Магистратура
2018/2019
Патопсихологический практикум
Статус:
Курс обязательный (Психоанализ и психоаналитическая психотерапия)
Направление:
37.04.01. Психология
Кто читает:
Департамент психологии
Где читается:
Факультет социальных наук
Когда читается:
1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения:
без онлайн-курса
Преподаватели:
Скворцов Анатолий Анатольевич
Прогр. обучения:
Психоанализ и психоаналитическая психотерапия
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
56
Программа дисциплины
Аннотация
Основными целями освоения дисциплины являются: • Сформировать у учащихся представления об особенностях проявлений психических расстройств в области пограничной психической патологии при амбулаторном ведении пациентов. • Ознакомить студентов с принципами и особенностями психологического и патопсихологического анализа нарушений психической деятельности. • Формирование и развитие научных психологических и психоаналитических знаний студентов в области дистантного консультирования и овладение практическими приемами и техниками экстренного психологического консультирования.
Цель освоения дисциплины
- Основными целями освоения дисциплины являются: • Сформировать у учащихся представления об особенностях проявлений психических расстройств в области пограничной психической патологии при амбулаторном ведении пациентов. • Ознакомить студентов с принципами и особенностями психологического и патопсихологического анализа нарушений психической деятельности. • Формирование и развитие научных психологических и психоаналитических знаний студентов в области дистантного консультирования и овладение практическими приемами и техниками экстренного психологического консультирования.
Планируемые результаты обучения
- Знать: • основные патопсихологические понятия; • направления развития современного психоанализа; • этические нормы и правила, принятые в психоаналитической практике, умение применить их в своей консультативной работе. Владеть: • методологией, теорией и практическими методами психоаналитической психотерапии.
Содержание учебной дисциплины
- Раздел 1. Задачи и принципы построения психодиагностического патопсихологического исследования.• Задачи экспериментального патопсихологического исследования: психодиагностические задачи, задача описания структуры нарушений психических функций и их сохранных звеньев, задача оценки динамики состояния в процессе терапии, психокоррекционные задачи. • Принципы проведения патопсихологического исследования: изучение истории болезни, принцип функциональной пробы, применение достаточного количества методик, активное взаимодействие с пациентом, анализ личностного отношения пациента к исследованию. • Принципы анализа результатов патопсихологического исследования: соотнесение качественного и количественного анализа результатов исследования, интерпретация и сопоставление данных истории болезни и экспериментального психологического обследования.
- Раздел 2. Основные методы патопсихологического исследования:• Принципы проведения клинической беседы. • Методы патопсихологического исследования когнитивных процессов: основные методики для исследования работоспособности, исследования мнестических функций, исследования мыслительной деятельности. • Методы патопсихологического исследования особенностей эмоционально-мотивационной сферы и личностных особенностей.
- Раздел 3. Особенности психологической диагностики при различных психических заболеваниях (при пограничной психической патологии и психосоматических расстройствах) в условиях клиники:• Особенности проведения патопсихологического исследования при различных психических расстройствах: при расстройствах шизофренического спектра, аффективных расстройствах, психосоматических расстройствах и невротических расстройствах. • Интерпретация результатов патопсихологического исследования. • Выявление компенсаторных возможностей в рамках патопсихологического исследования и особенности дальнейшей психологической работы с пациентами при различных психических расстройствах.
Элементы контроля
- работы в формате письменного эссе и/или реферата на основе зарубежной литературы
- работы в формате письменного эссе и/или реферата на основе зарубежной литературы
Промежуточная аттестация
- Промежуточная аттестация (4 модуль)Порядок формирования оценки по дисциплине: Преподаватель оценивает письменную(ые) работу(ы) студентов (эссе/реферат), выставляет за каждую присланную работу оценку; итоговая результирующая оценка за каждый год обучения складывается из среднеарифметической по всем присланным работам. Оитоговая= 0,3*Оэссе1+ 0,3*Оэссе2+ 0,4*Оэссе3 В диплом по данной дисциплине выставляется результирующая оценка за 2 года обучения, которая формируется следующим образом: Орезульт- диплом = 0,4*Оитоговая1 курс + 0,6 *Оитоговая2курс Способ округления результирующей оценки: арифметический.
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Клиническая психология. Т.1: Общая патопсихология, , 2013
- Клиническая психология. Т.2: Частная патопсихология, , 2013
- Патопсихология : учеб. пособие для вузов, Зейгарник, Б. В., 2003
Рекомендуемая дополнительная литература
- Кавун Л. В. - ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ТЕОРИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПСИХОЛОГОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 109с. - ISBN: 978-5-534-07439-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/psihologiya-lichnosti-teorii-zarubezhnyh-psihologov-438035