• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Бакалавриат 2018/2019

Поведенческая нейронаука

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Курс по выбору (Психология)
Направление: 37.03.01. Психология
Когда читается: 3-й курс, 3, 4 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 4

Программа дисциплины

Аннотация

Целью дисциплины «Поведенческая нейронаука» является дать студентам представление об основных принципах современной нейронауки и познакомить с актуальными исследованиями нейрофизиологических основ наблюдаемого поведения. В ходе курса студенты научатся находить информацию о современных исследованиях в области нейронаук, критически анализировать их результаты и использовать эту информацию для объяснения и предсказания поведения человека. Курс включает в себя 12 лекций и 18 семинаров. В рамках курса студентам нужно будет подготовить два доклада: 1) по одному из аппаратных методов, используемых в нейронауках, и 2) по итогам анализа исследовательской статьи в одной из областей, обсуждавшихся в курсе. В конце дисциплины будет проведён экзамен в виде теста с закрытыми вопросами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Дать представление об основных принципах проведения современных исследований в области нейронаук
  • Познакомить с актуальными исследованиями нейрофизиологических основ наблюдаемого поведения
  • Дать представление о возможностях и ограничениях основных аппаратных психофизиологических методов
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Дает определения основных терминов и понятий из данной темы
  • Описывает область вопросов, относящихся к данной дисциплине
  • Знает основные теоретические позиции, дебатирующиеся в области
  • Знает физиологические и анатомические особенности строения и функционирования нервной системы
  • Знает и учитывает при планировании и интерпретации исследований возможности и ограничения основных аппаратных психофизиологических методов
  • Выбирает релевантные аппаратные психофизиологические методы для исследования и оценки поведения индивидов и групп
  • Знает основные классификации, теоретические модели и экспериментальные результаты
  • Сравнивает конкурирующие интерпретации экспериментальных данных
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в нейронауку
    Уровни описания в науки. Междисциплинарное взаимодействие в рамках поведенческой нейронауки. Представления о мозговой локализации психических функций. Проблема «тело-душа».
  • Обзор нейроанатомии и нейрофизиологии
    Общая организация нервной системы человека. Серое и белое вещество нервной системы. Нейроны и глия. Нейрон – основная структурная и функциональная единица нервной ткани. Мембранный потенциал. Потенциал покоя. Потенциал действия. Электрические и химические синапсы. Нервно-мышечный синапс. Возбуждающий и тормозный постсинаптические потенциалы. Возбуждающие и тормозные нейротрансмиттеры. Нейромедиаторные системы головного мозга. Разделение нервной системы на центральную и периферическую. Основные отделы головного мозга. Кора больших полушарий. Доли: лобная, теменная, височная, затылочная, островковая, лимбическая; их границы и состав (борозды и извилины). Цитоархитектоника коры. Поля Бродмана. Первичные, вторичные и третичные корковые центры. Основные функциональные центры коры (моторные, сенсорные, речевые).
  • Основные аппаратные методы исследования в нейронауках
    Методы изучения структуры и активности головного мозга, их возможности и ограничения. Функциональное картирование мозга. Методы электрофизиологии (ЭЭГ, МЭГ, электрокортикография), нейровизуализации (фМРТ, ПЭТ, оптическое картирование), воздействия на активность мозга (ТМС, ТЭС).
  • Врожденное и приобретенное поведение
    Генетические детерминанты поведения. Поведенческая генетика. Понятие наследуемости. Генетический контроль поведения. Генетика психических заболеваний. Инстинктивное поведение. Импринтинг. Сенситивные периоды. Нейропластичность. Нейропластичность при раннем повреждении мозга. Нейропластичность при обучении и научении. Соотношение между врожденным и приобретенным поведением.
  • Биологические основы мотивации и эмоций
    Гомеостаз и физиологические потребности. Сон и функциональные состояния. Циркадные ритмы. Стадии сна. Мотивация. Пищевое поведение: голод, жажда. Механизмы формирования аппетита, регуляции веса. Сексуальное поведение: гормональный контроль. Сексуальная ориентация и половая идентичность. Страх и агрессия. Система подкрепления мозга.
  • Биологические основы когнитивного контроля и управляющих функций
    Модели когнитивного контроля и управляющих функций. Роль лобной коры в осуществлении управляющих функций и функциональная специализация отделов префронтальной коры. Представление о фронтопариетальной сети. Роль постцентральных отделов коры и глубинных структур мозга в обеспечении управляющих функций
  • Биологические основы психических расстройств
    Аддикции. Психоактивные вещества: алкоголь, марихуана, кокаин, опиаты, ЛСД и т. д.. Механизмы действия наркотиков, преодоление гематоэнцефалического барьера, выведение из организма, привыкание и эффекты отмена, физическая зависимость. Психиатрические заболевания: шизофрения, аффективные расстройства, синдром Туретта и т. д. Роль медиаторных систем в их развитии. Психофармакология. Стресс и психосоматические расстройства. Психонейроиммунология
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Аудиторная работа
  • неблокирующий Доклад 1 (об аппаратном методе нейронаук)
  • неблокирующий Доклад 2 (по результатам анализа научно-исследовательской статьи)
  • неблокирующий Тест
    Экзамен проводится в письменной форме. Экзамен проводится на платформе goformative.com (https://goformative.com/). К экзамену необходимо подключиться за 1-2 минуты до начала. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее минуты. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи аналогична процедуре сдачи.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.1 * Аудиторная работа + 0.2 * Доклад 1 (об аппаратном методе нейронаук) + 0.4 * Доклад 2 (по результатам анализа научно-исследовательской статьи) + 0.3 * Тест
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Анатомия нервной системы : учеб. пособие для вузов, Козлов В. И., Цехмистренко Т. А., 2004
  • Психофизиология : учебник для вузов, Гринченко Ю. В., Греченко Т. Н., 2007
  • Физиология центральной нервной системы : учебник для вузов, Недоспасов В. О., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Baars, B. J., & Gage, N. M. (2010). Cognition, Brain, and Consciousness : Introduction to Cognitive Neuroscience (Vol. 2nd ed). Burlington, MA: Elsevier Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=320761
  • Glickstein, M. (2014). Neuroscience : A Historical Introduction. Cambridge, Massachusetts: The MIT Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=689433
  • Hari, R., & Salmelin, R. (2012). Magnetoencephalography: From SQUIDs to neuroscience: Neuroimage 20th Anniversary Special Edition. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.7050C50