• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Научно-исследовательский семинар

Статус: Курс обязательный (Политология)
Направление: 41.03.04. Политология
Когда читается: 2-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Курс можно условно поделить на 4 части (блока). Первая часть посвящена формированию компетенций в области теорий и направлений социально-политического исследования, постановке собственного исследования в актуальный научный контекст. Вторая часть посвящена обучению основам формулирования и разработки исследовательского дизайна (как теоретического, так и прикладного характера). Третья часть знакомит студентов с применением конкретных методологических направлений и методов исследования на примере качественных методов исследования. Четвёртая часть посвящена непосредственной работе с курсовым исследовательским проектом. В 4 блоке студенты применяют знания, полученные в ходе трёх блоков, к своим собственным курсовым работам.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «Научно-исследовательский семинар» (2 курс) является формирование у студентов универсальных и профессиональных компетенций, необходимых для самореализации в следующих видах профессиональной деятельности: 1) научно-исследовательской, 2) академической, 3) информационной и аналитической. Научно-исследовательский семинар призван: • дать представление о содержании и основных формах исследовательской деятельности; • познакомить с алгоритмами планирования и реализации исследования в области социальных наук, и, в частности – политической науки, а также оформления и представления его результатов на примере курсовой работы; • сформировать базовые практические навыки: разработки программы исследования, работы с научной литературой и библиографией, справочниками, базами данных, оформления результатов исследования, написания научного текста, подготовки устного выступления.
Результаты освоения дисциплины

Результаты освоения дисциплины

  • Умеет описать тип научного исследования в академических терминах
  • Умеет вычленить в прочитанном исследовании цепочку: проблема, исследовательский вопрос, методология, научная теория, результат
  • Умеет сформулировать цепочку: проблема, исследовательский вопрос, методология, научная теория по своему исследовательскому полю
  • Умеет написать обзор состояния проблемы (обзор литературы)
  • Умеет написать введение курсовой работы как research proposal
  • Умеет провести полный цикл качественного исследование по одному из методов
  • Умеет устно представить результат своего исследования
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Исследовательский цикл: альтернативы и возможности в политической науке.
    Исследовательский цикл: этапы и элементы исследования.Замкнутый цикл научного исследования. Виды исследовательских дизайнов. Исследовательская проблема и исследовательский вопрос. Элементы введения в курсовую работу и ВКР: цель, задачи, предмет исследования и т.д. Различия между исследованиями разных методологических традиций: позитивистские, конструктивистские и др. Первичные, вторичные, третичные данные. Гипотезы. Эмпирические и теоретические исследования. Исследовательский дизайн. Типы проблем исследования. Типы исследовательских вопросов. Типы теорий. Типы моделей исследования.
  • Тема 2. Старт своего исследования. Введение в курсовой работе. Обзор литературы и состояние проблемы – как ключ к проблеме и исследовательскому вопросу
    Обзор литературы и анализ состояния проблемы. Отрефератак literature review. Чтение статьи и типовые элементы: заголовок, ключевые слова, аннотация, типовая структура текста. Связь обзора литературы и исследовательского вопроса. Вопросы к обзору литературы. Структурированный обзор литературы. Цитирование, заимствование, плагиат, академическая этика. Структура Введения как главы КР. Выстраивание заголовка работы
  • Тема 3. Качественные исследования. Методы, подходы, процедуры.
    Качественные исследования. Какие теории исследуются в политологии данным подходом. Выборка: размер и типы. Гипотезы и теории в качественных исследованиях.Этапы: дизайн, сбор данных, анализ данных, интерпретация. Процедуры и методы сбора данных. Визуализация данных. Анализ и интерпретация данных. Замыкание исследовательского цикла: от результатов исследования – к обновлению Введения и корректировке заголовка КР.
  • Тема 4. Подготовка текста и защита курсового исследования
    Техники написания текстов. Техники саморедактирования. Peer-review – взаимное рецензирование. Структура презентации. Содержание слайдов: обязательная часть, запасные слайды. Правила выступления: контакт с аудиторией. Ответы на вопросы. Удобные и неудобные вопросы. Контент презентации: Изложение основных элементов введения, исследовательского компонента основной части и выводов из заключения
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устный разбор статьи 1
  • неблокирующий Устный разбор статьи 2
  • неблокирующий Рецензия на обзор литературы однокурсника
  • неблокирующий Обзор литературы для своей курсовой работы
  • неблокирующий Устная презентация статьи
  • неблокирующий Домашняя работа - Введение к курсовой работе
  • неблокирующий Презентация исследовательского проекта
  • неблокирующий Предзащита курсовой работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.15 * Домашняя работа - Введение к курсовой работе + 0.125 * Обзор литературы для своей курсовой работы + 0.25 * Предзащита курсовой работы + 0.1 * Презентация исследовательского проекта + 0.075 * Рецензия на обзор литературы однокурсника + 0.05 * Устная презентация статьи + 0.175 * Устный разбор статьи 1 + 0.075 * Устный разбор статьи 2
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • King, G. (DE-588)135604311, (DE-576)166299405. (1994). Designing social inquiry : scientific inference in qualitative research / Gary King; Robert O. Keohane; Sidney Verba. Princeton, NJ: Princeton Univ. Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.039730549
  • Kothari, C. R. (2004). Research Methodology : Methods & Techniques (Vol. 2nd rev. ed). New Delhi: New Age International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=277465

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Hegde, D. S. (2015). Essays on Research Methodology. New Delhi: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=nlebk&AN=1001250
  • Стратегия социологического исследования : Описание, объяснение, понимание социальной реальности, Ядов В. А., Семенова В. В., 2000