• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Версия для слабовидящихЛичный кабинет сотрудника ВШЭПоиск
Бакалавриат 2018/2019

Мировое культурное наследие (История России в контексте мировых цивилизаций, Страноведение)

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Направление: 45.03.02. Лингвистика
Когда читается: 1-й курс, 1, 2 модуль
Формат изучения: Full time
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Курс «Мировое культурное наследие» предназначен для студентов, уже обладающими базовыми познаниями по мировой истории и истории Отечества. Курс дает студентам общее представление о понятии «культура» в необходимых культурологических терминах, понятиях и категориях, важнейших этапах развития мировой культуры и культуры России. Рассматриваются основные подходы к изучению мирового культурного опыта для целостного системного понимания социокультурных процессов прошлого и настоящего. Для этого особое внимание обращается на классификацию культуры по каким-либо основаниям и общности признаков. В данном случае основной упор делается на типологию культуры на уровне действительности, а именно по месту и роли религии.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • введение в исследовательскую проблематику возникновения и сохранения памятников материального и нематериального культурного наследия
  • ознакомление с мировым культурным разнообразием
  • попытки совершения культурного путешествия во времени
  • соотнесение особенностей историко-культурных процессов в России и ведущих странах мира
  • создание исторических портретов правителей выдающихся личностей мировой культуры
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать общие особенности общечеловеческого культурного наследия, представленного пятью мировыми религиями
  • Уметь анализировать научную литературу по тематике курса
  • Иметь навыки подбора материалов, постановки задач, выполнения и обсуждения исследования
  • Уметь анализировать научную литературу по тематике курса
  • Уметь планировать научное исследование в рамках курса с адекватной постановкой цели и задач, структурированием материала и использованием соответствующих методов анализа
  • Уметь использовать различные методы анализа источников и историографии в собственных исследованиях
  • Иметь навыки оформления и презентации научного проекта
  • Уметь использовать различные методы анализа источников и историографии в собственных исследованиях
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Конфуцианско-даосийский тип культуры
    Конфуцианско-даосистская картина мира и ее социальный характер. Верховное божество древнего Китая Шанди. Культ Неба и Чжоу. Творец даосизма Лао-цзы. Кун Фу-цзы – создатель конфуцианства. Система ценностей конфуцианства и морально-примиренческое отношение к миру. Идеал совершенного человека «цзюнь-цзы», обладающий двумя важнейшими достоинствами: гуманностью и чувством долга. Трактат Лао-цзы и «китайские церемонии». Важнейшая особенность социального порядка по Конфуцию – строгое повиновение старшим. Учение о «сяо» - сыновьей почтительности.
  • Особенности культурного наследия Китая
    Особенности искусства Китая. Идея гармоничного единения человека с природой – душа китайского искусства. Иероглиф – идеальная структурная модель художественного произведения. Живопись «цветов и птиц», «трав и насекомых». Годовой цикл праздников в Китае – ритуальные взаимоотношения, разворачивающиеся в трех стадиях хозяйственного цикла, трех возрастах жизни: юности, зрелости, старости. «Праздники живых»: Новый год, праздники «двойной пятерки», «середины осени», «праздники мертвых»: обметания могил, «голодных духов» и «отправки зимней одежды».
  • Индо-буддийский тип культуры
    Мировоззренческие принципы брахманизма, буддизма, индуизма и социальные основы индо-буддийской духовной традиции. Слияние религии и философии как характерная особенность индо-буддийской культуры. Идеи Брахмана и Атмана в Упанишадах. Школы классической индийской философии: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. Место кармы в индо-буддийской культуре. Бенареская проповедь Будды. Система ценностей индо-буддийской культуры. Понятия дхармы, артхи, камы и мокши. Социальная основа индо-буддийской культуры (деление на варны).
  • Особенности художественного наследия Индии
    Особенности художественной культуры Индии: теснейшая связь с религией и философией, обращение к крестьянину, отождествление с природой. Архитектура Индии. Праздники индуизма (Васант Панчами, Маха Шиваратри, Холи, Васанта Навратри, Акшая Трития, Гуру Пурнима, Кришна Джанмаштами). Основные праздники в буддизме (день Будды, день Дхармы, день Сангхи. Новый год, Дуйнхор, Дзул, Лхабаб дуйсэн). Традиции их проведения в древней и современной Индии.
