациям способны выполнять функцию агента изменений в компании. Программа «Внутренние коммуникации» готовит таких специалистов, ориентирующихся в методах формирования корпоративной культуры и инструментах внутренних коммуникаций. Курс построен таким образом, что большая его часть читается специалистами-практиками, руководителями управлений внутренних коммуникаций крупнейших российских и западных компаний. С помощью данных специалистов разрабатываются деловые игры и проектные задания. Таким образом, студенты приобщаются к реальному опыту профессионалов внутренних коммуникаций и знакомятся с самыми актуальными направлениями профессии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование целостного представления о связях с общественностью с важнейшей целевой аудиторией компании - с ее персоналом; а также знакомство с системой внутренних корпоративных коммуникаций, их ролью и местом в жизни современных компаний. Освоение курса поможет студентам понять, как связаны внутренние коммуникации с корпоративной культурой, какие цели и задачи приходится решать отделу внутрикорпоративных коммуникаций компании.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает исторические аспекты появления социальной потребности во внутренних коммуникациях в компаниях
  • Знает цели и задачи отдела внутрикорпоративных коммуникаций компании
  • Умеет различать организационную и корпоративную структуры
  • Умеет анализировать вовлеченность персонала и оценивать связь вовлеченности с эффективностью производства
  • Обладает знаниями о технологиях формирования внутренних коммуникаций во время трансформации компаний
  • Знает особенности взаимосвязи внутренних коммуникаций с корпоративной культурой компании
  • Различает компании с различными типами организационной и корпоративной культуры
  • Обладает знаниями для сравнения типологий компаний и их корпоративной культуры
  • Знает об особенностях каждого типа компании по типологии Ф.Лалу
  • Различает возможности анализа закономерности развития коммуникационных процессов, выявления тенденций при решении задач в профессиональной деятельности
  • Знает о теории поколений и особенностях ее влияния на корпоративную культуры компании
  • Умеет различать системы производства с особым акцентом на систему бережливого производства
  • Умеет сравнивать материальные и нематериальные системы мотивации, знает приемы и методы работы в системе нематериальной мотивации
  • Обладает навыками использования инструментов корпоративного волонтерства.
  • Знает о системе КСО и технологиях реализации социальной миссии организации
  • Обладает навыками применять теоретические знания для решения сложных –конфликтных и кризисных – коммуникационных ситуаций
  • Знает о наличии разных коммуникационных стратегий и способен оценить оптимальную в системе той или иной корпоративной культуры
  • Знает инструменты внутренних коммуникаций, цели и задачи выбора оптимальных каналов внутренних коммуникаций
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1 Введение. Содержание, цели и задачи курса. Актуальность внутренних коммуникаций.
    Цели и задачи программы. Исторические аспекты теории и практики управления персоналом. Основные тенденции развития практики внутренних коммуникаций. Тематические исследования в России и в мире
  • Тема 2 Внутренние коммуникации как функция в организации. Основные типы коммуникаций
    Место и роль внутренних коммуникаций в организации. Основные каналы и инструменты внутренних коммуникаций в компании.
  • Тема 3 Организационная структура управления вовлеченностью
    Организационные и функциональные основы управления вовлеченностью и внутренними коммуникациями. Основные тенденции в России и за рубежом. Функционально-матричное управление. Кросс-функциональное взаимодействие.
  • Тема 4. Вовлеченность и связь с результатами бизнеса.
    Связь поведения работника с эффективностью бизнеса. Вовлеченность персонала: история возникновения понятия и современные исследования. Измерения и оценка вовлеченности.
  • Тема 5. Коммуникации изменений.
    Изменения как основа современной экономики. Менеджмент идей как необходимое условие развития компании. Коммуникационная поддержка изменений. Внутренние коммуникации в процессе трансформаций компаний. Слияния и поглощения. Актуальный кейс. Аэрофлот: трансформация из производственно-ориентированной в клиент ориентированную компанию. Внутренние коммуникации в процессе трансформаций компаний. Слияния и поглощения.
