• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2018/2019

Методика преподавания РКИ

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Направление: 45.04.03. Фундаментальная и прикладная лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: без онлайн-курса
Прогр. обучения: Русский язык как иностранный во взаимодействии языков и культур
Язык: русский
Кредиты: 3

Программа дисциплины

Аннотация

Данная дисциплина познакомит студентов с особенностями преподавания русского языка как иностранного. Студенты научаться составлять уроки с заданиями, которые направлены на разные уровни компетенции (языковую, речевую, коммуникативную).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Методика преподавания РКИ» является овладение студентами основными концепциями в области лингводидактики.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Могут воспроизвести не менее двух характеристик для каждого из подходов к преподаванию иностранного языка, обсуждавшихся на занятии.
  • Наблюдая урок иностранного языка, соотносят его с конкретными подходами к преподаванию, приводят не менее двух доказательств верности соотнесения.
  • Воспроизводят не менее 2 ключевых характеристик коммуникативного подхода к преподаванию.
  • Наблюдая урок иностранного языка, относят его к коммуникативному / некоммуникативному. Приводят не менее 2 доказательств своей точки зрения.
  • Воспроизводят описание не менее 3 техник, используемых при преподавании грамматики иностранного языка.
  • Для конкретного грамматического явления русского языка создают план урока (фрагмента урока), используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
  • Воспроизводят описание не менее 3 техник обучения.
  • Для аудитории с заданными характеристиками и конкретной обучающей задачи по теме занятия создают план урока / фрагмента урока, используя не менее 1 техники, обсуждавшейся на занятии.
  • Воспроизводят протокол работы с звучащим диалогом.
  • Воспроизводят не менее 1 техники работы с звучащей речью кроме протокола работы с диалогом.
  • Воспроизводят описание не менее 3 техник.
  • Воспроизводят определения основных терминов педагогики, связанных с психологией обучения.
  • Воспроизводят таксономию Блума.
  • Анализируя конкретное задание, сопоставляют его планируемые результаты с конкретными уровнями таксономии Блума.
  • Создавая конкретное задание, сопоставляют его планируемые результаты с уровнями таксономии Блума.
  • Воспроизводят все элементы плана урока иностранного языка в правильной последовательности.
  • Для конкретной обучающей задачи создают план урока РКИ.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Теоретические и практические основы методологии преподавания иностранных языков
    Основные понятия лингводидактики. Подходы к обучению иностранному языку: структурный, функциональный, коммуникативный/ интерактивный. Методы: основные понятия (цель изучения, использование родного языка, соотношение «учитель-ученик», контроль). Приемы: стратегии изучения/ освоения, стратегии обучения. Типы и последовательность заданий. Системы упражнений.
  • Коммуникативный подход к преподаванию иностранного языка
    Основные требования к современной методике. Мифы о коммуникативном подходе. Принципы и приемы коммуникативного подхода. Компоненты занятия иностранного языка. Компетенции. CLIL (Content and Language Integrated Learning). Task-based learning. Изучение платформы для создания тренажеров (занятие проводится в компьютерном кабинете).
  • Обучение грамматике.
    Подходы к обучению грамматике. Специфика обучения грамматике русского как иностранного. Варианты порядка введения грамматических тем. Учебники и технологические ресурсы. Игры в обучении грамматике. Исправление ошибок. Контроль. Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами электронным и коммуникативным заданиям по грамматике.
  • Обучение говорению и произношению.
    Виды речевой деятельности: специфика обучения. Устные виды деятельности: говорение и аудирование. Письменные виды речевой деятельности: чтение и письмо. Продуктивные виды речевой деятельности: говорение и письмо. Рецептивные виды речевой деятельности: чтение и аудирование. Говорение vs. общение. Коммуникативные приемы работы над говорением и произношением. Способы постановки произношения. Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами заданиям на говорение и отработку произношения.
  • Обучение навыкам аудирования.
    Методы работы с аудио/видео-материалом. Аудирование диалогической речи. Развитие навыков аудирования и говорения. Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами заданиям на аудирование.
  • Обучение навыкам чтения и лексике.
    Виды чтения. Стратегии понимания текста. Этапы и методы работы с текстом для развития навыков чтения. Технические аспекты чтения: приемы обучения алфавиту. Обучение лексике. Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами заданиям на чтение и лексику.
  • Обучение письменным навыкам.
    Письменная речь vs. устная: физические и структурные отличия. Подходы к обучению письму, ориентированные на конечный результат. Подходы к обучению письму, ориентированные на процесс написания текста. Этапы написания текста. Трудности. Коммуникативный подход к развитию навыков письма. Технические навыки: трудности обучения графике. Работа с иностранными студентами по подготовленным студентами заданиям по письму.
  • Психологические основы обучения.
    Основы педагогики. Этапы усвоения знания. Таксономия Блума. Мотивация. Память. Внимание. Индивидуальные особенности личности. Learning styles. Мастер класс приглашенного преподавателя. Теория ошибок. Contrastive analysis. Error analysis.
  • Планирование урока. Подведение итогов курса.
    Принципы планирования урока. Определение целей и задач. Обсуждение планов самостоятельного урока.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Самостоятельная работа
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.48 * Самостоятельная работа + 0.2 * Экзамен + 0.32 * Эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Перехвальская Е. В. - ЭТНОЛИНГВИСТИКА. Учебник для академического бакалавриата - М.:Издательство Юрайт - 2019 - 351с. - ISBN: 978-5-534-02616-0 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/etnolingvistika-433205

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kaplan R. B. (ed.) The Oxford handbook of applied linguistics. – Oxford University Press, 2010.