  • Иудейский тип культуры
    Четыре конфессии иудаизма: ортодоксальный иудаизм, караимство, хасидизм, реформированный иудаизм. Восемь основных положений вероучения: о священных книгах, о сверхъестественных существах, о Мессии, о пророках, о душе, о загробной жизни, о пищевых запретах, о субботе. Три группы священных книг иудаизма: Тора, Танах и Талмуд. Тора и Танах как основа Ветхого Завета, их идеи в Коране, а также их влияние на развитие мировой художественной культуры.
  • Особенности еврейского культурного наследия
    Праздники и памятные даты в иудаизме и их роль в утверждении основных его принципов, в укреплении веры. Главные праздники: Песах, Шавуот и Сукот. Рош- Гашана и Йом-Киппур. Важные праздники: Ту би-шват, Пурим, Лаг ба-Омер, День Иерусалима, Ханука, Симхат Тора, Тиша бе-ав. Существует ли национальная еврейская художественная культура?
  • Христианский тип культуры
    Социокультурные предпосылки становления христианства. Христианская картина мира. Ценностные ориентации христианства. Ведущее место морально-этической проблематики. Бог - главная этическая ценность христианства. Нагорная проповедь и сущность христианской нравственности. Монашество как одно из самых ярких проявлений христианской жизни. Католицизм и православие. Протестантская версия христианства и переоценка роли церкви на пути спасения. Значение разума, инициативы и ответственности отдельного человека. «Удешевление» церкви и церковного ритуала.
  • Особенности христианского культурного наследия
    Художественная практика христианства. Темы, сюжеты, образы, заимствованные из Библии, в произведениях литературы, живописи, скульптуры народов Европы. Культовое искусство: объект поклонения (икона) и средство реализации культовых действий (пение хора, музыка). Идея спасения – одна из ведущих тем гуманистической литературы. Христианские праздники и национальные особенности их проведения. Праздники православия: Пасха, двунадесятые праздники, особо значимые (переходящие и непереходящие). Праздники католичества: Рождество, праздники, совпадающие с православными и не совпадающие.
  • Исламский тип культуры
    Возникновение ислама и основные исторические этапы его развития. Суннизм, шиизм и исмаилизм. Картина исламского мира на основе идеи последовательного монотеизма. Идея абсолютной предопределенности человеческих поступков. Мусульманское учение о душе. Система мусульманских ценностей в Коране, Сунне и шариате. Чувство превосходства правоверного над неверным. Молитвы как способ воспитания мусульманского фанатизма. Шахада и намаз. Джихад и хадж. Теократическая идея социального мира. Античная философия и суфизм в Арабском халифате.
  • Особенности исламского культурного наследия
    Художественные традиции исламского мира. Широкое распространение поэзии и отсутствие живописи. Мусульманские традиции проведения праздников. Великие: праздник разговения и праздник жертвоприношения. Значимые: первый день Хаджа, Мухаррам, дни Ашура, «Шахсей-вахсей», день рождения Пророка Мухаммеда, женитьба родителей Пророка Мухаммеда, Мирадж, ночь очищения от грехов, Ураза, ночь предопределения, Йаум Арафа.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Устные ответы
    Если студент отказывается от выполнения задания в предварительно обозначенный преподавателем срок или отсутствует на занятии без уважительной причины, то он/она получает 0 баллов. Преподаватель не принимает работы, сданные с нарушением сроков, установленных заранее. То есть в данном случае не предусмотрена сдача работы с опозданием. Работа, сданная не в срок, оценивается в 0 баллов. При обнаружении факта списывания или подлога, промежуточных и итоговых, работа аннулируется (ставится ноль баллов) и дальнейшей пересдаче не подлежит. Исключения составляют случаи болезни, подтвержденные официальными медицинскими документами, и особые обстоятельства, о которых преподаватель проинформирован заранее. В каждом конкретном случае возможность переноса сроков выполнения задания решается в индивидуальном порядке преподавателем. При необходимости в решении участвует Академический руководитель программы или/и Начальник учебного отдела. После предоставлении справки в учебный офис студент извещает об этом преподавателя и договаривается о сдаче задолженностей в течение двухнедельного срока с момента окончания действия справки. Если обнаруживается, что справка не является действительной, то преподаватель имеет право не разрешить пересдачу задолженности или аннулировать уже проведенную работу.