  • Тема 6 Корпоративная культура как способ реализации бизнес-задач
    Определение понятия, задачи и этапы формирования; создание традиций. Межкультурные особенности в корпоративной культуре разных стран
  • Тема 7 Типологии и особенности корпоративной культуры
    Типы организационных структур и модели корпоративных культур: М. Бурке Г. Хофстеда, Т. Дила и А. Кеннеди, Р. Блейка и Дж. Моутон, С. Ханди, К. Камерона и Р. Куинна Как корпоративная культура влияет на бизнес-цели компании.
  • Тема 8 Развитие корпоративной культуры на разных этапах жизни компании.
    Как меняются цели компании в зависимости от модели жизненного цикла по Адизесу. Изменение подходов к коммуникациям в зависимости от состояния компании: семейный бизнес, растущий бизнес, сокращение бизнеса, кризисная ситуация
  • Тема 9 Исторические традиции развития корпоративной культуры.
    Фредерик Лалу «Открывая организации будущего». Пять стадий организаций: красная, янтарная, оранжевая, зеленая и бирюзовая. Актуальные кейсы
  • Тема 10 Трансформация корпоративной культуры.
    Способы и методы изменения корпоративной культуры. Цели и задачи. От целеполагания к созданию стратегии. Работа с руководителями и неформальными лидерами. Инструменты коммуникаций. Оценка эффективности.
  • Тема 11 Таргетирование и сегментация внутренних целевых аудиторий.
    Теория и особенности поколенческих различий (X, Y, Z). Разработка ценностных профилей. Эффективные инструменты - для различных аудиторий. Актуальные кейсы
  • Тема 12 Управление идеями.
    Постоянные совершенствования в организации как признак современной экономики и ключевой фактор конкурентноспособности организации. Система бережливого производства Toyota и другие системы управления идеями в организации.
  • Тема 13 Система нематериальной мотивации
    Особенности мотивации и демотивации сотрудника. Формирование системы «немонетарной» мотивации как инструмента внутренних коммуникаций: прошлое, настоящее, будущее. Связь материальной и нематериальной мотивации. Системы признания как обязательный элемент мотивации
  • Тема 14 Корпоративное волонтерство как поддержка HR- стратегии компании.
    Цели, задачи, организационная структура, инструменты. Управление корпоративным волонтерством
  • Тема 15 КСО: основные понятия и элементы.
    Социальная миссия организации, ее трансляция в ценности и этический кодекс. От взаимодействия с персоналом к социальному партнерству. Связь КСО и вовлеченности персонала
  • Тема 16 Внутрикорпоративные коммуникации в период кризиса
    Определение кризиса и типов реагирования. "Красная папка" кризиса. Роль внутренних коммуникаций в период кризиса. Функции корпоративных медиа (портал, блоги/соцсети, видео, Интранет, стенды, газеты, журналы). Технологии прямых коммуникаций руководства (обращения, видео-выступления, письма). Роль сотрудников в период кризиса. Как работать со слухами.
  • Тема 17 Внутрикорпоративные комплексные коммуникационные программы и стратегии.
    Выбор коммуникационных стратегий в зависимости от корпоративных культур. Реализуемость стратегии. Ключевые факторы эффективности стратегий: вовлеченность первого лица. Содержательные и организационные подходы к разработке концепций. Актуальный кейс. Вовлечение топ-менеджмента во внутренние коммуникации. PR первого лица: основные составляющие
  • Тема 18 Инструменты внутренних коммуникаций в компании.
    Система корпоративных СМИ и Интранет в компании. Книги, брошюры, буклеты, справочники, книги нового сотрудника, плакаты, листовки, каталоги, календари, открытки и т.д. Медийные и межличностные коммуникации. Newmedia во внутренних коммуникациях. Комплексность и выбор оптимальных каналов коммуникации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Накопленная оценка за освоение дисциплины во 2 модуле
  • неблокирующий Накопленная оценка за освоение дисциплины в 3 модуле
  • неблокирующий Накопленная оценка за освоение дисциплины в 4 модуле
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    В ведомость по итогам третьего курса выставляется накопленная оценка за освоение дисциплины в 4 модуле.
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Связи с общественностью в управлении персоналом: Учеб. пособие / В.М. Маслова. - 2-e изд. - М.: Вузовский учебник, 2008. - 207 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-9558-0071-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/157244

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Почему они не работают? Новый взгляд на мотивацию сотрудников: Учебное пособие / Фаулер С. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 201 с.: ISBN 978-5-9614-5034-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/916109