  • неблокирующий Рефераты
    Если студент отказывается от выполнения задания в предварительно обозначенный преподавателем срок или отсутствует на занятии без уважительной причины, то он/она получает 0 баллов. Преподаватель не принимает работы, сданные с нарушением сроков, установленных заранее. То есть в данном случае не предусмотрена сдача работы с опозданием. Работа, сданная не в срок, оценивается в 0 баллов. При обнаружении факта списывания или подлога, промежуточных и итоговых, работа аннулируется (ставится ноль баллов) и дальнейшей пересдаче не подлежит. Исключения составляют случаи болезни, подтвержденные официальными медицинскими документами, и особые обстоятельства, о которых преподаватель проинформирован заранее. В каждом конкретном случае возможность переноса сроков выполнения задания решается в индивидуальном порядке преподавателем. При необходимости в решении участвует Академический руководитель программы или/и Начальник учебного отдела. После предоставлении справки в учебный офис студент извещает об этом преподавателя и договаривается о сдаче задолженностей в течение двухнедельного срока с момента окончания действия справки. Если обнаруживается, что справка не является действительной, то преподаватель имеет право не разрешить пересдачу задолженности или аннулировать уже проведенную работу.
  • неблокирующий Доклады
    Если студент отказывается от выполнения задания в предварительно обозначенный преподавателем срок или отсутствует на занятии без уважительной причины, то он/она получает 0 баллов. Преподаватель не принимает работы, сданные с нарушением сроков, установленных заранее. То есть в данном случае не предусмотрена сдача работы с опозданием. Работа, сданная не в срок, оценивается в 0 баллов. При обнаружении факта списывания или подлога, промежуточных и итоговых, работа аннулируется (ставится ноль баллов) и дальнейшей пересдаче не подлежит. Исключения составляют случаи болезни, подтвержденные официальными медицинскими документами, и особые обстоятельства, о которых преподаватель проинформирован заранее. В каждом конкретном случае возможность переноса сроков выполнения задания решается в индивидуальном порядке преподавателем. При необходимости в решении участвует Академический руководитель программы или/и Начальник учебного отдела. После предоставлении справки в учебный офис студент извещает об этом преподавателя и договаривается о сдаче задолженностей в течение двухнедельного срока с момента окончания действия справки. Если обнаруживается, что справка не является действительной, то преподаватель имеет право не разрешить пересдачу задолженности или аннулировать уже проведенную работу.
  • неблокирующий Экзамен
    Экзамен проводится в устной форме (опрос по материалам курса). Экзамен проводится на платформе MS Teams (teams.microsoft.com). Студенты должны зайти на платформу своего семинара. К экзамену необходимо подключиться согласно расписанию экзамена. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: наличие рабочей камеры и микрофона. Для участия в экзамене студент обязан: явиться на экзамен согласно точному расписанию, при ответе включить камеру и микрофон. Во время экзамена студентам запрещено: выключать камеру, пользоваться конспектами и подсказками. Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение связи менее двух минут. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается нарушение две минуты и более. При долговременном нарушении связи студент не может продолжить участие в экзамене. Процедура пересдачи подразумевает использование усложненных заданий.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.3 * Доклады + 0.2 * Рефераты + 0.2 * Устные ответы + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Философия культуры / Э.А. Поздняков. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Весь Мир, 2016. - 608 с. - ISBN 978-5-7777-0655-3. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1014360

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Культура. Религия. Толерантность. Культурология : учеб. пособие / О.Н. Сенюткина, О.К. Шиманская, А.С. Паршаков, М.П. Самойлова ; под общ. ред. О.Н. Сенюткиной. — 2-е изд. — М. : ИНФРА-М, 2018.— 247 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/15949. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924451